Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста


Одной из важных функций компьютерных игр является развитие детей младшего

Смешарики - Гусеница


Игры - считалки. Учимся считать вместе с гусеницей

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


Конспект урока по русскому языку 10 класс. Заимствованная лексика

 Конспект урока по русскому языку 10 класс
 

Тема: ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА

Цели: закрепить знания учащихся о способах заимство­вания в лексике, об основных иноязычных чертах заим­ствованных слов; закрепить умение разграничивать лекси­ческие пласты; обогащать словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний учащихся

1.Основные грамматические приметы старославянизмов

Фонетические приметы:

• неполногласие (брег, млеко);

pa, ла в начале слов (вместо ро,ло);

щ вместо ч;

дж вместо ж;

•начальный е вместо о;

•начальный ю вместо у;

•начальный а вместо я;

з твёрдый вместо з мягкого.

Морфологические:

•приставки: воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), через-(черес-)/чрез-, пре-, со-;

•суффиксы: -телъ-, -нией-, -ств-, -тв-, -ын-, -тай-, -чий-,-изнь-, -есн-;

•первый компонент: благо-, бого-, добро-, зло-, жертво-, едино-, суе- выражают христианско-религиозные, церковно- культовые понятия.

Работа с таблицей

Заимствования из других языков

 

Язык

Иноязычные черты

Греческий (грецизмы)

Начальный ф, э, а: фонарь, этика, анафема.

Сочетания пс, кс: психолог, икс, гипс, ксерокс.

Корни -авто-, -логос-, -фото-, -термо-, -гео-, -фило-, -фоно- и другие.

Приставки а-, анти-, пан-: аморальный.

Латинский (латинизмы)

Начальные ц, э: цемент, элеватор.

Конечные ус, ум: косинус, минус, максимум.

Приставки ре-, интер-, ультра-, экс-, контр-, де-.

Суффиксы -ент-, -ант-, -тор-, -арь-

Немецкий (германизмы)

Сочетания чт, шт, хт, шп, фт.

Начальное ц.

Сложные слова без соединительной гласной: бу­терброд

Французский (галлицизмы)

Ударение на последнем слоге.

Конечные о, е, и.

Сочетание уа, бю, рю, ею, фю, он, ан, ен, ам.

Конечные ер, аж, анс, ант

Английский (англицизмы)

Сочетания тч, дж, ва, ей, ее, инт, мен, ер

Тюркский (тюркизмы)

Сингармонизм (созвучие гласных): атаман, сун­дук, сарафан.

Одежда, ткани, драгоценные камни, растения, животные: баклажан, алмаз

Скандинав­ский

Явления природы, географические названия, на­звания рыб, имена собственные: акула, Олег

Голландский

Морские термины: лоцман, гавань, флот, крей­сер, койка, дрейф

Итальянский

Искусство, финансы: серия, браво, тенор, арка, кредит, валюта

Испанский

Искусство, бытовая лексика: гитара, серенада, карамель, сигара, томат

Японский

Кимоно, буриме, рикша

Финский

Морж, нерпа, пихта

IV. Основной этап

1. Выполнение тренировочных упражнений

1. Определите, какие из приведённых слов являются:

а) исконно-русскими; б) старославянизмами.

1) Пища; 2) пищать; 3) вещать; 4) вощить; 5) млечный; б)слепой; 7) плен; 8) шлем;

9) равенство; 10) ровный; 11) враг; 12) одежда; 13) одинокий; 14) осенний; 15) едини­ца; 16) мощь; 17) пуща; 18) жажда; 19) нужда; 20) охлаж­дать; 21) невежественный;

22) алкать; 23) мраз; 24) моро­зить; 25) колос.

Ключ. 1б, 2а, 36, 4а, 56, 6а, 76, 86, 96, 10а, 116, 12а, 13а, 14а, 156, 166, 17а, 186, 196, 206, 21а, 226, 236, 24а, 25а.

 

2. Определите, из каких языков произошло заимствование:
а) греческий; б) латинский; в) английский; г) французский; д) немецкий; е) тюркский; ж) итальянский.

1) Филолог; 2) экскурсия; 3) ресторан; 4) пудинг; 5) штык; 6) макароны; 7) халат; 8) эпилог; 9) ректор; 10) кафе; 11) хоккей; 12) парикмахер; 13) либретто; 14) арбуз; 15) глобус; 16) математика; 17) тротуар; 18) матч; 19) шпион; 20) пианино; 21) тафта; 22) автор; 23) бюро; 24) рекорд; 25) капельмейстер.

Ключ. 1а, 26, Зг, 4в, 5д, 6ж, 7е, 8а, 9б, 10г, 11е, 12д, 13ж, 14е, 156, 16а, 17г, 18в, 19д, 20ж, 21е, 22б, 23г, 24в, 25д.

3. Определите причины заимствования иноязычных слов:

а) замена наименования; б) в качестве синонима; в) для обозна­чения нового предмета или понятия.

1) Кипарис; 2) прогресс; 3) аллегория; 4) аттестат;5)абажур; 6) паштет; 7) аукцион;

8) пластырь; 9) аплоди­ровать; 10) архитектор; 11) наган; 12) концепция; 13) хал­ва;

14) арбуз; 15) аншлаг; 16) аморальный; 17) миниатюр­ный; 18) футбол; 19) снайпер; 20) мотель; 21) гуманность;22) такси; 23) корректный; 24) парламент; 25) бокс.

Ключ. 1в, 2а, 36, 4а, 5в, 6в, 7а, 8в, 96, 106, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16б, 17б, 18в, 19а, 20а, 21б, 22в, 23б, 24в, 25в.

Учитель. Калька — полная копия иноязычного слова. Сло­вообразовательные кальки образованы путём перевода каждой из значимых частей иноязычного слова. Семантические кальки — слова, у которых заимствованным является одно из лексических значений, как правило, переносное.

4. Определите тип заимствования:

а) семантическая калька; б) словообразовательная калька.

1) Правописание; 2) сливки общества; 3) жизнеопи­сание; 4) баснословие; 5) гвоздь программы; 6) самодер­жавие; 7) летописец; 8) плоская шутка; 9) земледелие; 10) газетная утка.

Ключ. 1а, 2б, За, 4б, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.

5. Определите происхождение слов:

а) исконно русское; 6)украинское; в) старославянское; г) заимствованное из несла­вянских языков.

1) Сосна; 2) борщ; 3) вождь; 4) истина; 5) дикорасту­щий; 6) школа; 7) хлебороб; 8) суффикс; 9) добродетель; 10) хождение; 11) атаман; 12) вилка; 13) пуд; 14) вареники; 15) власть; 16) обман; 17) вымпел; 18) гражданин; 19) свитер; 20) кобзарь; 21) бумага; 22) время.

Ключ. 1а, 2б, Зв, 4в, 5а, 6г, 1б, 8г, 9в, 10в, 11г, 12а, 13г, 14б, 15в, 16а, 17г, 18в, 19г, 20б, 21г, 22в.

V.Подведение итогов

VI. Домашнее задание

Повторить правописание не, ни с разными частями речи.

 

Конспект урока по русскому языку 10 класс


Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 5824

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru