Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Игры на внимание для детей. Охотник на зомби
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Слово о писателе. Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества
Цель: дать частичное представление о личности и творческой направленности писателя; формировать понятие о сатире, гиперболе; помочь увидеть в сказке сатиру на социальные и нравственные пороки верхушки общества; развитие творческого воображения, развитие умения выделять главное, существенное, классифицировать материал; воспитывать умение делать ежедневный жизненный выбор; воспитывать непримиримость к порокам.
Предварительная работа: Сообщение «Из биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина» (готовит один ученик).
Оборудование: материал для сообщения «Из биографии М. Е. Салтыкова:Щедрина»; информационные карточки и таблица для выполнения аналитической работы; карта «География сказки», созданная учащимися.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ответить на вопросы 8—11 (с. 103—105).
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Вступительная беседа по вопросам.
— Любите ли вы сказки? А что вы знаете о них? Назовите признаки сказки. Какие бывают сказки? (Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях; волшебные, мифологические, фантастические; былинные; исторические сказания, близкие к мифам; бытовые; докучные, сказки-пародии, сказки-дразнилки, прибацтки.)
Крупные разряды сказок:
1. Сказки о животных.
2. Сказки о людях или бытовые.
3. Волшебные сказки.
2. Слово учителя.
— А есть еще и другие сказки — политические. Говоря о таких сказках, в первую очередь необходимо назвать имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Большое место в его творчестве занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается. Это действительно сказки для взрослых, с аллегорией, иносказанием, иронией, направленные против существующего в то время строя...
В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Сегодня мы с вами познакомимся с одной из этих сказок.
IV. Усвоение новых знаний
Материал для сообщения:
Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его — отец, коллежский советник, Евграф Васильевич, и мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, купеческого рода. — были довольно богатые местные помещики...
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков-Щедрин в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем, в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи...
А в 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...» — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова-Щедрина: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.
Первые повести Салтыкова-Щедрина «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. Писатель был выслан в Вятку за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 году был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.
Умер М. Е. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге. (И. Г. Соколова)
2. Чтение сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
1. Работа с учебником. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 120).
2. «География сказки». Задание:нарисовать карту, изобразив, где происходят события сказки.
—Где начинаются события сказки? (Сказка начинается с рассказа о жизни генералов в Петербурге. Петербург, Нева, Подьяческая улица.) (Местонахождение этих объектов определено и не вызовет сомнений у семиклассников.)
—В чем географическая особенность Петербурга? (Город на островах. Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга.. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.)
—Где же находится необитаемый остров, на котором оказались генералы? (Необитаемый остров, откуда мужик доставил генералов «на посудине», учащиеся изображают в самых неожиданных местах — за «океан-морем»...)
Вывод. Мужик-труженик находится везде: «...мужик везде есть, стоит только поискать его!» — говорит один из генералов.
3. «Приглашение к рассуждению».
—Вы уже сегодня получили информацию о том, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сказка политическая. Согласны ли вы с этим утверждением?
—Что в ней политического? (Мнения могут расходиться, ответы могут прозвучать не совсем уверенно.)
— Насколько четко и подробно автор в произведении изобразил представителей двух классов — класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых? (Семиклассники могут сказать, что изображения всего двух генералов и одного мужика явно недостаточно.)
Следовательно, следующее задание будет направлено на то, чтобы опровергнуть не совсем верное утверждение учеников.
VI. Закрепление нового материала
1. Слово учителя.
— Итак, чтобы явно увидеть четкое изображение двух противоположных классов, а также понять, что сказка Салтыкова-Щедрина, к тому же, является сатирой на социальные и нравственные пороки верхушки общества, мы выполним следующее задание.
3. Аналитическая языковая работа с текстом сказки и информационной карточкой (в парах).
Задание: пересмотреть текст и прочитать материал на карточке; выписать, чем занимается мужик, что делают генералы на необитаемом острове; дать им небольшую характеристику и оценку.
Информационная карточка (на каждую парту) «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают.Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя, переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.
Вариант выполнения задания:
|
|||||
|
|||||
|
Примечание. В целях экономии времени данная работа может быть проведена устно. В тетрадь записываются только характерные черты и оценка героев.
3. Заключительное слово учителя.
— М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. Нет народа — государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле.
Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у внимательного читателя ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!.» Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить».
Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
VII. Домашнее задание
Прочитать статью учебника о писателе «Один из создателей русской сатиры» (с. 105—108). Перечитать сказку. Ответить на вопросы 3, 4 (с. 121).
VIII. Подведение итогов урока IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Русская литература и сказка
Русская художественная литература XIX—XX вв. очень обильно насыщена сказками и сказочниками.
Сказки В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») и А. К. Толстого («Упырь» и др.), К. Аксакова («Сказка о Вадиме») и В. Даля (том «Русская сказка»).
Сказки Н. Лескова, Л. Н. Толстого («Сказка об Иване дураке и трех чертенятах»), Ф. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), В. Короленко («Сказание о Флоре, Агринне и Менахеме, сыне Иегуды», «Восточная сказка»), В. Гаршина («Сказание о гордом Аггее», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»), Г. Данилевского («Живая свирель», «Смоляной бычок», «Лесная хатка», «Ивашко», «Каратышка», Ершова («Конек-Горбунок»), В. Одоевского («Бедный Гнедко»,«Мороз Иванович», «Сиротинка», «Город в табакерке»), Л. Н. Толстого (сказки в «Азбуке» и «Книгах для чтения»), Вагнера («Сказки Кота-Мурлыки») и мн. др.
...Известно политическое использование сказочных элементов для целей политической и общественной сатиры. Здесь на первом месте стоят сказки Салтыкова-Щедрина (том «Сказки», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил» и др.), а позднее — М. Горького («Русские сказки» и др.).
Как жанр, дающий возможность самой широкой аллегории ифантастики, сказка очень удобна для политической сатиры; поэтому и после революции ряд писателей пользуется сказкой для сатиры на антисоветские элементы, например, Д. Бедный («Сказка о батраке Балде и страшном суде», «Сказка складка про старые порядки», «Царь Андрон», «Правда и Кривда»), Н. Асеев («Русская сказка», «Про зайца-китайца и лису-англичанку»), К. Чуковский.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сатиры смелый властелин
Близость смерти не позволяет обыкновенно видеть настоящей величины заслуг человека, и в то время как заслуги одних преувеличиваются, заслуги других представляются, несомненно, в преуменьшенном виде, хотя бы в наличности их никто не сомневался, и даже враги воздавали им молчаливо известную дань уважения. Последнее относится и к Михаилу Евграфовичу Салтыкову.
Мало, наконец, людей, которые отличались бы таким цельным характером и прошли бы с такою честью жизненное поприще, как он.
Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации...
Тем не менее, все сказки Салтыкова-Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Перенесение человеческих черт — и психологических, и политических — на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.
Писателя возмущало русское общество, несправедливое отношение господ к рабам, покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.
Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-Щедрина являются сказки. Казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев...
Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права, есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования...» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена?Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге»... Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.
Оставить комментарий!