Игры для детей Все игры

Игра: Веселая математика с Машей и Медведем


Занимательная обучалка с героями любимого детского мультфильма Маша и

Игра "Том и Джерри - Сырные Прыжки"


Том и Джерри - Сырные Прыжки (Super Cheese Bounce)


Технология развивающего обучения по литературе

Разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся втехнологии развивающего обученияпо литературе


 

Технология развивающего обучения на современном этапе становится все более актуальной и востребованной. Каким образом происходит разработка и определение объема и характера знаний и умений учащихся в технологии развивающего обучения по литературе?

Установка настроенности учащихся на эстетическое общение реализуется в следую­щих функциональных и структурных мо­ментах:

1. Эстетизация среды и обстановки урока.

2. Создание положительной эмоциональ­ной атмосферы на уроке.

3. Эстетически значимая информация, создающая "комплекс ожидания": вступи­

тельное слово учителя, комментарии, лек­ция, предварительное ознакомление с фак­тическим материалом, составление ориенти­ровочной основы предстоящей деятельности.

4. Средства активизации и стимулирова­ния художественной коммуникации: предва­рительные вопросы, задания, обращение к личному опыту школьников и т.д.

5. Культурный и художественный кон­текст.

Эмоционально-эстетической настроенно­стиучащихся на общение с произведением искусства способствуют такие группы мето­дов, какинтерактивные методы обучениясоздания культурного и художественного контекста, методы, эмоциональной настройки.Детально проработанный установочный этап благопри­ятствует созданию положительной эмоцио­нальной атмосферы, организации взаимодей­ствия, самоактуализации каждого ученика, помогает мобилизовать творческие возможно­сти школьников, стимулирует активную эстетико-перцептивную деятельность.

Интерактивные методы обученияможно выделить следующие:

1.Метод окруженияхудожественным контекстом:

а) метод окруженияравно­значным литературным художественнымконтекстом, при котором в качестве стиму­ла могут выступать одно или несколько ли­тературных произведений со сходным на­строением;

б) метод окруженияравнознач­ным художественнымконтекстом произве­денийдругих видов искусства,где в каче­стве стимула выступают произведения раз­личных видов искусства, созвучных воспри­нимаемому эмоционально-чувственным со­держанием;

в) метод окружениямногознач­ным художественнымконтекстом, который предполагает включение литературного про­изведения в различные художественные контексты с целью обнаружения новых эмо­ционально-смысловых оттенков.

Например, светлая, возвышенная грусть, одухотворен­ная строгим величием, составляет первый контекст. Изменение контекста: а) умиро­творение, гармоничное соединение с приро­дой; б) тоска, одиночество; в) состояние от­решенной влюбленности, мысленное любова­ние и наслаждение дорогим сердцу образом.

2.Метод окружениякультурным и ис­торическимконтекстом, предполагающий включение произведения в контекст опреде­ленной культурно-исторической эпохи, по­зволяет глубже познать его культурно-исто­рическую значимость.

3.Метод окруженияжизненным контек­стом,вводящий литературное произведение в жизненный опыт учащихся, актуализиру­ет воспоминания школьников о пережитых чувствах и эмоциональных состояниях, по­зволяет обнаружить связь заложенного авто­ром содержания с современной жизнью.

Информационно-ориентировочные мето­дыреализуются с целью создания информационной и ориентировочной основы предсто­ящей деятельности. Особую значимость в процессе организации восприятия художе­ственного произведения имеет информаци­онное обеспечение урока: история создания произведения, особенности жизни и творче­ства автора, его стиля, специфика жанра, языка искусства, программное содержание. Объем и сложность информации определяет­ся как возрастом учащихся, уровнем их под­готовки к восприятию, так и художествен­ной и педагогической целесообразностью, темой, логикой и структурой урока.

Наиболее важными информационно-ориен­тировочными методами являются вступитель­ное слово учителя, вступительная беседа, ре­зюме, комментарий, установочные вопросы, метод опознавательно-речевой установки, ме­тод наведения внимания, создание эстетичес­кой проблемной ситуации, методы окружения культурным и художественным контекстами также могут использоваться с целью создания и обновления информационной установки.

При реализации методов вступительного слова, беседы, резюме, комментария, устано­вочных вопросов следует обратить внимание на такие немаловажные моменты, как со­блюдение чувства меры в детализации ин­формации, оригинальность, неожиданность, непредсказуемость, парадоксальность и од­новременно доступность изложения, крат­кость, эмоциональность, образность, соотне­сенность с актуальными проблемами личност­ного становления учащихся, постоянное обновление установки, контрастность подо­бранного художественного материала. "Ожи­вить" установочную информацию помогают такие приемы, как обновление установки и установочной информации, утаивание ин­формации, недосказанность, антиципация (парадокс), контраст и др.

