Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Современная школа немыслима без социально - психологической службы, в обязанности которой входит максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников. Первая ступень работы социально - психологической службы - это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся на 1 ступени обучения в школе, а также систематически контролировать переломные, переходные моменты в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми
Формирование культуры семейных отношений у подростков
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 24751ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
И. А. ХОРОВЕЦ,педагог-психолог
социально-педагогического центра г. Барановичи
Сегодня семья и её состояние оценивается неоднозначно: с одной стороны, она в состоянии справляться с различного рода невзгодами и трудностями, а с другой, напротив, есть такие семьи, а их большинство, которые требуют систематического внимания и постоянной поддержки общества из-за того, что не в состоянии найти решения своим проблемам (тяжёлая жизненная ситуация, социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.
Однажды, когда Муми-тролль был совсем маленький, его папа умудрился простудиться в разгар жаркого лета. Не захотел он пить горячее молоко с луком и сахаром, не пожелал он даже лечь в постель. Раньше он не болел никогда и теперь был очень встревожен. Муми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:
- Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что, если тебе написать книгу о своей молодости? А потом ты бы читал нам вспух то, что написал.
В ответ папа перестал кашлять:
- Так быстро книгу не напишешь. Не думай, что это так просто: взял и написал,- проворчал папа и высунулся из-под одеяла.
- Да, пожалуй, ты прав, - согласилась Муми-мама, которая в самой трудной ситуации обязательно что-нибудь придумает, и пошла на чердак за тетрадью.
Вот таким образом сказочные герои выдуманного мира финской писательницы Туве Янсон взаимодействуют, общаются, то есть стараются жить в гармонии друг с другом. Семья муми - троллей, выдуманная писательницей, - это та семья, по которой каждый из нас в глубине своей души тоскует. Почему? А потому, что все эти муми - тролли очень добрые, славные и заботливые, потому что все они - это семья. Они заботятся не только друг о друге, но и обо всех, кому живется трудно и плохо, и что самое главное - они любят друг друга. Они легко решают любые проблемы, они справляются не только с мелкими семейными недоразумениями, но и с природными бедствиями. Самый главный секрет успеха их семьи в том, что они вместе находятся всегда, даже если на время расстаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.
На сегодняшнем этапе развития современного общества, когда так много несовершеннолетних находится в социально опасном положении, распадаются семьи, дети остаются без родителей, духовные ценности утрачивают своё былое значение, важно задуматься о том, как подготовить молодёжь к семейной жизни так, чтоб их семьи были достаточно жизнестойкими, устойчивыми к социальным стрессам. Важно раскрыть для подростков значение образов матери и отца, показать способы использования ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями, креативность в нахождении путей дальнейшего развития семьи. Семья в социально опасном положении – это крик о помощи не только государству, но и всему обществу.
Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелёгких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении.
Большинство людей стремится к идеальному браку и хочет иметь счастливую семью. Тем не менее иногда кажется, что счастливые браки и семьи скорее исключение, чем правило: мы ежедневно сталкиваемся с супружескими конфликтами, непониманием, враждой ближайших родственников. Ещё в начале XX века много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Долгая и однообразная жизнь с одним человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом. Но в трудных и напряжённых ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьёзными событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни».
Всё это побуждает исследователей семьи изучать социальное сиротство и факторы, способствующие или препятствующие удовлетворённости взаимоотношениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «...едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакалённых сваливаются как большие снеговые глыбы, сдавливая их», «...когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех влияний ... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов). В этом случае современная наука говорит о силе Я, самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.
Трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счастливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы, или вместе несчастливы.
Подготовка подростков к семейной жизни, формирование у них культуры семейных отношений, тендерная адаптация — задача довольно сложная, но в значительной степени актуальная.
В наше время семья - не роскошь, потому что в этом мире, противоречивом и меняющемся, мы острее, чем раньше, нуждаемся в семейной опоре. Однако хочется заметить, что именно в это непростое и очень сложное время молодежь не готова к семейным отношениям, не готова к тому, чтобы создать семейное ядро для продолжения рода, не готова вкладывать силы и время в её развитие и сохранение. Дело, скорее всего, в другом… Мы до сих пор не осознаем того, что роль семьи намного изменилась, и сейчас возникла необходимость личного, творческого к ней отношения, и не нужно рассчитывать на то, что все может образоваться само собой. А когда этого не происходит, списываем неудачу на так называемый кризис. Но кризис не в семьях — в головах. Ведь семья — это не что-то независимое от нас, это мы сами, а значит, каждому из нас и решать все семейные проблемы, чтобы потом не было этого клейма - семья в социально опасном положении.
Условия успешного существования современной семьи в сегодняшнем меняющемся мире — искренний интерес к жизни вообще и семейной жизни в частности; гибкость разума, способность отказаться от удобных догм в пользу движения; стремление к реализации собственного потенциала. Если проще — человеку надлежит научиться творческому отношению к жизни. Главный враг творчества — стереотипы мышления и поведения (это касается и поведения в семье в радостные и трудные моменты жизни).
Практика проведения психологических практикумов для старшеклассников педагогом-психологом социально-педагогического центра на базе отдела ЗАГС Барановичского горисполкома имеет позитивный опыт. Подростки активно участвуют в предложенных играх, упражнениях и делятся потом своими впечатлениями. К мероприятиям активно привлекаются специалисты отдела ЗАГС, священник.
Представленные мероприятия помогут педагогам социальным и педагогам-психологам учреждений образования в подготовке подростков к семейной жизни. Активные формы работы хорошо принимаются ребятами, находящимися в социально опасном положении, расширяют их поведенческий репертуар, обогащают социальный опыт. Результаты этой работы видны прямо на занятии, где подростки в игровых ситуациях применяют полученные знания.
Оставить комментарий!