Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 

Веселая рыбалка - Youda Fisherman


Игры на внимание для детей. Интересная и веселая онлайн рыбалка Younda

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Конспект урока по литературе 7 класс
 

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил»

Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Сатира и юмор в сказке


 

Цель: показать паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика; выявить идейную направленность сказки, авторскую пози­цию; продолжить формировать понятие о сатире и юморе, о сатириче­ских приемах (ирония, гротеск); развивать умение находить в тексте художественные средства создания комического, развивать воображе­ние; воспитывать трудолюбие, ответственность, чувство собственного достоинства.

Предварительная работа: подготовка выразительного чтения от­рывков из литературоведческой статьи.

Оборудование: карточки с отрывками из литературоведческой статьи для проведения «Информационных минуток»; схема «Строим дом» (литературное произведение как художественная целостность); кластер «Приемы сатирические»; таблица «Преувеличение и неправ­доподобие»; таблица «Взаимоотношения мужика и генералов».

Эпиграф: Мир грустен — и я грущу вместе с ним; мир вздыха­ет — и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Работа с учебником и тетрадью (самостоятельно).
Составить план статьи «Один из создателей русской сатиры» (с. 105—108).

 

2. Проверка чтения произведения.

Задание: кратко переска­зать сказку.

Возможный вариант пересказа:

Генералы — персонажи «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — чудесным образом очутились на необитаемом острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не умели и, проголодавшись, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили искать мужика и, найдя, потре­бовали, чтобы он кормил их. В дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил «такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По возвращении в Петербург генералы получили накопившуюся за минувшие годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак серебра.

3. Ответить на вопросы 3, 4 (с. 121).

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

1. «Информационные минутки» (отрывки из литературовед­ческой статьи читают заранее подготовленные ученики). Уча­щиеся делают в тетрадях короткие фразы-записи, стараясь из каждого отрывка выбрать ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

- Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание... Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о со­циальной действительности. Такова, например, сказка «Соседи».

- Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказоч­ные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип...

- Расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

- И народ понимал политическую остроту щедринских обоб­щенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологически­ми масками. Он создал новый, оригинальный жанр политиче­ской сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

- В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, проти­востоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуа­таторы. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), экс­плуататоры — в образах хищников...

- Обобщенный образ труженика — кормильца России... есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генера­лов прокормил», «Дикий помещик». Народ созидатель богат­ства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

- Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объек­тов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только пристальнее вглядеться в окружаю­щую действительность и поразмыслить...

2. Учащиеся зачитывают свои записи в тетрадях, дополняя и уточняя.

IV. Усвоение новых знаний

1. Обращение к эпиграфу.

— Прочитайте слова М. Е. Салтыкова-Щедрина. Как вы ду­маете, о чем грустить и вздыхать приглашает сатирик нас, чита­телей? (Рассуждения учащихся.)

2. Слово учителя.

— Работая на предыдущем уроке, мы увидели, насколько ве­лик и значим мужик и насколько никчемны генералы. А как же писателю удается показать паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика? Салтыков-Щедрин использует сатиру и юмор в своих сказках. А что такое сатира? (Сатирахудоже­ственное произведение, остро и беспощадно обличающее от­рицательные явления действительности.) Какими приемами сатиры пользуется автор? Обратимся к учебнику.

3. Работа с учебником. Чтение статьи «Приемы сатирическо­го изображения» (с. 122). Составить кластер.

4. Найдите в тексте сказки данные сатирические приемы и до­полните кластер примерами.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин раб­ское поведение мужика («как бы ему своих генералов порадо­вать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»).

Физкультминутка

V. Проверка понимания учащимися нового материала

Ответить на вопросы 5, 6 (с. 121).

VI. Закрепление нового материала
1. «Строим дом».

 

Литературное произведение как художественная целост­ность. (Решающая роль на данном этапе отводится учителю. Семиклассникам самим трудно разобраться в «тонкостях» по­литической сказки Салтыкова-Щедрина.)

 

— Строительство дома сродни строительству художественно­го произведения. Каждый кирпичик, каждая деталька, каждый прием должны служить одной цели. Попробуем детально рас­смотреть, как и с помощью чего Великий сатирик создал «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1)Смысл названия произведения:

«Повесть» (повествование, повествовать) — Синонимы (рас­сказ, рассказывать);

Белинский дал такое определение повести: «Ее форма мо­жет вместить в себя все, что хотите — и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души».

Следовательно, в названии автор указывает на конечную цель, ради которой пишет произведение. Пути достижения этой цели: рассказав о том, как один мужик двух генералов про­кормил, он высказывает колкую, саркастическую насмешку над человеком и обществом. Это, несомненно, идея политическая.

□ «Прокормил» — взял на свое попечение; всегда; везде; про­кормить — значит содержать иждивенца (нахлебника), полно­стью отвечать за его благополучие. (Генералы = иждивенцы, нахлебники).

