Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
С.Я. Маршак Двенадцать месяцев. Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям
Конспект урока по литературе 5 класс.
Тема: С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям
Цель: показать утверждение в пьесе ценности труда, разума, самопожертвования: выявить авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям. Оборудование: рисунки-иллюстрации учащихся к пьесе.
Форма проведения: урок - аналитическое чтение
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Тест на знание текста по вариантам (либо устный опрос, во время которого задача учащихся — дать правильный развернутый ответ). №1
1.Что искал Солдат в лесу под Новый год? (Солдату велели принести елку.)
2.Кто отправил Падчерицу в лес за хворостом? (Мачеха отправила Падчерицу в лес за хворостом.)
№2
1.Правда ли, что в пьесе Ноябрь передает свое лесное хозяйство Декабрю? (Нет.)
2.Правда ли, что ни у Падчерицы, ни у Королевы нет родителей? (Да, и Королева, и Падчерица — сироты.)
№3
1. Почему Королева предпочитает писать слово «казнить» вместо «помиловать»? (Потому что оно короче.)
2.0 ком королева говорит: «Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сделала, вы говорите: неверно. Что бы я ни написала, вы говорите: не так»? (О Профессоре.)
№4
1.Корзину с какими цветами повелела Королева доставить во дворец к Новому году? (С подснежниками.)
2.Правда ли, что люди говорят о Королеве следующее: «Ах, сирот ка несчастная!», «Красавица — глаз не отвести!»? (Нет.)
№5
1.Кто из месяцев дарит Падчерице серебряное колечко? (Апрель.)
2.Зачем Старуха с Дочкой подбирают для подснежников корзину побольше? (Чтобы больше влезло золота.)
№6
1.Что Дочка Старухи крадет у Падчерицы? (Колечко.)
2.О ком так говорит Январь: «То у проруби ее встретишь с ведра ми, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая, идет себе — поет»? (О Падчерице.)
№7
1. О ком так говорит Гофмейстрина: «От нее всего можно ожидать. Это такая невоспитанная девчонка!»? (О Королеве.)
2. Какая дата, по мнению Королевы, должна наступить после 31 декабря? (32 декабря.)
№8
1.Какие подарки к Новому году дарят друг другу две белки? (Сосновые и еловые шишки.)
2.Кто и о ком говорит: «Ах, вот ты какая! Я думала, какая-нибудь мохнатая, косолапая, а ты, оказывается, красивая. Не правда ли, она очень мила?» (Королева о Падчерице.)
№9
1. Кто остается рядом с Королевой после того, как вся свита убегает во время ливня? (Солдат, Профессор.)
2. Что просит у Января Профессор? (Чтобы все было no-cmapoмv.)
№10
1.Какие «подарки» получают от Января Старуха с Дочкой? (Собачьи шубы.)
2.Чему учит Солдат Королеву? (Просить прощения.)
2. Рассказ о понравившемся персонаже
Учащиеся показывают свои рисунки и рассказывают о героях. Все рисунки вывешиваются на доске.
Физкультминутка
3. Аналитическая бесела
—Какие герои пьесы-сказки вам понравились и почему?
—Как реагирует Падчерица, услышав от Солдата рассказ о Королеве? (Падчерица жалеет королеву.)
—Почему Падчерице жаль Королеву? (Потому что она тоже сирота.)
—Почему Падчерица давно не играет в куклы? Что символизирует игра в куклы? (В куклы играют в детстве, Падчерица раньше вступила во взрослую жизнь, испытала тяготы жизни. К ней относятся не как к маленькой, а как ко взрослому человеку, поручают ей всю взрослую работу.)
—Почему Падчерица не замерзла в лесу? Почему ее не съел волк? Почему же и животные, и месяцы пожалели Падчерицу и позаботились о ней? (Животные оберегают ее: ворон обманывает волка, белка будит ото сна. Трудолюбивая, добрая, она работает круглый год.)
—Каково отношение мачехи к Падчерице? Как мать относится к своей родной дочери? В чем сходство характеров дочери и матери?
—Как автор характеризует Гофмейстрину? Почему автор говорит, что она «тощая», а не, к примеру, «худая». Какой персонаж будет положительным — «худой» или «тощий»?
—Нравится ли вам Гофмейстрина? Почему?
—Как автор говорит о Королеве — «девочка лет четырнадцати». Почему он называет ее именно «девочка», а не «девушка»? (Подчеркивает, что она еще ребенок.)
—В чем проявляется «детскость», «невзрослость» Королевы? (Капризная; безответственная; не понимает ценности человеческой жизни; не хочет учиться; люди для нее как игрушки; не знает элементарных вещей и т. п.)
—Как вы думаете, изменится ли она после того дня в лесу?
4. Итог урока
—Не зря говорят, что в сложных, экстремальных ситуациях люди показывают свое истинное лицо. Когда начала происходить быстрая смена времен года, мы смогли увидеть много интересного. Действительно ли придворные преданы Королеве? Уважают ли Королеву Старуха с Дочкой? А как повел себя старенький Профессор, который нам так не нравился за потакание своей воспитаннице? А Солдат? Как отразилось внезапно обретенное богатство на характере Падчерицы? Таким образом, мы видим довольно печальную картину. Среди всей свиты льстивых и трусливых подданных истинно преданными оказываются только двое. Даже Гофмейстрина, которая воспитывала маленькую Королеву и, казалось, могла бы к ней искренне привязаться, дважды бросила ее в минуту опасности. Мачеха и Дочь угождают Королеве только до тех пор, пока боятся ее.
—За что месяцы так по-царски наградили Падчерицу? (За то, что не предала их даже под угрозой казни.)
5. Домашнее задание
—Распределите роли и инсценируйте III действие пьесы-сказки « Двенадцать месяцев»; выполните задания рубрики «Проверяем себя» (с. 40).
Оставить комментарий!