Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по русскому языку 10 класс. Смысловая сторона слова
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Тема: СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА СЛОВА: ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Цели: повторить основные понятия из курса «Лексика»; закрепить умение учащихся определять лексическое значение слова; продолжить работу по формированию умения соблюдать лексическую норму; развивать речь учащихся.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний учащихся
1.Основные лексические понятия
Закончите формулировку.
Синонимы — это...
Антонимы — это...
Омонимы — это...
Паронимы — это...
Фразеологические обороты — это...
Диалектные слова — это...
Неологизмы — это...
Устаревшие слова — это...
IV. Основной этап
Выполнение тренировочных упражнений
1. Соотнесите слова в левом столбике и их толкование в правом. Выполните тестовую запись.
1. Ревю |
а) спортивная игра двух команд, заключающаяся в попадании большим овальным мячом в специальные ворота |
2. Резюме |
б) стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII века |
3. Регби |
в) театральное представление, состоящее из ряда отдельных сцен и номеров, объединённых по какому-либо общему признаку |
4. Рококо |
г) краткое изложение сути речи, статьи, заключительный итог речи, доклада, краткий вывод из сказанного |
5. Поппури |
д) башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева |
6. Сабо |
е) музыкальная пьеса, составленная из популярных оперных, опереточных, балетных номеров или народных песен, танцев |
Ключ.1в, 2г, За, 46, 5е, 6д.
2. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов.
1)стая а) верблюдов
2) табун б) коров
3) караван в) любопытных
4)отара г) демонстрантов
5)косяк д) овец
6) стадо е) рыб
7)толпа ж)голубей
8)колонна з) лошадей
9) рой и) пчёл
3. Выберите наиболее уместный вариант из скобок, подчеркните его.
1. Облетевший мой садик (безжизнен, безжизненный) и (пуст, пустой).
2.Встретились богатыри на поле (брани, битвы, баталии).
3.Он с любопытством (глазел, взирал, смотрел) на вошедшего.
4.Из комнаты доносились обрывки (тихого, неслышного, беззвучного) разговора.
5.Пусть не всё в этом киноромане (совершенное, совершенно), но он (искренний, искренен, честный, честен) перед историей и нынешним временем.
6.Скалы здесь (голы, голые), туманы(густы, густые), растительность (бедна, бедная) и(скудна, скудная).
7. Коллекции(обоих, обеих) кутюрье были встречены овациями.
8. На(обоих, обеих) АТС шла реконструкция.
9. У нас растёт около (двадцать, двадцати) видов можжевельника.
4. Подберите антонимы к словам.
Надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, частый.
5. Найдите неправильно подобранные антонимические пары.
Родной — чужой, солнце — земля, смешной — весёлый, густой — редкий, хороший — плохой, утро — вечер, дерево — куст, умный — глупый, ускакать — уехать, веник — швабра, стол — стул, радоваться — горевать, большой — маленький, паркет — линолеум, ускорять — замедлить.
6. В следующих предложениях найдите антонимы, определите их стилистические функции:
а) антитеза — противопоставление характеров, образов и понятий;
б) оксюморон — логически несоединимые понятия, противоречивые («остроумно-глупое»);
в) энантиосемия — противопоставление между значениями одного слова (одолжить).
1.Белую работу делает белый, чёрную работу — чёрный.
2.Всё было для него не шуткой, ему лишь было втайне жутко: он, утверждая, отрицал и утверждал он, отрицая.
3.Тогда — не правда ли? В пустыне, вдали от суетной молвы, я вам не нравилась... что ж ныне меня преследуете вы?
4.Я празден, я без дела, а ты бездельник деловой.
5.Той, чей норов соли солоней, стал не нужен; нужен стал, кто пресен.
6.Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой.
7.Его врачам искусным поручили, а те его до смерти залечили. — Город не залечил ещё разрушений.
8. С внешними неудобствами всегда готов был мириться. Труднее было выносить внутренний разлад.
9. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
10. Командовал нами Манечкин. Он живо распорядился, кому обходить лесок справа, кому — слева.
Ключ. 1а, 26, За, 46, 5а, 66, 7в, 8а, 96, 10а.
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Оставить комментарий!