Прием недосказанностиопирается на способность учащихся прогнозировать, пред­восхищать динамику эмоциональной настро­енности произведения искусства. Для этого могут использоваться произведения других видов искусства или образы, связанные с устоявшимися мировоззренческими пред­ставлениями, традициями, художественны­ми героями, несущие определенную эмоцио­нально-оценочную информацию.

Прием антиципации(парадокса) предпо­лагает подачу предваряющей восприятие ин­формации в противоречивой, парадоксаль­ной форме. Неожиданность подбора изобра жений женского идеала в эпохи палеолита, Ренессанса, романтизма, модернизма, пост­модерна способна вызвать новизну эстети­ческого видения женского образа. Парадокс в изложении пояснений и комментариев, вступительного слова способствует возраста­нию интереса учащихся к произведению, восприятие которого становится для них от­крытием. Данный педагогический прием опирается на эффект художественной анти­ципации, определяемый Н. Бучило как "та­кое развитие сюжета, которое противоречит всяким нашим ожиданиям, порождая чув­ство открытия нового, внезапные «озаре­ния»" [6, с. 74].

Довольно распространенной аргумента­цией того, что учащийся "не понял", недо­статочно близко воспринял, не прочувство­вал произведение, является несовпадение на­строения школьника с эмоциональной на­правленностью произведения. Это указывает на необходимость уделить отдельное внима­ние созданиюэмоциональной настроенно­стиреципиента на восприятие художе­ственного объекта, обладающего определен­ной эмоционально-чувственной тональнос­тью. Эмоционально подготовиться к обще­нию с произведением искусства могут по­мочь удачное оформление аудитории, музы­ка, звучащая еще до начала урока, выве­шенные живописные работы учащихся дру­гих классов, выполненные по мотивам про­изведения, знакомство с которым предстоит на уроке.

Непосредственнойэмоциональ­ной настройкеспособствует рядметодов:

1. Метод актуальных воспоминаний и привлечения личного опыта.

2. Репрезентация учителем своих пере­живаний.

3. Метод художественно-ассоциативных игр.

4. Метод "викторины с секретом".

5. Метод эмоционального выбора.

Метод актуальных воспоминанийпред­лагает учащимся вспомнить и описать собы­тия их жизни, оставившие в памяти опреде­ленный эмоциональный отпечаток. Приме­ром и толчком для высказываний может по­служить репрезентация учителем своих пе­реживаний с обязательным использованием Я-конструкций, что служит действенным приглашением к открытому диалогу. На ос­нове реализации метода привлечения лично­го опыта происходит ассимиляция авторско­го мировосприятия школьниками. В целяхсоздания эмоциональной настройки эффек­тивно использованиеметода художествен­но-ассоциативных игрс привлечением эле­ментов музыки, изобразительного искусства, художественно-литературных произведений, игры на эмоциональное соответствие (по картине или музыке узнать стихотворение, по стихотворению узнать музыку и т.д., подчеркивая эмоциональное сходство произ­ведений).

Метод "викторины с секретом"позво­ляет не только эмоционально настроиться на дальнейшее художественное восприятие, но и вносит определенную интригу в ход уро­ка, способствует установлению межличност­ного взаимодействия, улучшает эмоциональ­ную атмосферу в коллективе. Учащимся предлагается определить автора стихотвор­ных строк по стилю, языку, художествен­ной манере и основному настроению, при­чем среди произведений известных поэтов обязательно должно звучать стихотворение какого-либо ученика этого или параллельно­го класса.

Метод эмоционального выбораобеспечи­вает определенную свободу деятельности учащегося. Представляется целесообразным реализация нескольких модификаций мето­да, конкретизирующих его действие: пози­тивный эмоциональный выбор (выбрать из преложенных произведений близкое по на­строению и работать с ним), обратный эмо­циональный выбор (выбрать из нескольких произведений близкое по эмоциональной на­строенности, но работать с одним из остав­шихся), эмоциональное отчуждение (рабо­тать с произведением совершенно не соот­ветствующим по эмоциональной тональности настроению школьника).

Само эстетическое восприятие искусства представляет собой в некотором роде игро­вую деятельность, основанную на эмпатии и отождествлении, с одной стороны, и отчуж­дении, отстранении — с другой. В зависи­мости от того, с кем отождествляет себя уче­ник и какой вид деятельности он имитиру­ет, можно выделить следующие формы рабо­ты, содержащие в той или иной степени иг­ровой компонент: ролевые игры, творческие игры, игровое творчество. Развитию этих навыков и способствуеттехнология развивающего обучения,в частности вышеперечисленныеинтерактивные методы обучения..

 

 



Дата добавления: 14-05-2013    Просмотров: 35485

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

14-05-2013

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru