Обеспечение целостности нравственного поведения у школьников
Обеспечение целостности нравственного поведения
у школьников
Нормы нравственного поведения всегда вызывали и до сих пор вызывают споры. Нравственное поведение учащихся начинает формироваться уже в раннем возрасте. Еще древнегреческий философ Аристотель указывал на важность формирования опыта нравственного поведения человека. Он утверждал, что справедливым человек становится, творя дела справедливые, и умеренным, поступая с умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голову не приходит стать хорошим человеком. А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский подхватили и развили эту идею о значимости личного опыта поведения.
Этим определяется социальная значимость и актуальность избранной нами темы.
Современная педагогика нацелена на формирование личности, способной выжить в сложных социально-экономических условиях и найти свою нишу в рыночных отношениях, не потеряв человеческого достоинства, не узурпировав права и свободы окружающих ее людей.
Для этого необходимо решить проблему преодоления противоречий между одобряемой прогрессивным общественным сознанием системой национальных и общечеловеческих ценностей и реальными нравами микросреды, в которой протекает формирование первоначального жизненного опыта школьников. Необходимо не только приобщить детей к системе гуманистических ценностей, выработать у них нравственно-эстетические идеалы, приучить к правильной оценке своих действий, обучить правильному выбору в сложных жизненных ситуациях, но и поднять нравственно-психологическую культуру родителей.
Школьное образование обладает огромным воспитательным потенциалом в системе идейно-нравственного развития учащихся.
Нравственность (мораль) — это не только система знаний о правилах поведения людей, обусловленных моральными нормами, но и практическая деятельность людей. Нравственность — это, прежде всего, искусство правильной жизни. Реальной формой ее существования является живое общение людей, их повседневная жизнь, включающая многообразные виды деятельности. «Ведь мы не хотим знать, что такое мужество, а хотим быть мужественными, или что такое справедливость, а быть справедливыми — точно так же, как нам приятнее быть здоровым, чем знать, что есть здоровье». Аристотель подчеркивает, что нравственность является тотальной характеристикой человека, в которой участвуют как разум, так и склонности, как желания, так и поступки. Силой, движущей нравственное поведение, является душа во всем богатстве ее проявлений. Он говорит, что знание добродетели еще не гарантирует добродетельного поведения, т.к. мораль проявляется в живой, эмпирической, каждый раз неповторимой деятельности индивида. Добродетель обнаруживает свое качественное своеобразие в реальном поведении, она не может приводиться в движение одним лишь разумом. Не меньшее значение имеют аффекты (чувства) и склонности (то, что мы называем направленностью личности). Добродетели не даются человеку от природы, но и не возникают помимо нее. Человек имеет возможность стать добродетельным, но реализует ее (эту возможность) только в деятельности, поэтому немаловажно, приучен ли кто-либо с первой молодости к тому или другому, напротив, это очень важно; от этого зависит все. Мудрость и сложность нравственно совершенной жизни состоит в том, чтобы уметь найти специфичную для каждой ситуации меру доброжелательства. Это умение не формируется усвоением научных определений добродетели, а является привычкой, навыком, приобретенными в процессе опыта нравственного поведения. Этот опыт управляем разумом. А в раннем возрасте — теми людьми, которые призваны приобщить ребенка к культуре: родителями и учителями-воспитателями.
Именно от нас, учителей, зависит, в каком направлении будет развиваться растущая личность, как будет формироваться её мировоззрение — стержень гражданственности, её отношение, выраженное в нравственных поступках и нравственном поведении к одноклассникам, к родителям, к ведущему виду деятельности — учёбе, к природе и в целом к окружающему миру.
Исходной задачей является раскрытие сущности, структуры опыта нравственного поведения и его функций в развитии нравственной сферы личности. Если общественный нравственный опыт определяется как совокупность исторически накопленных человечеством нравственных ценностей, принципов, требований, норм и правил поведения человека в обществе, то индивидуальный нравственный опыт рассматривается нами как мотивационно-потребностная и операциональная готовность личности к самоорганизации своего поведения на основе выработанных общественным сознанием нравственных принципов и ценностей. Они выступают мотивационным ядром для нравственной деятельности, в процессе которой человек, реализуя различные виды долга, вырабатывает в себе определенные жизненные установки, личностные качества, характеризующие его как нравственную личность. Механизмом развития индивидуального нравственного опыта является опыт нравственного поведения, который определяется нами как личностное образование, базирующееся на взаимодействии знаниевого, когнитивного, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов, обеспечивающих готовность к нравственному выбору, самоопределению в различных жизненных ситуациях, к свершению нравственных поступков.
Таким образом, нравственное поведение, целостность формирования опыта нравственного поведения школьников определяет:
—просвещение, которое организуется на уроке;
—интерактивная деятельность на уроке и вне его;
—взаимоотношения внутри коллектива;
—коллективные и групповые задания;
—контроль школы за выполнением различных видов долга (сыновнего, дочернего, ученического и др.);
— связь с семьей;
— включение ребенка в активные виды деятельности во всех сферах его жизнедеятельности (в классе, школе, семье
— в процессе всех видов деятельности: труда, игры, общения, учения) при помощи использования методов: игры, анализа ситуаций, игр пролонгированного действия и др.;
— рефлексия.
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 13151Специфика просвещения школьников заключается в том, что оно должно опираться на жизненный опыт ребенка, избегать теоретизирования, раскрывать понятия на ярких, эмоциональных образах, ситуациях, рассказах, сказках и т.д. с учетом возрастных особенностей. В процессе просвещения учителю необходимо устанавливать тесную связь с семьей.
С этой целью целесообразно проводить совместные мероприятия познавательного характера. Это могут быть не обязательно тематические классные часы, открытые мероприятия, но и совместные экскурсии, посещение выставок, концертов.
Духовно-нравственное воспитание – это в первую очередь обращение к национальному наследию своей страны, к истории, к обычаям и культуре. Поэтому и одними из целей в своей воспитательной работе были;
- приобщение учащихся к культуре и традициям Беларуси, освоения пространства белорусской культуры через образовательный процесс;
- обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимовоспитанию.
И поэтому в план воспитательной работы в прошлом учебном году были включены и проведены такие мероприятия, как круглый стол «Имена в истории Беларуси», колесо истории «Страницы белорусского быта», инф. час «Традиционные праздники Беларуси», круглый стол «Традиции, обычаи, обряды», Рождественские колядки, беседа о семейной генеалогии «Кто я и кто моя семья», инф. час «Религия христианская и языческая», «Школа этикета» о правилах поведения, открытое мероприятие «Пасха Красная»...
Оставить комментарий!