Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Взлет и падение городничего.
Конспект урока по литературе 7 класс.
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». "Взлет и падение" городничего.
Своеобразие гоголевского юмора. Комедия как драматический жанр
Цель: выявить своеобразие гоголевского юмора; продолжить формировать понятие о комедии как драматическом жанре; развивать умение обобщать изученное, систематизировать и делать выводы; воспитание нравственных качеств, формирование личного мировосприятия.
Предварительная работа: работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Оборудование: проекты учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; карточки-листочки с названиями приемов сатиры для проведения «Информационных минуток»; мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверка чтения. Составить план 5-го действия.
Возможный план:
1)Анна Андреевна и городничий мечтают о петербургской жизни.
2) Приходят «отставные чиновники, почетные лица в городе», чтобы поздравить семейство городничего.
3)Почтмейстер приходит с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор».
4)Письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух.
5) Городничий произносит обличительную речь.
6)Внезапное появление жандарма, объявление о приезде ревизора
7) Немая сцена.
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Слово учителя.
— Наша встреча с комедией «Ревизор» Н. В. Гоголя подходит к концу. Во время чтения пьесы, в минуты аналитической работы с текстом произведения мы смеялись, переживали, недоумевали, удивлялись. Иногда нам что-то хотелось сказать или подсказать героям, ведь читатель почти всегда знает немного больше о развитии событий. Как же автору удавалось заставить нас так близко подойти к пониманию происходящего? Какие приемы Гоголь использовал, чтобы осмеять пороки общества — общества уездного города, общества России? Сатирическое разоблачение существующих порядков достигается Гоголем за счет умело разработанных приемов.
IV. Усвоение новых знаний
«Информационные минутки». Приемы сатиры Н. В. Гоголя (читают заранее подготовленные ученики или, как вариантформы работы, вызываемые ученики считывают информацию с отдельных листочков; учащиеся названия приемов сатиры записывают в тетрадь):
а)алогизм — отсутствие в речи действующих лиц достаточной логики в изложении ими своих мыслей.
Например, судья в связи с приездом ревизора заявляет: «Это значит вот что: Россия... хочет вести войну, и министерия-то подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены!»;
б)соседство серьезного с мелким, незначительным: важно, оказывается, не то, как лечат больных, а то, что они ходят по-домашнему (в грязных тапочках) и курят крепкий табак;
в)приписывание людям случайного качества: городничий говорит об учителях, что они имеют «очень странные поступки,натурально неразлучные с ученым званием» — один делает гримасы, другой стулья ломает;
г)неожиданность ситуаций и мыслей, выводов действующих лиц;
д)комический прием вранья, расхождение слов с делами.
Например, вранье Хлестакова или городничего, расписывающего свое старание: «даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой. как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно»;
е)диалог в двух разных смысловых планах:
Например, разговор в гостинице городничего с Хлестаковым, когда городничий в каждом слове своего собеседника ищет и находит другой, противоположный смысл (явление VIII, действие 2-е);
ж)реплика в сторону.
— Подобные приемы помогают Гоголю глубже осмеять пороки общества. В смехе слышится не одно только развлечение, веселость, но и «мщение за униженное человеческое достоинство» (Белинский). Этот смех обрел в «Ревизоре» трагический смысл.
Новаторство Гоголя также и в том, что он повернул драматургию к социальной теме, к изображению существенных сторон русской действительности.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
Презентация проектов учащихся по комедии И. В. Гоголя «Ревизор» (работа выполнялась в группах или в парах). Стартовые задания, основные направления проектов, памятка «В помощь создателям проектов», материалы в помощь создателям проектов (см. урок 19).
Темы проектов:
- «Чиновничество и его пороки».
- «Хлестакови хлестаковщина».
- «Смешное и грустное в комедии».
- «Смех — единственное "честное, благородное лицо в комедии"».
- «Социальная пирамида героев комедии».
Примечание. Проекты проверяются заранее.
Цель: предупредить ошибочные утверждения, оказать необходимую помощь, распределить роли участников группы при представлении проектов, проверить с точки зрения грамотности и эстетики. Если проекты представлены в виде мультимедийных презентаций, учитель должен подготовить к уроку необходимое оборудование.
VI. Закрепление нового материала
Письменные ответы на вопросы:
1.Что такое хлестаковщина?
2. Что вы знаете о драматическом произведении?
VII. Домашнее задание
Ответить на вопросы 8—11 (с. 103—105).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия (см. прил. 2)
Рабочие материалы учителя
Викторина
-Какая комедия Николая Гоголя заканчивается «немой сценой»? («Ревизор».)
-О каком произведении Н. В. Гоголь говорил, что «решил собрать в одну кучу все дурное, какое... только знал», чтобы «за одним разом» над всем посмеяться? (О «Ревизоре».)Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора»: «Ну и пьеска, всем досталось, а мне — больше всех? (Николай 1.)
-В. Г. Белинский утверждал, что в этой пьесе «нет сцен лучших, потому что нет худших». О какой пьесе он говорил? («Ревизор»,Н. В. Гоголь.)
-Какую гоголевскую пьесу Проспер Мериме собственноручно перевел на французский, озаглавив результат «Генеральный инспектор»? («Ревизор».)
-Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»? (Положительным героем этой комедии Гоголь считал смех.),
-Какого героя Гоголь поселил по своему адресу: «В Санкт-Петербурге, в Почтамптскую улицу, в доме под нумером 97-м, поворотя во двор, в третьем этаже направо»? (Душа Тряпичкин, которомуХлестаков писал письмо.)
-Иван Александрович, приезжий из Петербурга, утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками. Как фамилия этого приезжего? (Хлестаков из гоголевского «Ревизора».)
-Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»? (Иван Хлестаков.)
-В каком театре 19 апреля 1836 года состоялась премьера комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (В Александрийском, театре в Петербурге. Ныне Российский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.)
Оставить комментарий!