Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по русскому языку 10 класс. Фразеологизмы как средство выразительности речи
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Тема: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВОВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Цели:совершенствовать умения учащихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи; развивать у учащихся образное и логическое мышление и речь, чувство языка, языковую память, речевой слух; воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его познанию.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Основной этап
1.Выполнение тренировочных упражнений
1. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Вариант I |
Вариант II |
Встать рано; я вас разоблачу; не надо преувеличивать; это ему не поможет; написано неразборчиво; изучить основательно; ребёнок растёт быстро; опаздывая, мы мчались быстро; он был мастер фантазировать |
Он учится с большим напряжением; пирог был очень вкусным; ему всё безразлично; он не видит, что происходит вокруг; он очень умный; у него много денег; путешественникам пришлось поголодать |
Читать книгу, белые ночи, пирог с яблоками, сесть в калошу, белка в колесе, попасть в переплёт, нести околесицу, второе дыхание, красное платье, красная строка, бежать сломя голову, крепкий сон, а воз и ныне там, след простыл, капля в море, прибрать к рукам, уши вянут, северный ветер, век живи — век учись, увлекательная книга, на седьмом небе.
3. Определите значение фразеологизмов.
Битый час, водой не разольёшь, заварить кашу, перегнуть палку, альфа и омега, внести лепту, море по колено, хоть трава не расти, Содом и Гоморра, сеять разумное, доброе, вечное, гроша медного не стоит, быть или не быть, ни рыба ни мясо, навострить лыжи, древо познания, ни рожи ни кожи, высосать из пальца, ума палата, кануть в Лету, после дождичка в четверг, глаголом жечь сердца людей, узы Гименея, шапка Мономаха, непочатый край, лезть на рожон, пара пустяков, хватать на лету, набраться ума, как сквозь землю провалиться, переброситься словом, тридцать сребреников, игра не стоит свеч, хлеб насущный, комар носу не подточит, зубы заговаривать, последняя спица в колеснице, стреляный воробей, с гулькин нос, ни то ни сё, сломя голову.
Тест
1. Укажите, в каких предложениях есть фразеологизмы (включая пословицы, поговорки и крылатые выражения).
а) Накануне сочельника Коля Чечевицын целый день рассматривал карту Америки и что-то аккуратно записывал, а Володя, томный, чересчур надутый, как покусанный пчёлами, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.
б) У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем, а вот о том, как в баснях говорят.
г) Но вот по неубранной ржи и по овсяному полю пробежала первая волна, вмиг поднялся бешеный ветер, и в воздухе закружилась пыль, точно песчинки мчались вперегонки, стремясь поскорее подняться ввысь.
д) Снег вперемешку с дождём так грубо хлестал по лицу, что, сколько ни отворачивайся, всё-таки вымокнешь насквозь.
2. Укажите, в каких предложениях выделенные словосочетания являются несвободными.
а) Миша начал повторять уже выученное и обнаружил, что ничего не помнит.
б) Берега Турции омывают четыре моря, в числе которых и Чёрное море.
в) Где-то невдалеке поют в два голоса под аккомпанемент гитары.
г) Помнится, наша чёрная гондола потихоньку качается на одном месте, под ней чуть слышно хлюпает вода.
д) Монах оглянулся на меня и улыбнулся ласково, но в то же время лукаво.
3. Укажите синонимичные фразеологизмы:
а) взять быка за рога — посадить в калошу;
б) мелко плавать — гнуть спину;
в) на свой аршин мерить — смотреть со своей колокольни;
г) гол как сокол — ни кола ни двора;
д) сапоги всмятку — чепуха на постном масле.
4. Укажите, в каких случаях значение фразеологизма указано правильно:
а) как снег на голову — неожиданно;
б) гомерический хохот — иронический смех;
в) кривить душой — печалиться;
г) куда Макар телят не гонял — очень далеко;
д) сады Семирамиды — что-то чудесное, великолепное.
5. Укажите, в каких случаях к фразеологизмам правильно подобраны синонимы:
а) водить за нос — обещать;
б) после дождичка в четверг — поздно;
в) куры не клюют — много;
г) рукой подать — близко;
д) у Бога за пазухой — беззаботно.
6. Укажите, в каких случаях фразеологизмы являются антонимичными:
а) пруд пруди — кот наплакал;
б) скалить зубы — втирать очки;
в) беречь как зеницу ока — пускать пыль в глаза;
г) работать не покладая рук — бить баклуши;
д) сесть в лужу — отбиться от рук.
7. Укажите предложения, в которых есть крылатые выражения.
а) Я никак не мог понять, откуда Сергей знает, какую оценку я получил на экзамене. А ларчик просто открывался: преподаватель был его старым знакомым.
в) На другом берегу... на четырёх невысоких сваях стоял сарайчик, сушильня для кукурузы, напоминавшая сказочную избушку на курьих ножках.
г) Оказалось, что отнюдь не грязь и не копоть оставили свой след на белоснежной равнине, а миниатюрные жучки-прыгунки врассыпную разлетелись в разные стороны.
д) — Вы ещё занимаетесь гимнастикой? — простодушно удивилась хозяйка гостиницы. — А почему бы и нет? Гимнастике, как и любви, все возрасты покорны.
8. В каких предложениях правильно определена синтаксическая функция фразеологизма?
а) Эта попытка как «луч света в тёмном царстве».
б) Когда тебя ведут в участок, то прыгай от восторга, что тебя ведут не в геенну огненную.
в) Наша литература создаётся людьми с чистой совестью.
г) Если появляется «человек в футляре», он выглядит среди нас социальным анахронизмом.
д) Но как бы ни манила нас муза дальних странствий, мечта о далёких мирах идёт рядом с заботой о родном доме.
9. Укажите, в каких предложениях фразеологизмы употреблены уместно.
а) «Хорошо ли, дурно ли мы поступили, это другой вопрос; но жребий брошен, и мы связаны на всю жизнь», —сказал он.
б) Нет, ни за какие коврижки нельзя перенести дату сдачи экзамена.
в) Решение этой проблемы государству не по зубам.
г) Новороссийское шоссе служило единственным путём снабжения войск черноморской группы, и его берегли как зеницу ока.
д) Это про них Нагульнов говорил: «Да разве же это колхозники? Это так, ни рыба ни мясо».
Ключ. 16, в; 2а, б, в; Зв, г, д; 4а, г, д; 5в, г, д; 6а, г; 7а, в, д; 86, в, д; 9а, г, д.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
Повторить морфемный состав слова, способы словообразования.
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 5233
Оставить комментарий!