2) Жанр произведения:

□ «Сказка — один из основных видов устного народного твор­чества. Художественное повествование фантастического, при­ключенческого или бытового характера».

□ Элементы сказки:

• Сказочные обороты, присказки.

• Особый сказочный склад.

• Герой в необычной обстановке.

• Умный, смекалистый мужик.

• Вымысел, преувеличение, неправдоподобие.

Отличие сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина от фольклор­ных сказок:

— Какова задача преувеличений, неправдоподобий у Салты­кова-Щедрина? Какие чувства они пробуждают в читателе? (За­ставляют восхищаться мастерством мужика и смеяться над невежеством, глупостью, тунеядством, ленью генералов.)

— Какова цель этого смеха?(Этот смех не веселит, нам одновременно грустно, потому что мужик совсем не думал о себе, о своей свободе, достоинстве...)

Салтыков-Щедрин утверждал: «Смех — оружие очень силь­ное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание то­го, что он угадан и по поводу его раздался смех».

В сказке есть над чем посмеяться. Но каков характер сме­ха? Грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвитель­ный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий общественные отношения. Значит, этот смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам соци­ального быта — это сатира. Следовательно, «Повесть...» — это сатирическая сказка. Значит, смех сатирика в сказке направлен на то, чтобы бороться с пороками — пороками общества, в ко­тором есть такие генералы и такие мужики.

3) Изобразительно-выразительные средства. Сатирические приемы:

— А правду ли пишет сатирик о мужике? (Да, но правда о мужике явно преувеличена для усиления его положитель­ных черт это гипербола.)

— А правду ли пишет сатирик о генералах? (Между прав­дой и неправдой в описании генералов вообще логической связи как будто нет. Неправдоподобия по отношению к генералам доведены до абсурда это гротеск, а гротеск разновид­ность комического.)

2. Составление таблицы «Преувеличение и неправдоподобие».

Прием

Мужик

Генералы

Преуве­личение, неправдо­подобие

• Потом из собственных волос сделал силок и пой­мал рябчика.

• Мужичина до того из­ловчился, что стал даже в пригоршне суп варить

• Стали искать, где восток, где запад.

• Кто бы мог подумать... что человеческая пища в первона­чальном виде летает, плавает и на деревьях растет

— Назвали несоответствия, а теперь назовем пороки.

 

3. Таблица «Взаимоотношения мужика и генералов». Допол­ните таблицу.

 

 

Мужик —► генералы

Генералы —► мужик

 

• И зачал он перед ними действовать.

• Нарвал генерал по десят­ку самых спелых яблоков, а себе взял одно — кислое

• Наверное, он где-нибудь спря­тался, от работы отлынивает.

• Не дать ли тунеядцу частичку.

• Сколько они ругали мужичи­ну за его тунеядство.

Пороки

?

?

Слова для справок: отсутствие чувства собственного досто­инства, самоуничижение, унижение, рабское поклонение и под­чинение, самодовольство, высокомерие, иждивенчество, парази­тизм, хамство, лень...

4. Составление таблицы.

Сходства сказки с народными сказками

Отличия сказки от народных сказок

Герой в необычных об­стоятельствах. Гипербола. Присутствие оборотов, присказок. Умный, смекалистый мужик. Носят юмористиче­ский характер

Гипербола переходит в гротеск (доходит до абсурда). Несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое. Смешение стилей речи: канцелярский, разго­ворный, сказочный. Сказка Салтыкова-Щедрина — это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство до­бра и зла. Здесь нет положительного героя. Носит сатирический характер

 

В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, спо­собную действовать. Но на работника тут же находятся два гене­рала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которо­го были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасе­ние. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писате­ля. Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации писатель использует гротеск... Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного рус­ского человека.

Цель достигнута: мы создали свое представление о сказке Салтыкова-Щедрина, поняли, как и из каких частичек, «кирпи­чиков» она построена, каждый из которых подчинен раскрытию авторского замысла, цели произведения. Еще раз убедились в единстве, целостности всех составляющих сказки. Увидели, что, используя форму народной сказки, нарушая законы фоль­клора, применяя собственные приемы, автор обличает и вы­смеивает порок, общественные отношения, рабское положение простого мужика.

Выводы. Сказка Салтыкова-Щедрина явно отличается от сказки народной. Здесь нет положительного героя. Добро не по­беждает зло. Использованы сатирические приемы: гипербола, гротеск. Автор показывает отношения людей разных социальных групп. Направлена на борьбу с существующим строем. Следо­вательно, перед нами сказка сатирическая, политическая.

VII. Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ «Первый день жизни генералов на необитаемом острове», «Мужик действует» (темы по выбору).

VIII. Подведение итогов урока

IX. Рефлексия

 
Конспект урока по литературе 7 класс
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 6214

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru