Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Чиновники на приеме у «ревизора»
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Чиновники на приеме у «ревизора»
Речевые характеристики действующих лиц. Язык драматического произведения как средство речевой характеристики. Значение «афиши» и авторских ремарок
Цель: учить составлять речевые характеристики действующих лиц на основе языка драматического произведения (диалоги, реплики в сторону, монологи); показать значение «афиши» и авторскихремарок; развивать аналитическое мышление, умение находить художественные особенности пьесы; воспитывать культуру речи, чувство справедливости.
Предварительная работа: работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; сообщение «Страх чиновников перед "ревизором" — основа действия комедии» (готовят 2—3 ученика); индивидуальное сообщение о Хлестакове на основе прочитанных действий (по плану).
Оборудование: «Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990»; схема «Клубок событий».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Проверка чтения. Составить план 4-го действия.
Возможный план:
1)Чиновники в доме городничего дают Хлестакову взятки.
2)Хлестаков берет эти деньги взаймы.
3)Земляника доносит на всех.
4)У Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей, но довольствуется и шестьюдесятью пятью.
5)Хлестаков пишет письмо Тряпичкину в Петербург.
6) Осип уговаривает его скорее уехать.
7)Хлестаков принимает купцов, слесаршу и унтер-офицерскую жену с жалобами на городничего.
8)Хлестаков сватается к Марье Антоновне.
9) Городничий благословляет молодых.
10)Хлестаков объявляет, что едет на один день к богатому дяде, снова одалживает денег и уезжает.
2. Ответить на вопросы 5, 6 (с. 102).
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Словарная работа.
Афиша — объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции (С. И. Ожегов).
Ремарка — авторское пояснение... (литературоведческий словарь учебника на с. 283).
2.«Приглашение к рассуждению».
— Какую информацию необходимо поместить на афишу к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
— Какую роль играет афиша в пьесе?
— С какой целью драматург дает в своем произведении авторские ремарки?
— Можно ли в пьесе обойтись без афиши, без ремарок?
—При работе над образом героя пьесы, над его характеристикой, больше всего внимания мы уделяем его речи: отдельным репликам, репликам в сторону, диалогам, особенно его монологам. Язык драматического произведения — средство речевой характеристики. Такова специфика драматического произведения. И уже на основе речи составляем речевую характеристику и далее — характеристику образа с учетом его поступков, отношения с другими действующими лицами. Сегодня мы посмотрим, как вам удалось заполнить таблицу «Характеристика образа», а особенно собрать материал к речевой характеристике.
2. «Парад героев комедии».
Афиширование результатов работы в группах, представление таблиц «Характеристика образа» на основе 1—4-го действий (см. урок 21). Обращаем внимание на то, как учащиеся представляют речевую характеристику персонажей. От каждой группы выступает один представитель.
3. Устное индивидуальное сообщение о Хлестакове на основе прочитанных действий по плану:
1) Прошлое Хлестакова.
2) Жизненные идеалы. Как они характеризуют Хлестакова?
3) Почему он врет с таким упоением?
4) В чем особенность его характера?
4. Сообщение «Страх чиновников перед, ''ревизором'1 — основа действия комедии» или «Как страх "руководит", "командует" чиновниками уездного города и городничим» (индивидуальное задание).
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
Схема «Клубок событий».
Задание: проследить причинно-следственные связи во взаимоотношениях Хлестакова и других героев комедии «Ревизор».
Выводы. Все события комедии сосредоточены вокруг образа Хлестакова. Следовательно, Хлестаков является одним из центральных героев пьесы.
Схема «Клубок событий».
Задание: проследить причинно-следственные связи во взаимоотношениях городничего и других героев комедии «Ревизор». Выполнить задание по аналогии.
VI.Закрепление нового материала
«Урок наоборот».
Учитель и ученики меняются ролями. Учащиеся должны задавать вопросы по теме урока, а учитель будет на них отвечать. Каждый старается найти вопрос не из простых, либо спрашивает о том, что осталось непонятым, до конца не уясненным. Учащиеся помнят, что вопрос о том, чем закончатся приключения Хлестакова, чем закончится комедия, не должен прозвучать.
VII. Домашнее задание
1. Прочитать 5-е действие. 2. Ответить на вопрос «Что такое хлестаковщина?»
3. Обобщить все свои наблюдения о развитии действия, определить составляющие комедии: кульминация, развязка и др.
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие пятое)
Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почетные лица в городе», окруженные своими семействами, чтобы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочередно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкоперу, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух. Внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».
Оставить комментарий!