Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
И.С. Тургенев Муму. Небольшое происшествие
Конспект урока по литературе 5 класс
И. С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Небольшое происшествие
Цель: показать бесправие и незащищенность человека в условиях крепостного права; учить видеть благородство души на примере отношении Герасима и Татьяны; развивать умение по внешним признакам угадывать душевное состояние героя; воспитывать благородство, уважение к противоположному полу.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Проверка домашнего задания
1. Выставка рисунков и выступление учащихся, выбравших творческое задание.
2. Художественный пересказ отрывка.
IV. Анализ произведения
1. Беседа.
— Ребята, если помните, рассказ И.С. Тургенева "Муму" мы разделили на 7 условных частей. На прошлом уроке мы работали с первой частью, а дома вы прочитали вторую часть. И сегодня мы продолжаем нашу беседу.
— Вспомните, какое небольшое происшествие случилось в судьбе Герасима? (Герасим любил Татьяну-прачку, а барыня хотела выдать ее замуж за башмачника Капитона Климова.)
— Почему повеление барыни смутило дворецкого? (Потому что он знал, что Татьяну любит Герасим.)
— Как вы думаете, за что Герасим полюбил Татьяну? Свои мысли подтвердите цитатами из текста. (Трудолюбивая, серьезная, дисциплинированная.)
— Как глухонемой Герасим проявлял свои чувства к Татьяне? («Протягивая ей пряничного петушка», «промычал ей что-то дружелюбное», «ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей», «метлой перед ней пыль расчистит».)
— Что общего в характерах Герасима и Татьяны? (Татьяна была крепостная, поэтому работала за двоих, а Герасим — за четверых; родни у обоих не было; Татьяна никогда ни с кем не говорила, а Герасим был немой; оба добросовестно относились к работе.)
— Как Герасим заботился о Татьяне? (Защищал ее перед кастеляншей, избавил от пустых разговоров Капитона.)
— Отвечала ли Татьяна на знаки внимания Герасима? (Нет.) Почему? (Она всего боялась и думала только о том, как сделать работу впрок.)
2. Учащимся предлагается составить портрет Татьяны.
3. Работа со схемой (записана на доске).
— Посмотрите на доску. Как вы понимаете данную схему?
ГЕРАСИМ
«ласково мыча»
Промычал «дружелюбно»
улыбается |
Крепостное право |
ТАТЬЯНА
Кроткая |
(Подчеркнутые слова указывают на благородные отношения Герасима и Татьяны. Он любил ее и проявлял свою любовь добрыми делами и поступками. Но на пути к искренним, и открытым отношениям героев непреодолимым препятствием стоит крепостное право, которое разбивает человеческие чувства.)
Физкультминутка
4. Работа в группах (по рядам). Рассуждения о взаимоотношениях Герасима и Татьяны. (Вопросы для групп записаны на доске.)
1-я группа. Легко ли Герасиму было отказаться от своей любви?
а) Как Герасим относился к пьянству? (Не любил пьяных. К выпивке относился негативно.) Как он отреагировал, когда Татьяна претворилась хмельной? (Вгляделся, уронил лопату, целые сутки не выходил из своей комнаты.)
б) Что означает тот жест, когда Герасим толкнул Татьяну к Капитону? (Мол два сапога пара.)
2-я группа. Проанализируйте поведение Герасима в день свадьбы. Какие поступки выдают его гнев и горе, его нервное напряжение? (Внешне он спокоен и сдержан, но он «так» затер свою лошадь и сломал бочку. Это и говорит о нервном напряжении героя.)
3-я группа. Что увидел Антипка сквозь щелку? Как такое поведение героя характеризует его душевную рану?
Творческое задание на карточках (для более сильных учащихся )
Карточка для мальчиков
Представьте, что вы Герасим, который умеет писать и грамотно излагать свои мысли. Напишите от имени Герасима письмо Татьяне.
Карточка для девочек
Представьте, что вы крепостная Татьяна, которую в детстве научили писать. Напишите письмо Татьяны Герасиму (признание в любви или мольба о помощи).
5. Ответы каждой группы. Чтение творческих заданий.
— Как можно было изменить судьбу Герасима и Татьяны?
(1) Пойти к барыне, то есть быть смелее в своих поступках.
2) Любящим сердцам могла также помочь дворовая челядь, если бы она не была такой завистливой и глупой.)
Учитель обобщает: «Чувство страха крепостных перед своими хозяевами искалечило судьбы многих людей. Такие, как Герасим и Татьяна, а люди они очень порядочные, не смогли противостоять насилию и унижению.
V. Обобщение. Подведение итогов
— Как Тургенев через образы Татьяны и Герасима осудил крепостное право?
VI. Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок
VII. Домашнее задание
1. Прочитать продолжение рассказа до слов «Герасим обернулся, увидел замелькавшие огни».
2. Творческое задание (по желанию): нарисовать сюжетный рисунок с присутствием Муму.
3. Принести фотографии четвероногих любимцев.
4. Двум учащимся (назначает учитель) подготовить сообщения об интересных случаях из жизни, когда собаки находили своих хозяев за тысячи километров.
Оставить комментарий!