Исследовательская деятельность - условие, средство и результат развития одарённости
Исследовательская деятельность учащихся-условие, средство и результат
развития одарённости
Уже в младших классах можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником. Они читают энциклопедии, словари, ищут ответы на свои вопросы. Поэтому очень важно именно в школе выявить тех, кто интересуется разными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть себя. Одним из путей решения этой задачи является привитие навыковисследовательской деятельности учащихся.
С учётом индивидуальных особенностей и склонностей учеников и с целью выявления и поддержки одарённых детей в нашей школе было создано научное общество (НО «Исследователь»). Одна из секций НО учащихся — лингвистическая. За этот период на школьно-гимназическую конференцию были представлены работы по следующим темам:
• <«История Франции в замках и дворцах»;
• «Сопоставительный анализ сравнительных оборотов французского и русскогоязыков»;
• «Имена собственные во французском ирусском языках».
Необходимо заметить, что для учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные и сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Так, например, ученица X класса высказала пожелание писать работу по теме «История Франции». Естественно, излишняя широта и многоаспектность сделали эту тему «неподъёмной». В данной ситуации сужение темы было просто необходимо. И в качестве предмета исследования были избраны замки Луары как свидетели истории Франции. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую тему», которая неизвестна лишь начинающему исследователю. Поэтому при выборе темы очень важна помощь педагога-консультанта. В идеале выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и учителя. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т. е. по теме должны быть доступны источники (литература, словари).
Очень полемичным в методической литературе остаётся вопрос о целесообразностиисследовательской деятельности учащихся, так как считается, что учащиеся не смогут овладеть новыми, неизвестными фактами в лингвистике, впервые получить новый результат. Однако самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, подкреплённый примерами и убедительными выводами, не менее ценен. Эти результаты также можно считать содержащими элементы новизны и для самого автора, и для участников конференции.
Например, в процессе работы над темой «История Франции в замках и дворцах» автор изучила информацию о 20 замках. Была составлена таблица.
Таким образом, можно утверждать, что эти работы относятся к типу творческих работ, так как имеют элементы самостоятельных исследований конкретного материала, работах отсутствует повторение школьной программы.
Работа со справочной, научно-познавательной литературой имеет важное' значение в развитии одарённости детей. Умение работать с литературными источниками — основа научного исследования. В процессе работы с литературой учащийся овладевает различными типами чтения, способами фиксирования необходимой информации. На этом этапе главная задача руководителя — помочь ученику избежать заимствования материала, которое неизбежно приведёт к реферативности его работы. Иногда отсутствие подробных лингвистических материалов может быть даже полезным. Возвращаясь к работе «Сопоставительный анализ сравнительных оборотов французского и русского языков», необходимо сказать, что у автора в распоряжении не было готовых теоретических разработок. Были использованы только три источника: «Французско-русский словарь» (Гринёва, Громова), «Русский язык и культура речи» (И. Б. Голуб), «Крылатые слова, их значение и происхождение» (на французском языке) (И. Н. Тимоскова).
Данная работа построена на непосредственном анализе языкового явления. Безусловно, это несколько сокращает объём работы, однако не уменьшает её исследовательскую основательность.
Весомый развивающий потенциал несёт в себе участие в научно-практической конференции. Как известно, цель научных конференций — не достижение неизвестного научного результата, а получение радости от процесса исследования. Написанная ученикомработа и доклад, сделанный на её основе, — это различные жанры научной деятельности и готовить их нужно по-разному. При подготовке к конференции учащиеся знакомятся с основами искусства публичных выступлений. Как показывает практика, без тщательной подготовки, кропотливой работы над этим аспектом не бывает успешного выступления ученика-исследователя на конференции.
Что касается научно-педагогического сопровождения, организуемого учителем, то это одна из важных составляющих успешного выполнения учебно-исследовательской работы. Вклад руководителя различен на разных этапах. Он наиболее важен при выборе объекта, формулировании темы, цели, задач и гипотезы, при подготовке к докладу. Задачи, стоящие перед научным руководителем, заключаются в следующем:
• формировать и поддерживать интерес к получению дополнительных знаний;
• обеспечить обратную связь по выполненным этапам исследования;
• проводить индивидуальные консультации;
•наблюдать за ходом выполнения работы. (В практике нашей школы — еженедельные консультации для учащихся-исследователей .)
Подводя итог, следует ещё раз подчеркнуть важные дидактические задачи, которые решаются при проведении исследовательской деятельности учащихся:
• учащиеся не ограничиваются приобретением определённых знаний, а выходят на практические действия;
• школьники учатся самостоятельно мыслить, прогнозировать результаты,устанавливать причинно-следственные связи;
• учащиеся учатся доводить дело до конца, они должны «задокументировать»результаты своего труда.
Главным результатом работы над темой является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, умений и навыков и их творческое применение в новых условиях. Научно-исследовательская работа учит учиться, создаёт условия для активного и свободного развития личности.
И, наконец,исследовательская деятельность учащихся, в отличие от состязательных способов отбора способных и одарённых детей, таких, как турниры, предметные олимпиады, развивает критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки общения, волевые качества, инициативу, умение преодолевать трудности.
Оставить комментарий!