Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Игра "Смешарики - Волейбол"


Играй бесплатно в волейбол со смешириками

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


И.С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Образ дворника Герасима

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Образ дворника Герасима


Цель: формировать представление о Тургеневе-повествователе; познакомить с этическими взглядами И. С. Тургенева на жизнь, с обстоятельствами, объясняющими возникновение рассказа; учить видеть роль портрета в обрисовке персонажа; раскрыть «необычность», «замечательность» дворника Герасима: воспитывать этические взгляды на жизнь.

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, выставка книг писателя и о писателе.

                                                                           Эпиграф:          Раннюю ненависть к рабству и                                                                                                 крепостничеству внушило мне безобразие                                                                                           окружающей среды.

 И. С. Тургенев

Ход урока

I. Организационный момент

II. Ориентационно-мотивационный этап

III. Проверка домашнего задания

Понятие о строфе.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Слово учителя

— На протяжении нескольких уроков мы будем анализировать рассказ И. С. Тургенева «Муму». Иван Сергеевич Тургенев описал в рассказе то время, в котором жил сам. В XIX веке господствовало крепостное право. Был барин, который жил в имении, а недалеко от его дома были постройки, где жили домашние слуги, прачки, повар, портной, конюх. Хорошо, если барин или барыня были справедливыми и честными. Но как правило слугам платили мало или вообще ничего не платили. Часто за протест или непослушание крестьян наказывали плетьми. Вот в такой обстановке, в барской усадьбе вырос Иван Сергеевич Тургенев. Усадьба славилась великолепным парком с вековыми дубами, липами, березами. Тенистые аллеи вели к прозрачным прудам. Но в то же время здесь очень часто можно было услышать свист плетки и стон прислуги.

Впечатлительный Ваня не мог этого переносить. Он заступался за крестьян. Однажды он спрятал девушку Лушу в одной крестьянской семье. Ее хотели продать в соседнюю усадьбу, на что Тургенев сказал матери, что торговля людьми — варварство. Для разрешения конфликта приехал исправник, но это не испугало будущего писателя. Тогда исправник вооружил дубинками своих людей и отправился к дому, где пряталась девушка. Тургенев встретил толпу на крыльце дома с оружием в руках. Луша не была продана. Однажды И. С. Тургенев напишет слова, которые послужили эпиграфом к нашему уроку: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушило мне безобразие окружающей среды».

— Крепостное право было отменено? (Да.) Верно. И произошло это благодаря таким горячим сердцам, как у Тургенева. Писатель боролся против крепостничества своими произведениями. Он показал, что крестьяне, простые люди, очень замечательные. Именно в этих людях очень глубоко поселилась любовь к природе, сострадание. А сколько песен и сказок придумал народ. И. С. Тургенев любил простой народ. Будучи взрослым, писатель приезжал в свое имение и общался с мужиками, ходил с ними на охоту, ночевал в избах, на сеновалах. Писатель любил их слушать, а крестьяне не боялись его: рассказывали ему своей сочной и выразительной речью сказки, былины. Многое Тургенев перенес в своп произведения. Не исключением является и рассказ «Муму

V. Анализ произведения

Текст условно разделяется на 7 частей. На первом уроке учащиеся знакомятся с образом Герасима. Дома они читали условную первую часть рассказа.

1. Работа с теорией литературы.

— Давайте с вами обратимся к теории литературы, так как нам с вами нужно увидеть и понять, как, с помощью каких средств Тургенев обрисовал нам образ Герасима. Обратите внимание на доску:

Портрет Сравнения Эпитеты

— Найдите определение этих понятий в словарике литературных терминов в конце учебника. (Учащиеся находят и зачитывают.)

2. Работа с текстом.

— Теперь найдите примеры портрета, сравнения и эпитета и рассказе «Муму» и зачитайте их. (Портрет: «мужчина (двенадцати вершков роста», «сложенный богатырем и глухонемой от рождения». Сравнение: «как рычаг опускались и поднимались продолговатые мышцы его плечей». Эпитеты: тягловый мужик, огромные ладони, торжественная важность его работы.)

— Как вы думаете, зачем автор использует все эти художественные средства? Что это дает нам, читателям? (Это помогает увидеть Герасима не только как дворника у барыни, но и как самобытного и трудолюбивого мужчину-богатыря.)

— Почему Герасим не мог долго привыкнуть к городу? Найдите цитаты, которые подтверждают, что Герасим не мог жить г. Москве. (3-й абзац произведения.)

3. Самостоятельная работа учащихся — заполнение 2-го столбца таблицы (в тетрадях).

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА

В деревне

Переезд в Москву

1. «Работал за четверых»

 

2. «Пахал, налегая огромными ладонями на соху»

 

3. «Сокрушительно действовал сохой»

 

4. «С детства привык к полевым работам»

 

5. «Молотил цепом»

 

 

Примерное содержание второго столбца:

• «Скучал и недоумевал, что с ним такое делается»;

• «Занятия казались ему шуткой»;

• «Швырнув лопату и метлу, бросался на землю лицом и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь».

4. Учащиеся зачитывают, что они записали в таблицу.

5. Беседа.

— Какой вывод вы можете сделать, о чем говорит нам поведение Герасима в городе? (Предположения учащихся.)

— Верно, ребята, крепостное право лишало людей привычной жизни, ломало судьбы. Перечисленные вами жесты, показали, что человек находится в отчаянии, тоске, одиночестве. Москва не показалась Герасиму местом, где можно хорошо жить.

— Какие чувства вы испытываете к Герасиму? (Сочувствие.)

— Чем усугубляется положение главного героя?

— Что обычно человеку нужно, чтобы «облегчить душу»? (Поговорить с близкими, родными, друзьями, поделиться проблемами и попросить совета.)

— Верно, ребята. А у Герасима не было такой возможности, он вынужден был все держать в себе.

6. Продолжение работы по заполнению таблицы.

— Сейчас, продолжим заполнение 2-го столбца нашей таблицы. Вам нужно выписать предложения, словосочетания, которые характеризуют нам отношение героя к работе, как исполнял Герасим свои обязанности:

• «Усердно исполнял свою обязанность»;

• «Топор так и звенит у него, как стекло»;

• «Поймал двух воров»;

• «Любил во всем порядок».

Релаксация (см. при л. 3)

Обобщение. Подведение итогов урока


— Давайте заполним схему на доске. Для этого вы будете называть качества, присущие Герасиму, а я буду их записывать. (Ученики могут выходить к доске по одному и записывать названные ими качества.) 

Примерное заполнение схемы:

1) честность;

2) собранность;

3) чувство собственного достоинства;

4) надежность;

5) трудолюбие;

6) богатырская сила и душа.

— Теперь давайте попытаемся собрать все, что мы сегодня говорили о Герасиме в единый рассказ о нем. (Один ученик характеризует образ Герасима.)

— Итак, ребята, мы видим, что Герасим — это сильная личность. Даже сильно переживая переезд в Москву, он сумел в этом городе не утратить и показать свои качества.

VI. Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок

VII. Домашнее задание

1. Творческое задание (по желанию): подготовить серию рисунков или сценарий диафильма «Один день из жизни Герасима».

2. Для всего класса: подготовить художественный пересказ Славный оп был мужик (или «Дворник Герасим») с сохранением сравнений и некоторых глаголов; прочитать продолжение рассказа «Муму» до слов «Дело было к вечеру».

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 5131

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru