Веселая рыбалка - Youda Fisherman
Формирование мотивации учебной деятельности
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 43318
Текут в поднебесье звездные реки
Очень красиво... Это да!
Однако холодно быть человеком,
Если ты сам среди звезд не звезда!
Олег Григорьев
Помочь каждому почувствовать себя звездой, т.е. сделать процесс обучения успешным для каждого, — эту задачу решают многие учителя русского языка и литературы нашей школы, формируя такую образовательную и воспитательную среду, в которой каждый ученик в комфортных психологических условиях в процессе творческого взаимодействия со сверстниками сможет развиваться и самосовершенствоваться по своей индивидуальной траектории.
Как известно, качество личности формируется в деятельности. Психологи утверждают, что наследственные способности можно развить, стимулируя готовность к их творческому применению, обучая приемам нестандартного решения задач. И самым прочным и действенным мотивом в этой деятельности является интерес к предмету деятельности.
Мотивация учебной деятельности должна иметь место на протяжении всего процесса обучения. Многолетний опыт работы показывает, что внутренняя мотивация повышается, когда усвоение лингвистических понятий и норм литературного языка происходит на основе текстов, доступных, учитывающих возрастные особенности детей и их личностные, индивидуальные интересы и запросы. Такие тексты есть в учебниках, а если к ним добавить фрагменты произведений, рекомендуемых для внеклассного чтения, мы не только успешно решим задачи языкового образования, но и будем способствовать повышению интереса к чтению, формировать хороший литературный вкус. Связный текст больше, чем отдельные слова, стимулирует обращение учащихся к учителю с вопросами, требующими разъяснения языковых явлений, которые будут рассматриваться в старших классах или вообще находятся за рамками школьной программы. Если вопрос продиктован желанием знать, интересом к новому, результат обязательно будет положительным.
Повышению интереса к изучаемому программному материалу в немалой степени способствует решение задач, требующих нестандартного подхода. Эти задачи включаются в интеллектуальные разминки, с которых начинается урок; используются на этапе закрепления и даже промежуточного контроля (развивающие каноны, кроссворды, ребусы, блиц - опросы, логические пропорции, лингвистические соответствия, специальные задания по развитию аналитических способностей).
Использование таких заданий и интересных текстов активизирует креативные способности, и учащиеся сами создают рисунки, иллюстрирующие правила; тексты диктантов, посвященные отдельной орфограмме; описания по аналогии; свои варианты дидактических заданий.
Введение нового материала начинается с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познавательной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную активность учащихся. В результате проведенных под руководством учителя или самостоятельно мыслительных операций вычленения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся накапливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.
Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные методы: объяснение учителя, активизирующего познавательную деятельность школьников, лекция, эвристическая поисковая беседа, анализ учебного текста, самостоятельная работа школьников по учебнику.
Для осмысления нового материала учащиеся составляют схемы, модели, таблицы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).
Процессом запоминания нового материала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мнемотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.
Далее устанавливается степень осознанности учащимися нового материала, выявляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная проверка понимания нового материала).
С целью первичного закрепления знаний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного материала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученного для обеспечения индивидуальных способов умственных действий учащихся.
При сообщении нового материала на современном уроке русского языка используются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную деятельность учащихся: проблемные ситуации и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютерные программы, "мозговой штурм", лекция с обратной связью, конференция, семинар, деловые игры…
Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.
Мотивация учебной деятельности требует постоянного самосовершенствования учителя и стимулирует его на поиски новых форм и методов обучения.
"Хорошо быть лестницей для детей, которым хочется в хмурый день дорасти до солнца", — эти слова Вячеслава Куприянова очень близки нам.
Оставить комментарий!