Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
М.М. Пришвин Кладовая солнца. История Насти и Митраши
Конспект урока по литературе 5 класс Пришвин Кладовая солнца.
Михаил МихайловичПришвин «Кладовая солнца». История Насти и Митраши
Цель: дать представление о творчестве М. М. Пришвина; учить характеризовать образы главных героев (на примере образов Насти и Митраши); воспитывать чувство сострадания к осиротевшим детям.
Оборудование: портрет М. М. Пришвина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Проверка домашнего задания
1. Иллюстрации эпизода «Воробьи в беседке» из очерка «Мой дом».
2. Кадроплапы к диафильму «Коты играют в волейбол».
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Слово учителя.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Оно о жизни детей в военное и послевоенное время.
В годы войны на Беларуси погиб каждый третий житель нашей страны. Это значит, что тысячи детей остались без родителей и были обречены на сиротское детство в детских домах. Кого-то забирали родственники, но ведь никто не приласкает и не пожалеет так, как это делают родные мать и отец. Поэтому воспоминания о военном детстве у наших бабушек и дедушек невеселые.
2. 2—3 учащихся рассказывают о своих бабушках и дедушках, которые поделились с ними своими воспоминаниями о далеких 40-х годах.
— Сегодня мы познакомимся с героями повести Пришвина Настей и Митрашей, которые самостоятельно боролись за право жизнь под солнцем в тяжелые военные годы.
— Замечу, Творчеством Пришвина восхищался К. Г. Паустовский. Как вы думаете, чем именно восхищался Константин Георгиевич? (В описании природы Пришвин не уступает Паустовскому. Он так же проницательно всматривается в нее и все свои наблюдения переносит на бумагу.)
V. Чтение учащимися статьи о М. М. Пришвине в учебнике
Релаксация
VI. Работа с текстом произведения «Кладовая солнца»
1. Чтение учителем глав I. II.
Чтение сопровождается совместными комментариями учителя и учащихся о характерах Насти и Митраши. Попутно делаются записи на доске:
• заботливые * уважающие традиции родителей
• дружные * трудолюбивые
• общительные * знающие азбуку природы
• не унывающие
Кроме того, учитель обращает внимание учащихся на описание Пришвиным природных явлении.
2. Чтение главы III.
- Обратите внимание на художественные средства, которыми пользуется автор для передачи живой картины природы.
В тетрадях ведется работа по заполнению таблицы (четвертая колонка пока остается незаполненной).
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ |
|||
ЭПИТЕТЫ |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ |
СРАВНЕНИЯ |
|
Непроходимая заросль ивы, Предрассветная темнота, Утренний свет, Древнее море, Кроваво-красные ягоды, Брусничная трава, Ароматные цветы |
Осели кочки, Утро подвигалось |
Болота, как море |
|
3. Беседа с классом по прочтении 3 главы.
— По какому признаку можно отличить описание природы Пришвина от ее описаний другими писателями? (Словами, слогами автор передает язык природы.)
— Найдите в тексте и процитируйте «слова» птиц.
— Кричит ли весной заяц и для чего кричит?
— Что и рассказе ухает и воет?
VII. Обобщение учителя
— Природа у Пришвина, в первую очередь, это среда обитания людей и животных, которые должны жить ь гармонии, потому что и люди, и природа прекрасны. Но человек должен уметь жить в гармонии с самим собой. Обратите внимание на те качества характера, которые мы выписали, анализируя поведение детей.
— Являются ли они составляющими гармонично развитой личности? Почему? (Являются, так как все эти качества положительные, ибо направлены на созидание, а не на раз-рушение.)
VIII. Домашнее задание
1. Прочитать IV, V, VIII главы повести.
2. Продолжить таблицу «Одухотворение природы», добавив 4-й столбец «Слова птиц»
Оставить комментарий!