Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
И.С. Тургенев Муму. Любимица Герасима
Конспект урока по литературе 5 класс.
И. С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Любимица Герасима.
Цель: помочь учащимся осмыслить и понять причину страстной привязанности Герасима к Муму; учить видеть историю на примере описания барыни и ее дворни; научить, сопоставлять персонажей; развивать умение краткого пересказа текста; воспитывать чувство сопереживания, любви к братьям нашим меньшим.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, выставка рисунков учащихся с изображением Муму; выставка фотографий четвероногих любимцев детей под общим названием «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Подготовка к восприятию произведения.
Слово учителя
— Ребята, судя по нашей выставке фотографий и рисунков, я вижу что вы любите животных. И я этому очень рада. Признаюсь, я очень люблю собак. Хочу прочитать вам стихотворение
С. Есенина «Собаке Качалова»:
Дай. Джим, на счастье лапу мне.
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит.
И у него гостей бывает в доме много.
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятней.
И, никого ни капли не спросив.
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться...
IV. Работа над текстом рассказа И.С. Тургенева «Муму»
1. Очень часто в своих домашних питомцах мы находим утешение и успокоение. Была ли Муму утешением для Герасим а? Подтвердите словами из текста.
— Как писатель передает взаимную любовь Герасима и Муму? Найдите в тексте и прочитайте.
2. Задание по вариантам.
Вариант 1. Опишите Муму, ее повадки, характер, отношение к Герасиму.
Вариант 2. Муму — радость и предмет любви Герасима. (Отметить, что Герасим был одинок, лишен возможности общения. С Муму его жизнь наполнилась общением, новым смыслом, содержанием.)
3. Ответы учащихся.
— Конечно, Муму для Герасима стала всем. И вот по велению хозяйки Муму свез лакей Степан. Охарактеризуйте поведение дворни и лакея. (Прислуживают не думая, приспособленцы, с раболепием относятся к барыне.)
4. Теория литературы. Работа со словарем литературных терминов в конце учебника.
— Тургенев с иронией описывает «Один прекрасный день барыни». Прочитайте в словаре, что такое ирония.
— Докажите, что автор действительно с иронией описывает действия барыни и ее слуг. Свои высказывания подтвердите высказываниями из текста. («Госпожа в добром расположении духа расхаживала по гостиной с сладкой улыбкой на сморщенных губах», неумело пыталась приласкать Муму, обиделась и разгневалась на нее. перенесла свое состояние на окружающих. «Какие безделицы, подумаешь, — восклицает автор, — могут иногда расстроить человека!»)
Физкультминутка
5. Продолжение анализа произведения.
— Почему барыня не смогла забыть случай с Муму? Как это говорит о ее характере? (Она нечеловечная, злая.)
6. Комментированное чтение.
— Злость всегда разрушает душу, внутренний мир окружающих людей. Давайте прочитаем, как это переживал Герасим:
1) отчаянное состояние в связи с исчезновением Муму («он стал повсюду бегать, искать ее»).
2) неожиданное возвращение Муму («он весь затрепетал», «почувствовал, что его как будто дергают за полу» и т. д.)
— Ребята, обратите внимание: чтобы быть счастливым, человеку порой необходимо просто чтобы все стало на свои места, как, например, для Герасима — возвращение его любимицы. Давайте послушаем рассказы ребят о подобных случаях, произошедших в реальной жизни.
V. Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание)
При обсуждении учитель делает акцент на психологические аспекты хозяев.
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся
VII. Домашнее задание
1. Дочитать рассказ «Муму».
2. Подготовить ответ на вопрос: «В какой момент у Герасима возникло решение утопить Муму» или «Почему Герасим не спас Муму — не смог или не захотел?»
3. Подготовить рассказ о ком-то из подвластных барыне людей: Степане, Гавриле, приживалках.
4. Подготовить чтение в лицах разговора барыни с Гаврилой (со слов «На другое утро она велела»).
Конспект урока по литературе 5 класс
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 4727
Оставить комментарий!