Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"


Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 

Игры на внимание для детей. Охотник на зомби


Игры на внимание для детей. Стреляй гранатами в монстров и освобождай

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


Урок 1. М. Горький. «Песня о Соколе»

Конспект урока по литературе 7 класс

Тема: М. Горький. «Песня о Соколе».

Слово о писателе. Сокол и Уж — образы-символы.

Героический пафос «Пecнu о Соколе»


Цель: дополнить представления учащихся о М. Горьком как о пи­сателе и человеке; дать понятие о символе; раскрыть смысл понятий «романтика», «романтический»; показать романтический мир произ­ведения и выявить способы его создания: герои, образы-символы, изо­бразительные средства; помочь учащимся прочувствовать героический пафос «Песни о Соколе»; воспитывать активную жизненную позицию, чувство собственного достоинства, собственной значимости.

Предварительная работа: сообщение «Романтические произ­ведения М. Горького» (готовит один из учеников); чтение «Песни о Соколе».

Оборудование: центон (высказывания М. Горького): таблица «Об­рамление, или рассказ в рассказе»; «Краткий словарь литературовед­ческих терминов. М.. 1978»; «Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990».

Эпиграф: Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, раз­мышляйте. И хотя криво, да сами (Дж. Лессинг).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Рассказ «Герой-повествователь в повести и его окружение».

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

1. Обращение к эпиграфу.

К кому Дж. Лессинг обращается с этими словами? (К, нам,читателям.)

Правильно ли он говорит, разрешая читателям ошибать­ся? (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Спорить, заблуж­даясь и ошибаясь, размышлять, докапываться до истины.)

2. Центон (высказывания Максима Горького читает заранее подготовленный ученик).

Задание: внимательно прослушайте слова писателя. Каким предстает перед нами М. Горький? Ка­кие идеи, мысли несет он нам, читателям, в этих строчках?

- «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусли­вые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вто­рую»(М. Горький. «Часы»).

- «Задача литературы — запечатлевать в красках, в сло­вах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое святое и что кро­ме него — нет ничего достойного внимания. Мир — плод его творчества, бог — частица его разума и сердца...» (М. Горький. , Письмо Пятницкому от 25 июля 1900 года).

- «Это, брат... хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, — при жизни и становятся по­койниками, скучнейший народ»(М. Горький. Письмо к сыну).

3. Рассуждения учащихся. Учитель ненавязчиво помогает се­миклассникам строить свои коротенькие высказывания, оттал­киваясь непосредственно от слов автора.

IV. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником. Чтение статьи «С мечтой о человеке». Беседа о писателе по вопросам.

Что нового мы узнали о М. Горьком? Какой писатель ви­дит жизнь и человека в ней? К чему он призывал читателя?

2.Чтение «Песни о Соколе» учителем.

3.Ответить на вопросы под № 1 рубрики «Перечитываем,
размышляем» (с. 153).

 

4.«Покопаемся в памяти».

— В каких произведениях мы уже встречались с приемом «рассказ в рассказе»? Кто выступал в роли рассказчика? Озву­чиваем и заполняем таблицу «Обрамление, или рассказ в рас­сказе» (Некоторые ячейки предварительно могут быть пустыми, чтобы заполнить их вместе с учащимися на уроке.)

Название произведения

Автор произведения

Рассказчик-повествователь

О чем рассказ?

Повести Белкина «Станционный смотритель»

А. С. Пушкин

Иван Петрович Белкин, мелкий чиновник

История Самсона Вырина и его дочери Дуни

«После бала»

Л. Н. Толстой

Иван Васильевич

История любви

«Песня о Соколе»

М. Горький

Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан

Песня об Уже и Соколе

5.Ответить на вопросы под № 2 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 153—154).

6.Работа с учебником. Чтение статьи «Романтическое произ­ведение». Понятие «образ-символ» (с. 156, 157).

Словарная работа.

Символ — предмет или слово, условно выражающее суть какого-то явления (Краткий словарь литературоведческих тер­минов. М., 1978).

Символ— то, что служит условным знаком какого-то понятия, чего-то отвлеченного (С. И. Ожегов. Словарь русского языка).

Романтика — ... (литературоведческий словарь учебника на с. 284.)

7. Сообщение «Романтические произведения М. Горького» (выступает заранее подготовленный ученик).

Материал для сообщения:

Время написания ранних романтических рассказов Горького — на­чало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе... Писа­тель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического...»

В ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. В них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Сокол) с окружающим его миром, а также про­блема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведе­ний резко разграничен на свет и тьму... Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу. Человек и природа ча­сто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол).

Образ-символ Уж — это слабые и пошлые существа, пасквиль на настоящего Человека. Уж — это олицетворение сытых и равнодушных обывателей, живущих только для себя, думающих только о себе.

Но есть и другие люди — «горящие» (Сокол). Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. Но чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточ­но быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование челове­ка. Сокол — символ человека-борца, жаждущего свободы, готового к самопожертвованию во имя высоких жизненных идеалов. В основе созданных фантазией Горького образов-символов лежат обобщенные и преображенные процессы и явления действительности.

Физкультминутка

V. Проверка понимания учащимися нового материала

1. Аналитическая работа с текстом произведения (в парах).

Задание: перечитайте пейзажные зарисовки в начале и в конце «Песнио Соколе». Выберите художественные средства, с помо­щью которых автор создает пейзаж. Докажите, что здесь имеет место именно романтический пейзаж.

'Предполагаемые рассуждения учащихся: Активная роль в «Песне о Соколе» отведена непосредственно романтическому пейзажу — он усиливает чувства, которые про­буждает в читателе Сокол. Вступительная часть и заключение изобилуют художественными средствами (эпитеты, метафоры).Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопо­ставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибрежного камня. Море, неподвижное в дали, «об­литой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое», слилось с «'синим южным небом», отражает ткань перистых облаков, не скрывающих «золотых узоров звезд». Горы «резкими взма­хами подняли вершины в синюю пустыню», поросли деревья­ми, «уродливо изогнутыми норд-остом». Оторвавшийся от горы«печальный, хмурый» камень одет тенью, порос мхом, изрезан «сетью глубоких трещин», волны набросили на него водоросли и тину. Природа в «Песне...» находится в непрерывном движении, она полна смутными, таинственными звуками: лениво вздыхаетморе, что-то неясное шепчут волны.

Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состояни­ем Рагима и его слушателя: оба находятся «в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать».

2. Ответить на вопросы под № 3 (с. 153—155).

VI. Закрепление нового материала

Беседа с элементами аналитической работы с текстом про­изведения.

— Какими правилами руководствуются в жизни Уж и Со­кол? (Подбираем цитаты из текста.) В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола? Почему герои выбрали себе совершенно раз­ную жизнь? Уж и Сокол — это не имена собственные, но в про­изведении они пишутся с большой буквы. Почему? Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

VII. Домашнее задание

Устное словесное рисование (начало и конец произведения).Заполнить таблицу «Жизненная позиция Ужа и Сокола». От­ветить на вопросы 4, 5 (с. 155—156).

VIII.Подведение итогов урока

IX. Рефлексия

 

Конспект урока по литературе 7 класс

 

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 7110

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru