Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по литературе 5 класс. В. Г. Короленко. «Дети подземелья». История знакомства и дружбы Валека и Васи
Конспект урока по литературе 5 класс
В. Г. Короленко. «Дети подземелья».
История знакомства и дружбы Валека и Васи
Цель: познакомить учащихся с личностью В. Г. Короленко и историей создания повести: начать работу над текстом (1—3 части); исследовать мотивы поступков героев; расширять словарный запас учащихся: формировать умение давать характеристику литературному герою.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока
—Мы продолжаем знакомиться с произведениями русских писателей о детях. Сегодня начинаем работу с повестью В. Г. Короленко «Дети подземелья».
2. Слово учителя о писателе и истории создания повести
—Короленко родился и вырос на Украине (она в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Отец умер, когда Владимиру было тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию.
Короленко знал русский, польский и украинский языки — это помогло ему зарабатывать на жизнь, когда он приехал в Петербург, а оттуда в Москву, чтобы учиться.
Владимир Галлактионович был студентом Петербургского технологического института, затем Московской сельскохозяйственной академии, но так и не окончил ни одно из этих учебных заведений: его исключали за революционные взгляды. Тогда Короленко стал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя. Первое серьезное произведение было создано в тюрьме — по пути в очередную ссылку. В далекой Якутии, в ссылке, Короленко стал настоящим писателем, там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).
3. Работа с учебником. Чтение статьи учебника о Короленко (с. 138—139)
—Что вы узнали еще о писателе, о его повести «Дети подземелья»?
4. Чтение 1—3 части вслух учителем (с. 139—150)
Перед чтением задание для учеников — отмечать в тексте непонятные слова.
Физкультминутка
5. Аналитическая беседа
—Какую функцию выполняют в повести 1 и 2 части? (Это вступление, в котором автор знакомит читателей с местом и временем действия, главными героями повествования, их предысторией.)
—Как называется местечко, где происходили события, описанные в рассказе? Чем оно было примечательно? Найдите ответ в тексте.
—Что мы узнаем о развалинах?
—Что так поразило рассказчика в поступках Януша?
—Как вы встретили портрет Тыбурция и рассказ о нем? Не удивило ли вас, почему он открывает рассказ?
—О чем повествует 2 глава?
—От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от имени Васи.) Поясняет ли эта глава, почему автор для своего произведения выбрал повествование от первого лица?
—Что говорится о мальчике? Какие установились отношения между ним и отцом? Почему так произошло? Как вы думаете, кому хуже — мальчику или его отцу? (Отец слишком любил жену и сначала не замечал Васю из-за своего счастья, а потом из-за горя. После смерти матери мальчик чувствовал постоянное одиночество, кото
рое усиливалось, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.)
— Какой образ жизни вел Вася? Почему шестилетний мальчик так хорошо знал город и его окрестности? Как вы думаете, Вася был счастлив? (Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».)
—Что вынесено в заглавие 3 части?
—По полному тексту прочитаем по ролям диалог мальчиков. Перед чтением каждый охарактеризует своего героя.
6. Итог урока
—Понравилось ли произведение? Чем?
7. Домашнее задание
— Прочитайте 4—6 части повести; любой понравившийся эпизод подготовьте для пересказа близко к тексту.
Оставить комментарий!