Подготовка к тестированию - довольно длительный и сложный процесс. Цель тестирования – в знаниях учащихся выявить пробелы. И чем раньше эти пробелы будут выявлены, чем объективнее они будут оценены, тем быстрее можно начать работу по целенаправленному их устранению. Если организовать работу правильно, до мелочей рассчитать подготовку учащихся в течение учебного процесса, систематически решать тренировочные тесты по русскому языку позволят достигнуть высоких результатов. Тесты по русскому языку – самые сложные тесты, поскольку имеют несколько вариантов ответов. Любой тренировочный тест по русскому языку корректирует знания учащихся, они сами могут определить, какие из тем наиболее трудны, в каких темах они допускают наибольшее количество ошибок, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, чтобы в дальнейшем не допустить подобные ошибки. Чем раньше начнется подготовка к тестированию, тем быстрее учащиеся привыкнут к данному виду контроля.
Олимпиадные задания по русскому языку Работа с текстом
Олимпиадные задания по русскому языку
Работа с текстом
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На освещенном мощными огнями теплоходе. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика — ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (6) Поднял к глазам бинокль: в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (7) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(8) Эти маленькие бесстрашные птицы выбрали палубу нашего теплохода в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (9) Как тут не вспомнить Саврасова: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (10) И вообще вспомнилось всё, что бывает внутри нас и внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (11) Это не опишешь. (12) Это возвращает в детство. (13) Это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины.
(14) В наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, художникам не следует забывать, что важнейшая роль живописи — будить и освещать в людях чувство родины, что есть нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.
ЗАДАНИЯ:
1. Из первых двух абзацев текста (предложения № 1—7) выпишите все слова, морфемный, состав которых включает приставку, корень, один суффикс и окончание. Укажите разновидность суффикса (словообразовательный или формообразовательный).
ОТВЕТ: Слова со словообразовательными суффиксами: со-звезд-и-я, над-строй-к-и.
Слова с формообразовательными суффиксами: о-свещ-ённ-ом, воз-ник-л-и, вы-ше-л-#, под-ня-л-#, рас-пуш-ённ-ые
2. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Укажите их разряд внутри данной части речи.
ОТВЕТ:
(9) – как – восклицательная частица
(9) – еще – наречие времени
(10)когда — подчинительный союз;
(13)не только, но и — градационный/сопоставительный союз / союзное средство;
(14)когда — местоименное наречие времени.
3. Сколько в этом тексте односоставных простых предложений (частей сложных предложений)? Вы пишите их и определите их тип.
ОТВЕТ: (9) Как тут не вспомнить Саврасова — безличное (вариант ответа: инфинитивное);
(9) ...грачи, весна... — назывные (номинативные);
(11) Это не опишешь... — определенно-личное;
(14) ...художникам не следует забывать... — безличное.
4. Составьте схему и сделайте синтаксический разбор предложения № 14.
ОТВЕТ:[(когда), (когда ), глагол ], (что ), (что ).
Это многочленное сложное предложение с разными подвидами подчинительной связи. В нем имеется два типа придаточных частей, относящихся к одной главной: две однородные (соподчиненные) обстоятельственные и две однородные (соподчиненные) изъяснительные. Таким образом, в этом предложении комбинируются однородное и неоднородное подчинение.
5. Какие изобразительные средства лексико-семантического и синтаксического уровней использует автор, чтобы передать чувства, которые пробудили в его душе скворцы? Укажите номера предложений, в которых используются эти фигуры.
ОТВЕТ: (1) градация на основе контекстуальной синонимии (синонимическая градация);
(2—3) парцелляция;
(4, 5, 6) метафора;
(8) эпитет;
(11, 12, 13) синтаксический параллелизм (вариант ответа: анафора);
(15)олицетворение (метафора на основе уподобления абстрактного явления человеку).
Оставить комментарий!