Внеклассная работа в школе нацелена на развитие творческих способностей детей. Неисчерпаемое количество интересных замыслов, находок, “изюминок” воплощается на сцене или в классном кабинете самодеятельными артистами. Современные сценарии на самые разнообразные темы помогут сделать внеклассную работу в школе не только увлекательной и познавательной, но и по - настоящему воспитательной. Ведь большую роль в социальном становлении младших школьников играют отношения, складывающиеся со сверстниками, одноклассниками, с педагогами. Ничто не может так сплотить школьный коллектив и сделать его дружным и ответственным, как совместная деятельность во внеклассной работе в школе
Урок внеклассного чтения в 4 классе. Стихотворение Э. Успенского "Рыболов"
Раздел «Веселая семейка»
Тема. Добродушный смех и поучение
Материал к уроку: стихотворение Э. Успенского «Рыболов» («персонажная» лирика).
Цели урока:
образовательные: урок внеклассного чтения призван формировать у учащихся представление о юморе и добродушном смехе; наблюдать за стихотворной речью; развивать читательские умения оценивать героя на основании его поступка, высказывать к нему своё отношение, выявлять эмоциональную тональность произведения, развивать интонационные умения выразительного чтения;
развивающие: обогащать словарь учащихся эмоционально-оценочной лексикой; развивать у учащихся образное мышление и творческие умения;
воспитательные: воспитывать чувство юмора и эмоциональную отзывчивость.
Тип урока: урок - изучения нового материала.
Оборудование: портрет писателя Эдуарда Николаевича Успенского, учебник по литературному чтению для IV класса, предметные картинки керогаз, самовар.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название стихотворения и его автора, иметь представления о юморе и добродушном смехе, уметь выразительно читать стихотворение, оценивать героя на основании его поступка, высказывать к нему своё отношение, знать способы действия с произведением с целью подготовки к его выразительному чтению.
Виды деятельности: прогнозирование, слушание, выборочное чтение, просмотровое чтение, словесное рисование картинок, выразительное чтение, наблюдение над построением стихотворения, рефлексия.
Описание осваиваемого способа подготовки произведения к выразительному чтению:
• перечитать произведение;
• определить, какие чувства вызывают у тебя события, герой;
• представить героя мысленно;
• сформулировать задачу чтения: что хочешь сообщить слушателям, какие чувства, отношение передать
при чтении;
• в соответствии с задачей определить тон, темп чтения. Расставить паузы и логическое ударение.
1. Сообщение темы и целей, которые надо достигнуть на уроке.
2. Подготовка к восприятию на слух стихотворения Э. Успенского «Рыболов»:
А. Актуализация личного опыта детей.
Учитель способствует возникновению у учеников тех представлений, которые подготовят их к восприятию стихотворения Э. Успенского.
— Кто из вас видел рыбака или рыбачил с отцом, братом? Что обычно рыболов берёт с собой на рыбалку?
Б. Прогнозирование содержания стихотворения: ученики получают задание прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрацию и предположить, о ком и о чём расскажет стихотворение;
В. Словарная работа — уточнение значения слов: керогаз, самовар, чудак.
3. Самостоятельное чтение стихотворения молча с заданием. Прочитать и оценить поступок героя стихотворения.
4. Конкретизация первоначального представления учащихся о герое стихотворения. Чтение сти
хотворения учащимися вслух по цепочке. Аналитическая работа с текстом.
— Кто является героем стихотворения? Можно ли узнать из содержания, герой стихотворения ребёнок
или взрослый человек? Каким вы его представляете? Опишите.
— Назовите всех действующих лиц стихотворения.
— Почему перевернулась лодка? Перечислите вещи рыболова.
— Как рыбаки охарактеризовали рыболова? Прочитайте. Объясните, почему.
— Как автор относится к своему герою? Докажите словами текста. Как вы относитесь к главному герою
стихотворения?
— Что делает автор, чтобы вызвать у читателя усмешку? Докажите текстом. (Автор преувеличивает события.)
5. Наблюдение за построением стихотворения с помощью приёма просмотрового чтения.
— Рассмотрите, как построено стихотворение. Почему автор использовал в стихотворении строки из одного
слова? Прочитайте их. (Хотел подчеркнуть большое количество ненужных вещей.)
— Какое слово автор повторяет много раз? Почему?
— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Определите границы частей.
6. Творческое осмысление прочитанного: словесное рисование картинок к стихотворению.
Учащиеся читают стихотворение вслух по частям и определяют, какую картинку можно нарисовать, что будет на ней изображено, ищут в тексте слова, которые помогут выполнить задание.
7. Выразительное чтение стихотворения учащимися на основе осмысленного его восприятия. Об
суждение качества прочтения.
Повторение способов действия с произведением с целью подготовки к его выразительному чтению (коллективная работа):
• перечитать произведение;
• определить, какие чувства вызывают у тебя события, герой;
• представить героя мысленно;
• сформулировать задачу чтения: что хочешь сообщить слушателям, какие чувства, отношение передать
при чтении;
• в соответствии с задачей определить тон, темп чтения. Расставить паузы и логическое ударение.
Учащиеся практикуются в выразительном чтении и обсуждают его качество.
8. Содержание домашнего задания. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Представить, что герой стихотворения опять собрался на рыбалку.
Рассказать, что рыболов возьмёт с собой в дорогу/
9. Подведение итогов урока. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности.
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 27086
Оставить комментарий!