Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
И.С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Образ дворника Герасима
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ «МУМУ». Образ дворника Герасима
Цель: формировать представление о Тургеневе-повествователе; познакомить с этическими взглядами И. С. Тургенева на жизнь, с обстоятельствами, объясняющими возникновение рассказа; учить видеть роль портрета в обрисовке персонажа; раскрыть «необычность», «замечательность» дворника Герасима: воспитывать этические взгляды на жизнь.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, выставка книг писателя и о писателе.
Эпиграф: Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушило мне безобразие окружающей среды.
И. С. Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ориентационно-мотивационный этап
III. Проверка домашнего задания
Понятие о строфе.
IV. Подготовка к восприятию произведения. Слово учителя
— На протяжении нескольких уроков мы будем анализировать рассказ И. С. Тургенева «Муму». Иван Сергеевич Тургенев описал в рассказе то время, в котором жил сам. В XIX веке господствовало крепостное право. Был барин, который жил в имении, а недалеко от его дома были постройки, где жили домашние слуги, прачки, повар, портной, конюх. Хорошо, если барин или барыня были справедливыми и честными. Но как правило слугам платили мало или вообще ничего не платили. Часто за протест или непослушание крестьян наказывали плетьми. Вот в такой обстановке, в барской усадьбе вырос Иван Сергеевич Тургенев. Усадьба славилась великолепным парком с вековыми дубами, липами, березами. Тенистые аллеи вели к прозрачным прудам. Но в то же время здесь очень часто можно было услышать свист плетки и стон прислуги.
Впечатлительный Ваня не мог этого переносить. Он заступался за крестьян. Однажды он спрятал девушку Лушу в одной крестьянской семье. Ее хотели продать в соседнюю усадьбу, на что Тургенев сказал матери, что торговля людьми — варварство. Для разрешения конфликта приехал исправник, но это не испугало будущего писателя. Тогда исправник вооружил дубинками своих людей и отправился к дому, где пряталась девушка. Тургенев встретил толпу на крыльце дома с оружием в руках. Луша не была продана. Однажды И. С. Тургенев напишет слова, которые послужили эпиграфом к нашему уроку: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушило мне безобразие окружающей среды».
— Крепостное право было отменено? (Да.) Верно. И произошло это благодаря таким горячим сердцам, как у Тургенева. Писатель боролся против крепостничества своими произведениями. Он показал, что крестьяне, простые люди, очень замечательные. Именно в этих людях очень глубоко поселилась любовь к природе, сострадание. А сколько песен и сказок придумал народ. И. С. Тургенев любил простой народ. Будучи взрослым, писатель приезжал в свое имение и общался с мужиками, ходил с ними на охоту, ночевал в избах, на сеновалах. Писатель любил их слушать, а крестьяне не боялись его: рассказывали ему своей сочной и выразительной речью сказки, былины. Многое Тургенев перенес в своп произведения. Не исключением является и рассказ «Муму
V. Анализ произведения
Текст условно разделяется на 7 частей. На первом уроке учащиеся знакомятся с образом Герасима. Дома они читали условную первую часть рассказа.
1. Работа с теорией литературы.
— Давайте с вами обратимся к теории литературы, так как нам с вами нужно увидеть и понять, как, с помощью каких средств Тургенев обрисовал нам образ Герасима. Обратите внимание на доску:
Портрет Сравнения Эпитеты
— Найдите определение этих понятий в словарике литературных терминов в конце учебника. (Учащиеся находят и зачитывают.)
2. Работа с текстом.
— Теперь найдите примеры портрета, сравнения и эпитета и рассказе «Муму» и зачитайте их. (Портрет: «мужчина (двенадцати вершков роста», «сложенный богатырем и глухонемой от рождения». Сравнение: «как рычаг опускались и поднимались продолговатые мышцы его плечей». Эпитеты: тягловый мужик, огромные ладони, торжественная важность его работы.)
— Как вы думаете, зачем автор использует все эти художественные средства? Что это дает нам, читателям? (Это помогает увидеть Герасима не только как дворника у барыни, но и как самобытного и трудолюбивого мужчину-богатыря.)
— Почему Герасим не мог долго привыкнуть к городу? Найдите цитаты, которые подтверждают, что Герасим не мог жить г. Москве. (3-й абзац произведения.)
3. Самостоятельная работа учащихся — заполнение 2-го столбца таблицы (в тетрадях).
ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА |
|
В деревне |
Переезд в Москву |
1. «Работал за четверых» |
|
2. «Пахал, налегая огромными ладонями на соху» |
|
3. «Сокрушительно действовал сохой» |
|
4. «С детства привык к полевым работам» |
|
5. «Молотил цепом» |
|
Примерное содержание второго столбца:
• «Скучал и недоумевал, что с ним такое делается»;
• «Занятия казались ему шуткой»;
• «Швырнув лопату и метлу, бросался на землю лицом и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь».
4. Учащиеся зачитывают, что они записали в таблицу.
5. Беседа.
— Какой вывод вы можете сделать, о чем говорит нам поведение Герасима в городе? (Предположения учащихся.)
— Верно, ребята, крепостное право лишало людей привычной жизни, ломало судьбы. Перечисленные вами жесты, показали, что человек находится в отчаянии, тоске, одиночестве. Москва не показалась Герасиму местом, где можно хорошо жить.
— Какие чувства вы испытываете к Герасиму? (Сочувствие.)
— Чем усугубляется положение главного героя?
— Что обычно человеку нужно, чтобы «облегчить душу»? (Поговорить с близкими, родными, друзьями, поделиться проблемами и попросить совета.)
— Верно, ребята. А у Герасима не было такой возможности, он вынужден был все держать в себе.
6. Продолжение работы по заполнению таблицы.
— Сейчас, продолжим заполнение 2-го столбца нашей таблицы. Вам нужно выписать предложения, словосочетания, которые характеризуют нам отношение героя к работе, как исполнял Герасим свои обязанности:
• «Усердно исполнял свою обязанность»;
• «Топор так и звенит у него, как стекло»;
• «Поймал двух воров»;
• «Любил во всем порядок».
Релаксация (см. при л. 3)
Обобщение. Подведение итогов урока
— Давайте заполним схему на доске. Для этого вы будете называть качества, присущие Герасиму, а я буду их записывать. (Ученики могут выходить к доске по одному и записывать названные ими качества.)
Примерное заполнение схемы:
1) честность;
2) собранность;
3) чувство собственного достоинства;
4) надежность;
5) трудолюбие;
6) богатырская сила и душа.
— Теперь давайте попытаемся собрать все, что мы сегодня говорили о Герасиме в единый рассказ о нем. (Один ученик характеризует образ Герасима.)
— Итак, ребята, мы видим, что Герасим — это сильная личность. Даже сильно переживая переезд в Москву, он сумел в этом городе не утратить и показать свои качества.
VI. Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок
VII. Домашнее задание
1. Творческое задание (по желанию): подготовить серию рисунков или сценарий диафильма «Один день из жизни Герасима».
2. Для всего класса: подготовить художественный пересказ Славный оп был мужик (или «Дворник Герасим») с сохранением сравнений и некоторых глаголов; прочитать продолжение рассказа «Муму» до слов «Дело было к вечеру».
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 5131
Оставить комментарий!