Современная школа немыслима без социально - психологической службы, в обязанности которой входит максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников. Первая ступень работы социально - психологической службы - это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся на 1 ступени обучения в школе, а также систематически контролировать переломные, переходные моменты в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми
Произвольность поведения и деятельности младшего школьника
Произвольность поведения и деятельности
младшего школьника
Татьяна
Митрофановна
САВЕЛЬЕВА
доктор психологическихнаук, профессор,
заведующая сектором психологии
развивающего образования
Национальногоинститута образования
Поведение школьников всегда вызывало и вызывает интерес у психологов.
В период младшего школьного возраста у детей происходят сдвиги в сфере произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором, детерминирующим развитие у младшего школьника произвольности, является появление в его жизни собственной учебной и других видов деятельности, особенно — трудовой.
Однако не только учебная деятельность способствует формированию у младшего школьника произвольности поведения. Как показали фундаментальные исследования российского психолога Л. С. Славиной, уже в III классе большое число учащихся принимают участие в домашнем труде. Они не только занимаются самообслуживанием, но и помогают родителям, имеют постоянные трудовые обязанности. В данном случае трудовая деятельность ребёнка носит чётко выраженный произвольный характер. Труд, представленный в виде выполнения постоянных обязанностей, имеет особое значение для развития у младшего школьника произвольности поведения.
Таким образом, учебная деятельность и труд в семье и школе являются теми видами деятельности, в которых формируется произвольность.
Л. С. Выготский полагал, что дифференциация игры и труда, происходящая в жизни ребёнка, поступившего в школу, является отличительной чертой в ситуации развития детей младшего школьного возраста и приводит к формированию главного новообразования данного периода развития ребёнка — произвольности его психических процессов и функций.
Развитию произвольности в этом возрасте способствует не только умение ребёнка руководствоваться целями, которые ставят перед ним взрослые, но иумение самостоятельно ставить цели и в соответствии с ними контролировать своё поведение и деятельность.Процесс формирования произвольности осуществляется в течение всех лет обучения учащегося в начальных классах школы.
По данным психолога Л. С. Славиной, учащиеся I и II классов характеризуются импульсивностью и несдержанностью. Они бегают, прыгают, им трудно в течение всего урока неподвижно сидеть за партой. И такое поведение является результатом повышенной потребности ребёнка в движении, сочетающейся с недостаточным умением управлять своим поведением. Но главная педагогическая задача заключается в том, чтобы научить детей управлять своим поведением. Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что к концу младшего школьного возраста эта задача решается без особых трудностей.
Воспитание произвольности в младшем школьном возрасте заключается, прежде всего, в том, чтобы систематическиучить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контролировать себя в этом процессе.
В качестве методического приёма Л. С. Славина предлагала младшим школьникам очень однообразную и неинтересную для них работу: ставить точки и кружки, расположенные на большом листе бумаги и объединённые в квадраты по 100 кружков в каждом (это задание было взято из методики А. Карстен).
Поскольку работа выполнялась по заданию экспериментатора, учащиеся воспринимали её как важную и нужную для взрослых, что для младшего школьника имеет очень большую побудительную силу.
Через определённое время у детей возникало «психическое насыщение»: сначала они варьировали порядок постановки точек, затем начали отвлекаться. Это означало, что у учащихся исчерпывалось желание выполнять предложенное им задание. Однако у них оставалось стремление выполнить просьбу экспериментатора. Вариации в способе выполнения работы свидетельствуют о том, что младший школьник может неосознанно и непроизвольно внести в свою однообразную деятельность определённые изменения, в результате которых у них пропало бы желание бросить работу.
Когда деятельность окончательно прекращалась, превращаясь в разрозненные, иногда даже недостаточно целенаправленные действия, или ребёнок решительно отказывался продолжать работу, экспериментатор ставил перед ним конкретную цель: сделать определённое количество квадратов. Это сразу же меняло и поведение ребёнка, и результаты его работы. Младшие школьники возобновляли работу и при этом снова действовали быстро, организованно и, как правило, без вариаций. При этом поставленная цель побуждала их к гораздо более длительной работе, чем первоначальное задание экспериментатора, данное в опыте без точного указания её конца. Большинство детей при наличии цели выполняли в 4-5 раз больше объёма работы и делали это значительно быстрее.
Таким образом, в фундаментальном исследовании психолога Л. С. Славиной удалось показать побудительную роль цели для детей младшего школьного возраста. С помощью неё младшие школьники преодолевают желание бросить работу. Результаты проведённых экспериментов свидетельствуют о том, что постановка цели как бы меняет знак потребности: сотрицательного (желание бросить работу)на положительный, т.е. побуждает продолжитьдеятельность до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Многочисленные исследования Л. С. Выготского и его учеников показали, что в период младшего школьного возраста все психические процессы и функции начинают приобретать внешне опосредованный характер. Для того чтобы сознательно управлять своими психическими Процессами, в этом возрасте ребёнку ещё нужны некоторые средства, выступающие в качестве опоры. Младшие школьники способны гораздо более последовательно и целенаправленно думать, рассуждая вслух. Посредством речи они организуют своё мышление и свою деятельность.
Таким образом, в результате перехода к обучению в начальных классах школы у ребёнка формируется не только произвольность поведения, но и произвольный характер его познавательных психических процессов.
О произвольном характере процесса усвоения знаний свидетельствуют и исследования, проведённые в научной школе В. В. Давыдова. По данным этих исследований, усвоение знаний должно осуществляться в форме действий по образцу.Такие действия обязательно требуют сознательности и произвольности их организации. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль учащихся (сравнение своих действий с образцом).
Исследование психолога Э. А. Фарапоновой показало, что при экспериментальной организации обучения труду уже в I классе школьники могут самостоятельновыделить учебную задачу по овладению отдельными трудовыми операциями.Они способны также овладетьумением планировать своюработу и контролировать свои действия.Такие же возможности были выявлены у младших школьников и при усвоении ими других учебных предметов.
Вот почему педагогика и методика обучения должны опираться на психологические возможности детей младшего школьного возраста. И главная задача учителя (и других субъектов образовательного процесса!) заключается в том, чтобы в современной образовательной среде создать полноценные условия для упражнения и функционирования психических процессов и качеств личности каждого ребёнка. Только в этом случае, по мнению Л. С. Выготского, обучение не будет плестись в хвосте психического развития младших школьников, а будет забегать вперёд этого развития и вести его за собой.
Таким образом, современная развивающая образовательная среда должна являться важным условием совершенствования целей начального образования. Образование при этом понимается нами как форма, способ психического развития человека. «...По своему содержанию психическое развитие — это самостоятельный процесс, но протекает оно в формах общения, присвоения, обучения и воспитания. Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов».
В развивающей образовательной среде, которую должны проектировать все субъекты образовательного процесса (учителя, родители, администрация школы, практические психологи и управленцы системы образования), необходимо развивать у младших школьников важное личностное качество — произвольность поведения и деятельности, на которое предстоит опираться и в последующем непрерывном образовании и самообразовании человека.
Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образовательной развивающей среде являются:
- упорство учащегося;
- настойчивость;
- умение преодолевать трудности в поведении и деятельности;
- умение выполнять разные виды самообслуживающего труда и трудовые действия (посильные для этого возраста);
- умение достигать цели, поставленные взрослыми;
- умение самостоятельно ставить цели;
- умение планировать своё поведение и деятельность;
- умение контролировать своё поведение и деятельность;
- умение управлять своим поведением и деятельностью;
- произвольность психических процессов (памяти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 50471
Оставить комментарий!