Координация деятельности по обеспечению преемственности начальной и средней школы
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 17566Особенности преподавания русского языка и координация педагогической деятельности учителей по обеспечению преемственности и единства требований начальной и средней школы
Преемственность в обучении и единстве требований начальной школы и среднего звена не оставляет никаких сомнений в своей значимости.
Статус русского языка как второго государственного предопределил конечную цель обучения еще в начальной школе: свободное владение устной и письменной речью. Под свободным владением понимается умение коммуникативно оправданно пользоваться русским языком в различных сферах общения (учебной, культурной, бытовой, производственной) в соответствии с задачами общения (информационной, воздействующей, побуждающей) и социальными нормами речевого и неречевого поведения (уместное применение форм русского речевого этикета, фразеологизмов, жестов и др).
В основной период изучения курса русского языка учащиеся начальной школы овладевают широким кругом языковых и речевых явлений, способствующих формированию языковой и коммуникативно – речевой компетенций. Главный упор делается на формирование продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма: усваиваются фонетическая и графическая системы русского языка, соотношения между звуками и буквами, на практическом уровне воспитывается орфоэпическая культуры речи; формируются представления о составе слова, понятие о морфемах, осознается роль морфем в образовании слов и выражении их смысла; на функциональной основе формируются грамматические представления и понятия в области морфологии и синтаксиса, умения использовать грамматические явления в собственной речи. Школьники овладевают основными пунктуационными нормами; у них формируются представления об основном законе письма в русском языке, умения и навыки в области правописания, воспитывается орфографическая зоркость.
Коммуникативная направленность обучения требует на протяжении всего времени обучения русскому языку в начальной школе организации активной творческой деятельности учащихся, постоянного обращения к языку как средству общения, поддержания на достаточно высоком уровне внутренней и внешней мотивации, личностного подхода к ученику младшего школьного возраста, когда личность ребенка рассматривается как субъект деятельности, который сам формируется в деятельности и общении с другими людьми.
Так же как и в начальной школе, в V – VI классах программный материал следует излагать в игровой форме, когда важно привлечь внимание ребят к предмету, пробудить их интерес к языку. Не менее важно удерживать этот интерес в течение всех лет обучения в школе. Иначе трудно, крайне трудно будет обучить детей русской устной и письменной речи – добиться довольно высокого уровня речевого общения, грамотного письма, развить языковую интуицию. Занимательность в обучении побеждает не только нехотя старающихся, но и тех ребят, у которых потребность в интеллектуальной деятельности оттеснена более сильными потребностями и которые не имеют установки на активность даже при оптимальном обучении.
Но каким бы занимательным не было обучение, какие бы игровые технологии не использовал учитель в своей педагогической деятельности, в Программе по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования дана конкретная цель обучения русскому языку – дать знания о языке и речи и научить школьников полноценно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) в различных сферах его применения. Поэтому использование элементов игровых технологий необходимо при обучении русскому языку, но превращать его в занимательное шоу нецелесообразно. Ведь в 5-10 классах учащиеся получают дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, приобретенных ими в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в неполную среднюю выдвигает специфические проблемы, которые требуют особого внимания не только у административного аппарата, но и у учителей – предметников. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной группы риска, т.е. детей, чье дальнейшее воспитание и обучение связано с существенными трудностями. Не менее важным аспектом является и обеспечение оптимальных условий перехода в среднюю школу для всех учащихся, максимальное развитие на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникают на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов.
Сотрудничество учителей начальных классов и среднего звена необходимо осуществлять в конце III - IV четвертях, так как к этому времени учащиеся не только адаптировались в школе, но и повысили результаты учебных достижений. К этому времени они уже готовы перешагнуть уровень начальной школы и вступить в среднее звено. И на этом этапе необходимо учителям средней школы не только посещать уроки, но и самим давать их, используя инновационные образовательные технологии, добиваясь от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Если это входит в систему, то учащиеся начальных классов большей частью подготавливаются к переходу в среднее звено. Следует особое внимание обратить на то, что учащиеся начинают постепенно обретать другой темп работы, стараются подстроиться под учителя, но при этом не растеряться и проявить смекалку, инициативу. Здесь очень важна похвала учителя, пришедшего в класс. И, конечно же, уже в начальной школе необходимо готовить детей к тестированию, используя сначала элементы тестового контроля умений и знаний учащихся, а затем подводить их к контрольному тематическому тестированию.
Как видим, преемственность в обучении начальной и средней школы действительно должна иметь место, и нельзя ее сбрасывать со счетов.
Хочется свое выступление закончить словами Льва Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Оставить комментарий!