Создание здоровьесберегающей среды в развитии личностных качеств
способствующей повышению мотивации и развитию личностных качеств
Мотивация учебной деятельности школьников включает организацию их внимания и управление им, разъяснение смысла деятельности на уроке, по возможности совместную с учащимися постановку целей урока, обеспечение ситуации успеха в достижении сформулированной цели, поддержание у учащихся положительных эмоций и состояния уверенности в своих действиях.
Для обучения русскому языку существенны внутренние положительные мотивы ребенка (интересны изучаемый предмет, используемые методы обучения, учитель; стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса) и внешние положительные мотивы (стремление получить высокий балл, одобрение одноклассников, учителя, родителей).
В качестве мотивации учебной деятельности школьников словесники привлекают занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности имеющихся знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие высказывания, игровые ситуации, дидактические рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового материала, — словом, всё, что может вызвать интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность.
Организуя деятельность школьников при проверке домашнего задания, учитель устанавливает правильность, полноту и осознанность его выполнения, выявляя и устраняя пробелы в знаниях учащихся и способах деятельности, создавая условия для установления связи между проверяемым материалом и тем, который подлежит усвоению на уроке.
Используемые на данном этапе методы зависят от вида домашнего задания: было оно устным или письменным, репродуктивным или творческим. Для проверки письменного репродуктивного домашнего задания используются: тесты, фронтальная проверка; выполнение учащимися самостоятельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу, диктант по материалу домашней работы и др. При проверке теоретического материала — фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос.
Если домашним заданием предыдущего урока был предусмотрен материал для повторения к данному уроку, с проверкой домашнего задания нередко совмещается актуализация опорных знаний — восстановление в памяти учащихся сведений о языковых явлениях и способов деятельности, которые необходимы, чтобы успешно был усвоен новый материал. Для актуализации опорных знаний привлекаются: постановка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; анализ языкового явления; индивидуальный опрос, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему.
Введение нового материала начинается с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познавательной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную активность учащихся. В результате проведенных под руководством учителя или самостоятельно мыслительных операций вычленения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся накапливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.
Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные методы: объяснение учителя, активизирующего познавательную деятельность школьников, лекция, эвристическая поисковая беседа, анализ учебного текста, самостоятельная работа школьников по учебнику.
Для осмысления нового материала учащиеся составляют схемы, модели, таблицы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).
Процессом запоминания нового материала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мнемотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.
Далее устанавливается степень осознанности учащимися нового материала, выявляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная проверка понимания нового материала).
С целью первичного закрепления знаний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного материала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученного для обеспечения индивидуальных способов умственных действий учащихся.
При сообщении нового материала на современном уроке русского языка используются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную деятельность учащихся: проблемные ситуации и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютерные программы, "мозговой штурм", лекция с обратной связью, конференция, семинар, деловые игры и т.д.
Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.
Учебно-языковые умения (анализ фактов языка; их классификация и дифференциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схемами) опираются на знания системы языка; речевые умения (умения пользоваться средствами языка для решения коммуникативных задач) — на знания о речи; правописные умения — на знание орфографических и пунктуационных правил.
Последовательность обучения умениям такова: показ образца применения теории на практике (составление или анализ алгоритма, образца рассуждения), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по алгоритму, по аналогии; в измененных и новых ситуациях).
Закрепление знаний и развитие умений и навыков — следующий этап усвоения школьниками учебного материала.
Закрепление знаний строится таким образом, чтобы обеспечить более высокий уровень их осмысления учащимися. Предполагается неоднократное воспроизведение полученных знаний с целью установления существенных признаков языковых явлений и их связей с признаками других явлений, привлечение заданий, выявляющих уровень понимания учащимися закрепляемого материала. Закреплению знаний способствуют: "озвучивание" опорного конспекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лингвистическую тему, "вопросно-ответное общение" в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирование.
Для развития умений и навыков применяется более сложный, чем при первичном закреплении, языковой материал; операционные умения отрабатываются с привлечением системы заданий, в основе которой лежат действия на применение закрепляемых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, в измененной и новой ситуации. Темп, объем, уровень сложности развиваемых умений и навыков при закреплении материала регулируются привлечением разноуровневых самостоятельных работ, учитывающих индивидуальные психофизиологические особенности школьников.
Обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков — это структурирование в сознании школьников целостной системы взаимосвязанных знаний, применяемых для решения более сложных дидактических задач.
"Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета".
Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осуществляется в процессе активной и продуктивной деятельности учащихся, направленной на включение полученных и закрепленных знаний в систему ранее изученного. В результате устанавливаются внутрипредметные связи между лингвистическими понятиями, грамматическими категориями, орфографическими и пунктуационными правилами.
Целостность системы знаний достигается при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характера, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.
Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированного применения обобщенных знаний в новых условиях, в процесс творческой деятельности учащихся.
Информация о домашнем задании— важный этап урока, который включает: запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся, мотивацию индивидуальной работы и инструктаж по ее выполнению. От характера домашнего задания (какие способы деятельности оно предусматривает, интересно ли для учащихся), от его объема, от степени готовности к его выполнению зависит эффективность усвоения знаний школьниками.
Известны такие виды домашних заданий:
- устные и письменные;
- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и развитием и совершенствованием умений и навыков;
- репродуктивные, конструктивные, творческие;
- общие, дифференцированные, индивидуальные;
- регламентированные по срокам исполнения и нерегламентированные
В определении домашнего задания необходимо избегать перегрузки учащихся (на его выполнение ученик не должен тратить более получаса); создавать условия для возможности выбора ими задания; учитывать учебные возможности школьников и их предпочтения: два-три небольших упражнения они предпочитают одному большому; предусматривать материал для повторения как основу актуализации знаний на следующем уроке.
На выходные и праздничные дни домашнее задание не дается.
Подведение итогов и рефлексия— заключительный этап усвоения новых знаний.
Подведение итогов урокарусского языка предполагает не только качественную оценку учителем работы класса и отдельных учащихся на уроке, но и упорядочение полученных ими знаний и сформированных умений, для чего используются:
- восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений;
- восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущность языкового понятия;
- продолжение формулировки определения языкового явления;
- вставка пропущенных в определении понятия слов;
- формулирование условий, при которых действует та или иная норма;
- указание нормы, которая действует при соблюдении названных условий;
- составление схем пунктуационных правил;
- письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой и т.д.
Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад) в обучении — это осмысление учеником конечного уровня знаний и представлений, полученных при изучении нового материала (его закреплении, обобщении и систематизации), и сформированных на их основе умений в сопоставлении с начальным уровнем знаний, представлений, умений.
"Отрефлексированное знание как личностное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов:
+"знаю что" (информация о содержании своего знания и незнания);
+"знаю как" (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
+"знаю зачем" (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
+"знаю я" (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов достижения поставленных целей".
Школьники, подготовленные к самооценке собственных результатов, ведут тетради самоконтроля, в которых отмечаются: тема урока, что нужно знать, что знает ученик, какие затруднения испытывает; что нужно уметь, что умеет ученик, какие затруднения испытывает.
Мотивация учебной деятельноститребует, чтобысоздание здоровьесберегающей средыв развитии личностных качеств учащихся соблюдалось постоянно..
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 13815
Оставить комментарий!