Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
М.М. Пришвин Кладовая солнца. Воплощение правды Антипыча в героях повести
Конспект урока по литературе 5 класс Пришвин Кладовая солнца.
Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца». Воплощение правды Антипыча в героях повести
Цель: помочь учащимся осмыслить заповедь автора: действовать согласно подсказкам живой природы, жить в согласии с ней; рассмотреть воплощение правды Антипыча в духовном мире Настеньки; воспитывать чувство сопереживания, единения с природой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Проверка домашнего задания
Чтение учащимися рассказа-рассуждения «Правда Антипыча». (Это своеобразный мостик к анализу IX и X глав повести.)
IV. Анализ IX и X глав повести
1. Правда Антипыча в духовном мире Настеньки.
— Какая самая главная черта характера Антипыча? (Доброта.)
— Живет ли доброта в душе Настеньки даже после того, как Митраша пошел своей дорогой? (Живет.)
— Прочитайте эпизоды волнения Настеньки (IX глава). Какое чувство поглотило нашу героиню? (Волнение за брата, укоряет себя за упрямство, отчаяние, когда упала на землю и зарыдала.)
— Что же произошло с Митрашей, который не знал одного из правил, проповедуемых Антипычем — не зная броду, не лезь в воду? (Митрашу стало засасывать в болото.)
— Итак, Настенька от бессилия рыдает, Митраша от бессилия перед природой также стал плакать. Как вы думаете, кто виноват и что нужно было бы сделать, чтобы избежать этой беды? (Митраша виноват больше, так как Настенка была старше его и знала, куда люди ходят за ягодами. Но и Настенька могла уступить брату: вдвоем все-таки легче бороться с трудностями.)
— Как вы думаете, если бы у детей был такой дедушка, как Антипыч, избежали бы они своих неприятностей? (Да.)
— Беда всех сирот в том, что в их жизни не всегда находятся люди, которые стали бы для них «родственными душами», во-время дали дельный совет. Скажите, всегда ли вы цените советы близких вам людей, всегда ли поступаете по совету взрослых? (Нет.) Приходилось ли потом об этом жалеть? (Да.) Значит, ребята, старайтесь прислушиваться к советам ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Ведь они вас любят, а поэтому посоветовать могут лишь хорошее.
2. Ягодные картины Пришвина.
— Ребята, мы говорили о том, что Пришвин виртуозно описывает язык птиц. Описание чего в IX главе вызвало у вас интерес и даже восторг?
(Описание ягод.)
Работа в парах. Задание:
а) в тетради нарисуйте корзину (учитель может предложить шаблон) и впишите в нее ягоды, о которых упомянул в повести М.М. Пришвин
б) Вспомните, какие еще лесные ягоды вам известны (малина, земляника) и попробуйте описать эти ягоды в стиле М. М. Пришвина, чтобы мы могли ярко представить, как эти ягоды растут.
Релаксация (см. прил. 3)
Учащиеся озвучивают свои работы.
— Почувствовали ли вы себя при выполнении этой работы человеком, который любит ягоды, лес, природу? Это чувство гармонии с природой, чувство единения человека и леса. Вот такое чувство душевного спокойствия и проповедовал Антипыч. А нашим маленьким героям не хватало уступчивости, уважения друг к другу, что тоже показывает на душевный дисбаланс.
3. Травка.
— О том, что собака друг человека, вы уже знаете с раннего детства. А друг, даже такой, как собака, познается в беде. Как ведет себя Травка с плачущей Настенькой? Свой ответ подтвердите строчками из текста.
— Как вы думаете, что шепнул Антипыч на ухо Травке?
Учитель обобщает: Собака Антипыча Травка спешила детям на помощь, не оставляла их в беде — вот еще одна заповедь старого лесника и М. М. Пришвина, которая является залогом гармоничного существования.
V. Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок
VI. Домашнее задание
1. Прочитать XI и XII главы повести.
2. Вспомнить значение понятий быль, сказка, аллегория.
3. Ответить на вопросы 6. 7 па с. 68.торых упомянул г повести М. М. Пришвин.
Оставить комментарий!