Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по русскому языку 10 класс. Заимствованная лексика
Тема: ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА
Цели: закрепить знания учащихся о способах заимствования в лексике, об основных иноязычных чертах заимствованных слов; закрепить умение разграничивать лексические пласты; обогащать словарный запас учащихся.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний учащихся
1.Основные грамматические приметы старославянизмов
Фонетические приметы:
• неполногласие (брег, млеко);
•pa, ла в начале слов (вместо ро,ло);
•щ вместо ч;
•дж вместо ж;
•начальный е вместо о;
•начальный ю вместо у;
•начальный а вместо я;
• з твёрдый вместо з мягкого.
•приставки: воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), через-(черес-)/чрез-, пре-, со-;
•суффиксы: -телъ-, -нией-, -ств-, -тв-, -ын-, -тай-, -чий-,-изнь-, -есн-;
•первый компонент: благо-, бого-, добро-, зло-, жертво-, едино-, суе- выражают христианско-религиозные, церковно- культовые понятия.
Работа с таблицей
Заимствования из других языков
Язык |
Иноязычные черты |
Греческий (грецизмы) |
Начальный ф, э, а: фонарь, этика, анафема. Сочетания пс, кс: психолог, икс, гипс, ксерокс. Корни -авто-, -логос-, -фото-, -термо-, -гео-, -фило-, -фоно- и другие. Приставки а-, анти-, пан-: аморальный. |
Латинский (латинизмы) |
Начальные ц, э: цемент, элеватор. Конечные ус, ум: косинус, минус, максимум. Приставки ре-, интер-, ультра-, экс-, контр-, де-. Суффиксы -ент-, -ант-, -тор-, -арь- |
Немецкий (германизмы) |
Сочетания чт, шт, хт, шп, фт. Начальное ц. Сложные слова без соединительной гласной: бутерброд |
Французский (галлицизмы) |
Ударение на последнем слоге. Конечные о, е, и. Сочетание уа, бю, рю, ею, фю, он, ан, ен, ам. Конечные ер, аж, анс, ант |
Английский (англицизмы) |
Сочетания тч, дж, ва, ей, ее, инт, мен, ер |
Тюркский (тюркизмы) |
Сингармонизм (созвучие гласных): атаман, сундук, сарафан. Одежда, ткани, драгоценные камни, растения, животные: баклажан, алмаз |
Скандинавский |
Явления природы, географические названия, названия рыб, имена собственные: акула, Олег |
Голландский |
Морские термины: лоцман, гавань, флот, крейсер, койка, дрейф |
Итальянский |
Искусство, финансы: серия, браво, тенор, арка, кредит, валюта |
Испанский |
Искусство, бытовая лексика: гитара, серенада, карамель, сигара, томат |
Японский |
Кимоно, буриме, рикша |
Финский |
Морж, нерпа, пихта |
IV. Основной этап
1. Выполнение тренировочных упражнений
1. Определите, какие из приведённых слов являются:
а) исконно-русскими; б) старославянизмами.
1) Пища; 2) пищать; 3) вещать; 4) вощить; 5) млечный; б)слепой; 7) плен; 8) шлем;
9) равенство; 10) ровный; 11) враг; 12) одежда; 13) одинокий; 14) осенний; 15) единица; 16) мощь; 17) пуща; 18) жажда; 19) нужда; 20) охлаждать; 21) невежественный;
22) алкать; 23) мраз; 24) морозить; 25) колос.
Ключ. 1б, 2а, 36, 4а, 56, 6а, 76, 86, 96, 10а, 116, 12а, 13а, 14а, 156, 166, 17а, 186, 196, 206, 21а, 226, 236, 24а, 25а.
1) Филолог; 2) экскурсия; 3) ресторан; 4) пудинг; 5) штык; 6) макароны; 7) халат; 8) эпилог; 9) ректор; 10) кафе; 11) хоккей; 12) парикмахер; 13) либретто; 14) арбуз; 15) глобус; 16) математика; 17) тротуар; 18) матч; 19) шпион; 20) пианино; 21) тафта; 22) автор; 23) бюро; 24) рекорд; 25) капельмейстер.
Ключ. 1а, 26, Зг, 4в, 5д, 6ж, 7е, 8а, 9б, 10г, 11е, 12д, 13ж, 14е, 156, 16а, 17г, 18в, 19д, 20ж, 21е, 22б, 23г, 24в, 25д.
3. Определите причины заимствования иноязычных слов:
а) замена наименования; б) в качестве синонима; в) для обозначения нового предмета или понятия.
1) Кипарис; 2) прогресс; 3) аллегория; 4) аттестат;5)абажур; 6) паштет; 7) аукцион;
8) пластырь; 9) аплодировать; 10) архитектор; 11) наган; 12) концепция; 13) халва;
14) арбуз; 15) аншлаг; 16) аморальный; 17) миниатюрный; 18) футбол; 19) снайпер; 20) мотель; 21) гуманность;22) такси; 23) корректный; 24) парламент; 25) бокс.
Ключ. 1в, 2а, 36, 4а, 5в, 6в, 7а, 8в, 96, 106, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16б, 17б, 18в, 19а, 20а, 21б, 22в, 23б, 24в, 25в.
Учитель. Калька — полная копия иноязычного слова. Словообразовательные кальки образованы путём перевода каждой из значимых частей иноязычного слова. Семантические кальки — слова, у которых заимствованным является одно из лексических значений, как правило, переносное.
4. Определите тип заимствования:
а) семантическая калька; б) словообразовательная калька.
1) Правописание; 2) сливки общества; 3) жизнеописание; 4) баснословие; 5) гвоздь программы; 6) самодержавие; 7) летописец; 8) плоская шутка; 9) земледелие; 10) газетная утка.
Ключ. 1а, 2б, За, 4б, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.
5. Определите происхождение слов:
а) исконно русское; 6)украинское; в) старославянское; г) заимствованное из неславянских языков.
1) Сосна; 2) борщ; 3) вождь; 4) истина; 5) дикорастущий; 6) школа; 7) хлебороб; 8) суффикс; 9) добродетель; 10) хождение; 11) атаман; 12) вилка; 13) пуд; 14) вареники; 15) власть; 16) обман; 17) вымпел; 18) гражданин; 19) свитер; 20) кобзарь; 21) бумага; 22) время.
Ключ. 1а, 2б, Зв, 4в, 5а, 6г, 1б, 8г, 9в, 10в, 11г, 12а, 13г, 14б, 15в, 16а, 17г, 18в, 19г, 20б, 21г, 22в.
V.Подведение итогов
VI. Домашнее задание
Повторить правописание не, ни с разными частями речи.
Конспект урока по русскому языку 10 класс
Оставить комментарий!