Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Современная школа немыслима без социально - психологической службы, в обязанности которой входит максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников. Первая ступень работы социально - психологической службы - это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся на 1 ступени обучения в школе, а также систематически контролировать переломные, переходные моменты в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми


Факторы, влияющие на отношение подростков к учебе

                           Факторы, влияющие на отношение подростков к учебе

      Учебно - исследовательская деятельность является ведущей для учащихся средних общеобразовательных учреждений любого типа. В основном устойчивая учебная мотивация школьников формируется к концу обучения в IV классе.

   Отношение подростков к учёбе дифференциро­вано и зависит от их интереса, уровня интеллекта, развития кругозора, личностного развития, объ­ёма и прочности знаний. Наряду с этим, отноше­ние подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к преподающему его учителю. Ребятам обычно нравятся те предме­ты, которые преподают их любимые педагоги. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но беспристрастных, которые по-доброму относятся к детям, ставят справедливые оценки, не разделяя класс на «любимчиков» и «нелюбимых». Особенно ценится несовершеннолетними эрудиция педагога, а также его умение правильно строить взаимоот­ношение с учащимися. Интерес к учёбе может сни­жаться по причине появления у ребят иных инте­ресов за пределами школы.

   Отношение подростка к учёбе, а также его учебно - исследовательская деятельность,  в значительной степени предопределяется его отношениями с папой и мамой. Такие семейные факторы, как низкий культурно-образовательный уровень, девиантное поведение родителей, неправильное воспитание в семье, негативно сказываются на физическом и психическом развитии несовершеннолетних и их отношении к учёбе [3—5].

   Подчеркнём, что помимо социально-психологи­ческих факторов, отношение подростков к учеб­ной деятельности предопределяется и медицин­скими факторами, к которым относятся состояние нервно-психического здоровья, особенности пита­ния и др.

  В подростковом возрасте проявлениями нервно-психической патологии чаще всего являются депрессия, нарушения поведения зависимости, рас­стройство адаптации. Депрессия характеризуется ухудшением настроения, ленью, раздражительно­стью, апатией, вялостью, грубостью. В состоянии депрессии подросток не может себя заставить сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии своевременного лечения несовершеннолетний начинает пропускать некото­рые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекра­щает посещать школу. Родители, педагоги, одно­классники расценивают такое поведение, как лень, распущенность, влияние дурной компании. Такого подростка наказывают в школе и дома, что лишь усугубляет ситуацию, так как несовершеннолетний становится драчливым, конфликтным, нетерпели­вым, нередко приобщается к приёму психоактив­ных веществ, к антисоциальным группам.

   Расстройства поведения — самостоятельные клинические формы, при которых у подростков существенно снижается мотивация к учёбе. Наи­более тяжёлыми проявлениями расстройств поведения являются: частые и тяжёлые вспышки гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых; мстительность и озлобленность; использование оружия, которое способно причинить серьёзный физический вред другим лю­дям (например, клюшка, кирпич, разбитая бутыл­ка, нож, огнестрельное оружие); проявление физи­ческой жестокости по отношению к другим людям (например, связывание жертвы, нанесение ей по­резов или ожогов); преднамеренное разрушение чужой собственности; преднамеренное разведе­ние огня с риском или намерением причинить серьёзный ущерб; принуждение другого к половой жизни; совершение преступления на виду у жертвы); проникновение в чужие дома и автомобили и другие социально - психологические факторы.

   Практика показывает, что репрессивные ме­ры воздействия со стороны педагогов и родите­лей малоэффективны, а иногда и вовсе приводят к противоположному эффекту. В отношении к таким подросткам нужны терпение, чуткость. Важно пе­реключить их внимание на другие виды деятельности, к которым они тяготеют: спорт, рисование и т. д. Родители должны хорошо знать всех друзей своего ребёнка. Несомненно, такие подростки обязательно должны получать психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

   Фактор питания во многом определяет умствен­ную и физическую работоспособность. Соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рацио­не пищи подростков должно составлять 1 :1 :4. Особенно велика роль белка. Хронический недо­статок последнего в пище приводит к задержке психического, физического развития. Задержка психического развития в свою очередь негативно сказывается на учебной деятельности подростков и их мотивации к учёбе.

   С целью изучений отношения подростков к учебной деятельности нами были обследованы 166 подростков IX классов общеобразовательных школ, из них мальчиков — 87 (52,40 %), девочек — 79 (47,60 %).

   Результаты исследования приведены в табли­цах 1 и 2.

Таблица 1.Отношение к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразовательных школ

Нравится ли учиться?

да

нет

затруд­няюсь ответить

не указа­но


81 (48,80 %)

26

(15,66%)

59

(35,54 %)

0 (0 %)


Таблица 2. Причины негативного и нео­пределённого отношения к учебной деятель­ности учащихся IX классов общеобразователь­ных школ (допускается несколько вариантов ответа)

Причины негативного или неопределённого отношения к учёбе

Количество

Плохие отношения с учителями

10 (11,00%)

Плохие отношения со сверстниками

8 (9,00 %)

Трудности в понимании изучаемого предмета(ов)

25 (29,41 %)

Не интересно учиться вообще

18 (21,00%)

Другое

27 (31,00%)

Не указано

12 (14,12%)

 

  Из 166 подростков общеобразовательных школ на вопрос «Нравиться ли учиться?» положительный ответ дали 81 (48,80 %), отрицательный — 26 (15,66 %), 59 (35,54 %) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. Наибо­лее частой причиной отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (29,41 %) были назва­ны трудности в понимании изучаемого предмета (предметов). Отсутствие интереса к учёбе имело место у 18 (21 %) несовершеннолетних. Наиболее частыми причинами, указанными в разделе «Дру­гое», были «лень», «надоело», «плохое настроение», «сильная усталость», составившие 21 % всех отве­тов. Указанные жалобы свидетельствуют о психи­ческом неблагополучии, в частности депрессии и астении у подростков. Такие причины, как плохие отношения с учителями и со сверстниками, бы­ли менее значимыми и составили соответственно 11 и 9 %.

   Выводы:

   1. Негативное и неопределённое отношение под­ростков к учебной деятельности в ряде случаев предопределяется социально-психологическими факторами: неинтересно учиться, плохие отношения с учителями и со сверстниками. 2. Наиболее частые причины отрицательного и неопределённого отношения к учёбе (труд­ности в понимании изучаемого предмета(ов), другие) предопределены медицинскими фак­торами — депрессией, астенией. 3. Педагоги, прежде всего педагоги социальные, должны учитывать специфику указанных при­чин, помимо социально-психологической ра­боты с такими подростками, они обязательно должны содействовать оказанию психиатри­ческой помощи.

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 101204

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020
.
  • Гости
  • 19 января 2016 09:37

Игровые автоматы

Привет! Достаточно слабо на отношение к учебе влияет социально-экономический статус родителей школьников. В школах, куда отбирают детей по этому критерию, существуют классы, где мотивация к хорошей учебе невысока. Не удалось найти никаких четких закономерностей, связанных со школой или семьей, которые бы на это влияли.
.
  • Администраторы
  • 24 января 2016 20:10

mary196310

Привет. А найти четкие закономерности, которые бы мотивировали детей к учебе, не представляется возможным по-любому, потому что все это индивидуально и требует личностного подхода. Но то, что все идет от семьи и из семьи - ФАКТ!
.
  • Гости
  • 13 марта 2016 10:29

Игровые автоматы

Привет! Практическая значимость исследования. Выявленные педагогические условия содействия формированию позитивного отношения подростков к обучению позволяют повысить эффективность процесса обучения.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru