Веселая рыбалка - Youda Fisherman
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Урок 1. М. Горький. «Песня о Соколе»
Тема: М. Горький. «Песня о Соколе».
Слово о писателе. Сокол и Уж — образы-символы.
Героический пафос «Пecнu о Соколе»
Цель: дополнить представления учащихся о М. Горьком как о писателе и человеке; дать понятие о символе; раскрыть смысл понятий «романтика», «романтический»; показать романтический мир произведения и выявить способы его создания: герои, образы-символы, изобразительные средства; помочь учащимся прочувствовать героический пафос «Песни о Соколе»; воспитывать активную жизненную позицию, чувство собственного достоинства, собственной значимости.
Предварительная работа: сообщение «Романтические произведения М. Горького» (готовит один из учеников); чтение «Песни о Соколе».
Оборудование: центон (высказывания М. Горького): таблица «Обрамление, или рассказ в рассказе»; «Краткий словарь литературоведческих терминов. М.. 1978»; «Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990».
Эпиграф: Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами (Дж. Лессинг).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Рассказ «Герой-повествователь в повести и его окружение».
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Обращение к эпиграфу.
— К кому Дж. Лессинг обращается с этими словами? (К, нам,читателям.)
— Правильно ли он говорит, разрешая читателям ошибаться? (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)
— Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Спорить, заблуждаясь и ошибаясь, размышлять, докапываться до истины.)
2. Центон (высказывания Максима Горького читает заранее подготовленный ученик).
Задание: внимательно прослушайте слова писателя. Каким предстает перед нами М. Горький? Какие идеи, мысли несет он нам, читателям, в этих строчках?
- «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую»(М. Горький. «Часы»).
- «Задача литературы — запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, бог — частица его разума и сердца...» (М. Горький. , Письмо Пятницкому от 25 июля 1900 года).
- «Это, брат... хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, — при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ»(М. Горький. Письмо к сыну).
3. Рассуждения учащихся. Учитель ненавязчиво помогает семиклассникам строить свои коротенькие высказывания, отталкиваясь непосредственно от слов автора.
IV. Усвоение новых знаний
1. Работа с учебником. Чтение статьи «С мечтой о человеке». Беседа о писателе по вопросам.
— Что нового мы узнали о М. Горьком? Какой писатель видит жизнь и человека в ней? К чему он призывал читателя?
2.Чтение «Песни о Соколе» учителем.
4.«Покопаемся в памяти».
— В каких произведениях мы уже встречались с приемом «рассказ в рассказе»? Кто выступал в роли рассказчика? Озвучиваем и заполняем таблицу «Обрамление, или рассказ в рассказе» (Некоторые ячейки предварительно могут быть пустыми, чтобы заполнить их вместе с учащимися на уроке.)
Название произведения |
Автор произведения |
Рассказчик-повествователь |
О чем рассказ? |
Повести Белкина «Станционный смотритель» |
А. С. Пушкин |
Иван Петрович Белкин, мелкий чиновник |
История Самсона Вырина и его дочери Дуни |
«После бала» |
Л. Н. Толстой |
Иван Васильевич |
История любви |
«Песня о Соколе» |
М. Горький |
Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан |
Песня об Уже и Соколе |
5.Ответить на вопросы под № 2 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 153—154).
6.Работа с учебником. Чтение статьи «Романтическое произведение». Понятие «образ-символ» (с. 156, 157).
Словарная работа.
Символ — предмет или слово, условно выражающее суть какого-то явления (Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1978).
Символ— то, что служит условным знаком какого-то понятия, чего-то отвлеченного (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).
Романтика — ... (литературоведческий словарь учебника на с. 284.)
7. Сообщение «Романтические произведения М. Горького» (выступает заранее подготовленный ученик).
Материал для сообщения:
Время написания ранних романтических рассказов Горького — начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе... Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического...»
В ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. В них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Сокол) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму... Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол).
Образ-символ Уж — это слабые и пошлые существа, пасквиль на настоящего Человека. Уж — это олицетворение сытых и равнодушных обывателей, живущих только для себя, думающих только о себе.
Но есть и другие люди — «горящие» (Сокол). Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. Но чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека. Сокол — символ человека-борца, жаждущего свободы, готового к самопожертвованию во имя высоких жизненных идеалов. В основе созданных фантазией Горького образов-символов лежат обобщенные и преображенные процессы и явления действительности.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Аналитическая работа с текстом произведения (в парах).
Задание: перечитайте пейзажные зарисовки в начале и в конце «Песнио Соколе». Выберите художественные средства, с помощью которых автор создает пейзаж. Докажите, что здесь имеет место именно романтический пейзаж.
'Предполагаемые рассуждения учащихся: Активная роль в «Песне о Соколе» отведена непосредственно романтическому пейзажу — он усиливает чувства, которые пробуждает в читателе Сокол. Вступительная часть и заключение изобилуют художественными средствами (эпитеты, метафоры).Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопоставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибрежного камня. Море, неподвижное в дали, «облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое», слилось с «'синим южным небом», отражает ткань перистых облаков, не скрывающих «золотых узоров звезд». Горы «резкими взмахами подняли вершины в синюю пустыню», поросли деревьями, «уродливо изогнутыми норд-остом». Оторвавшийся от горы«печальный, хмурый» камень одет тенью, порос мхом, изрезан «сетью глубоких трещин», волны набросили на него водоросли и тину. Природа в «Песне...» находится в непрерывном движении, она полна смутными, таинственными звуками: лениво вздыхаетморе, что-то неясное шепчут волны.
Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся «в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать».
2. Ответить на вопросы под № 3 (с. 153—155).
VI. Закрепление нового материала
Беседа с элементами аналитической работы с текстом произведения.
— Какими правилами руководствуются в жизни Уж и Сокол? (Подбираем цитаты из текста.) В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь? Уж и Сокол — это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему? Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
VII. Домашнее задание
Устное словесное рисование (начало и конец произведения).Заполнить таблицу «Жизненная позиция Ужа и Сокола». Ответить на вопросы 4, 5 (с. 155—156).
VIII.Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Конспект урока по литературе 7 класс
Оставить комментарий!