Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 

Игра "Смешарики - Волейбол"


Играй бесплатно в волейбол со смешириками
Литература: 5 класс


К.Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны». «Леса». Природа — главный герой очерков

 Конспект урока по литературе 5 класс

Тема: К.Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны». «Леса».Природа — главный герой очерков

Цель: учить видеть талант писателя понимать природу, сопоставлять произведения разных видов искусства; развивать умение определять олицетворение и его роль в художественном тексте; развивать навыки художественного пересказа; воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие литературы, музыки, живописи.

Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, аудиозапись цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Эпиграф: «Какая всюду нас окружает красота!.. Какое величие!» (И. Левитан)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Ориентационно-мотивационный этап

III. Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы 1—4 (с. 74).

2. Задание рубрики «Сочиняем» (с. 74).

IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Слово учителя.

Очерк К. Г. Паустовского «Леса» по своему настроению, темпу созвучно с циклом пьес П. И. Чайковского «Времена года», посвященных природе. Летний месяц июнь представлен в цикле баркаролой, что в переводе с итальянского значит «песнь лодочника». Мелодия баркаролы плавная, ласковая, умиротворяющая. Давайте послушаем ее и настроимся на такой же лад восприятия очерка «Леса» К. Г. Паустовского.

2. Прослушивание фрагмента из цикла П. И. Чайковского «Времена года».

V. Чтение учителем очерка «Леса»

VI. Анализ произведения по плану

1. Беглый взгляд путника («Путь в лесах»),

— Каким представлен «путь в лесах»? Что увидел и услышал путник?

— Какое настроение рассказчика передает эпитет «торжественный свет»?

2. Ночь и рассвет на «Черном озере».

Задание. Подготовить выразительное чтение описания Черного озера от слов «А вечером блеснет, наконец, озеро...» до слов «Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней».

3. Работа по теории литературы.

— Ребята, обратите внимание на следующие выражения:

• «спят кувшинки»;

• «котелок сердится и бормочет»;

• «спит вода»;

• «тишина стоит».

 

Автор наделил неодушевленные предметы и явления природы человеческими свойствами. Вспомните, как называется перенос свойств живого существа на неодушевленные предметы и явления? (Олицетворением.)

— Что придают олицетворения описанию «Черного озера»? (Выразительность, яркость, картина просто оживает перед глазами.)

3. «Однажды на Черном озере».

— Обратите внимание, что в этой части текста описание сменяет повествование. О чем повествует нам автор? (О громадной рыбине и встрече с волчицей и волчатами.)

Задание: перескажите близко к тексту эпизоды, повествующие о встрече с рыбой и семейством волчицы. Старайтесь сохранить стиль повествования.

Релаксация (прослушивание отрывка из цикла «Времени года»; можно сделать гимнастику для глаз (см. прил. 3)

4. Работа в парах «Озеро летом и осенью».

1) Расскажите и объясните, почему озеро назвали Черным?

2) Опишите краски лета и осени в «Черном озере».

 

5. Оглашение ответов учащихся.

6. Учитель обращает внимание на эпиграф урока.

— И. Левитан — известный художник— сказал: «Какая всюду нас окружает красота!.. Какое величие!» И действительно, мы не можем не восхищаться черным ковром с орнаментом из желтых и красных листьев. Или находить себя (свое отражение) в черном зеркале, окаймленном кувшинками.

И. Левитан г. картине «Весна. Большая вода» (обращает внимание учащихся на репродукцию, размещенную на форзаце учебника) также показал красоту, которая очень схожа с видением К. Г. Паустовского.

— Что сближает художника и писателя в отношении к природе? (Оба созерцатели, видят в обыкновении природы красоту чувствуют запахи, цвет, слышит мелодию природы, которая напоминает мелодии П. И. Чайковского.)

VII. Обобщение

— Любить природу — значит любить свою родину. Я думаю, что каждый из вас, как и наши талантливые художники, любит бывать на природе. Чему они нас учат? (Видеть, слышать и чувствовать это живое существо, имя которому ПРИРОДА.)

VIII. Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок

IХ. Домашнее задание

1. Прочитать очерк К. Г. Паустовского «Леса».

2. Сравнить описание лесов и озер в очерках Паустовского с изображением на картине И. Левитана (с. 83, рубрика «Работаем с картиной».)

3. Подготовить творческий пересказ от слов «Мы въехали в прибрежные заросли...» до слов «Черное озеро названо так». Пересказ должен заканчиваться собственной историей о том, что произошло с семьей волков.

4. Повторить теорию литературы: очерк, эпитет, сравнение, олицетворение.

 

Конспект урока по литературе 5 класс


Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 26138

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru