Игры для детей Все игры

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"


Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,


Управление в русском языке: трудности и ошибки

 

Управление в русском языке: трудности и ошибки

Тамара

Григорьевна

ТРОФИМОВИЧ

доктор филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой белорусского и русского языкознания

Белорусского государ­ственного педагогическо­го

университета имени Максима Танка

 


Управление в русском языке — это вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого определённой падеж­ной формы, обусловленной лексико-грамматическим значением главного слова или смыслом высказывания. Например, глагол гордиться требует от зависимого имени существительного, местоимения или любого дру­гого субстантивированного (ставшего существительным) слова в форме творительного падежа:гордиться учениками, гордиться достижениями, гордиться родной страной и т.д.


При управлении, как бы ни менялась форма главного слова, зависи­мое остаётся неизменным: читать книгу, читал книгу, читал бы книгуи т.д. Управление особенно характерно для глаголов, причастий и деепричастий, поэтому такие слова могут управлять несколькими зависимыми словами. Например, глагол вырезать управляет словамиснежинку (что?), из бумаги (из чего?), для сестры (для кого?)и т.д. Управлять зависимыми словами мо­гут также имена существительные (забота о родителях), числительные(пять столов), а также прилагательные, местоимения и наречия. Зависимым сло­вом в конструкциях с управлением бывает только имя существительное.


Способность слова управлять, количество слов, которым данное слово может управлять, тесно связаны с его лексическим значением, поэтому чётких схем управления нет, носители русского языка должны их просто помнить. Этим объясняются трудности в использовании словосочетаний с управлением и возникающие при этом многочисленные речевые ошибки.

                             Какая ошибка управления является наиболее  распространённой?

На этот вопрос специалисты по культуре речи от­вечают так: наиболее распространённой ошибкой управления является неправильный выбор падежной формы зависимого имени существительного, числи­тельного или местоимения. 

Оповестить родителей илиоповестить родителям? Перебой в поставках, споставками, поставок? Избегать встречи илиизбегать встречу? Универсальной схемы поиска правильных ответов на эти и подобные вопросы не существует. Нужно запоминать, какой формы имени существи­тельного требует при себе то или иное слово. Опо­вестить (кого?)родителей, перебой (в чём? с чем?) в поставках, с поставками, избегать (чего?) встречи.


Обычно трудностей не возникает в тех случаях, когда реализуется так называемое сильное управле­ние. Это такой тип управления, при котором главное слово своим значением как части речи предопреде­ляет связь с определённой формой имени существи­тельного как обязательную, необходимую, без которой главное слово не может реализовать своего опреде­лённого значения: петь песню, решать задачу, строитьдом, нуждаться в помощи, верить в победу и т.д.


Чаще всего сильным управлением обладают гла­голы, а также некоторые имена существительные, прилагательные и наречия: строить дом, похожий наотца, два человека и т.п.


 Какие ошибки в выборе предложно-падежных форм имён существительных встречаются?

Известно, что главное слово может требовать от зависимого существительного определённых падеж­ных форм как без предлога, так и с предлогом. Не­редки случаи неверного употребления таких пред-ложно-падежных форм.


Контрольо выполнении распоряжения возложить на завуча. Бороться над недостатками в работе нужно всем вместе. Нужно требовать об учащихся выполне­ния правил поведения. В приведённых предложениях допущены грубые речевые ошибки. Правильно: Кон­троль за (над) выполнением распоряжения возло­жить на завуча. Боротьсяс недостаткамив работе нужно всем вместе. Нужно требовать от учащихся выполнения правил поведения.


В ряде случаев зависимое слово употребляется без предлога, тогда как нормативной является предложная связь. Трудности учащихся возникают при решении задач на движение.Правильно: Трудности у учащихсявозникают при решении задач на движение.


В то же время нередко можно наблюдать упо­требление предлога в тех словосочетаниях, которые в литературном языке известны как беспредложные.


Представители с фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ для родителей нужно по­сле уроков. Прошу оплатить мне за выполненную работу.


Правильно:Представители фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ родите­лямнужно после уроков. Прошу оплатитьмне вы­полненнуюработу.


Какие варианты предложного и беспредложного управления возможны?

Действительно, в языке и речи возможны варианты в построении словосочетаний предложного и беспред­ложного управления. Предложная конструкция обычно имеет более конкретное значение, чем беспредлож­ная. Сравните два словосочетания: письмо матери и письмо к матери. Первое из приведённых словосоче­таний может означать, что письмо предназначается матери и что письмо написано матерью, в то время как второе словосочетание вполне определённо гово­рит о том, что письмо предназначено матери.


Однако одинаково нормативными являются слово­сочетания приехать метроприехать на метро, идти лесомидти по лесу, работать вечеромработать по вечерам, встретить первый раз ивстретить в пер­вый раз и т.д.


Что такое синтаксическая неполнотаи избыточность словосочетания?

Синтаксическая структура словосочетания может быть неполной, если в нём отсутствует какой-либо необходимый компонент. Использование лишнего за­висимого компонента приводит к синтаксической из­быточности словосочетания. Оба эти явления квали­фицируются как речевые ошибки.


На семинаре учителя обменялись организацией работы факультативов. В докладе директор остано­вился о роли волонтёров.Входящие в состав данных предложений словосочетания являются синтаксически неполными. Правильно: На семинаре учителяобме­нялись опытом организацииработы факультативов. В докладе директор остановился на вопросе о роли волонтёров.


Из около двух тысяч учащихся школы все прошли медицинский осмотр. Лишним является употребление слова около, поскольку оно второй раз указывает на форму родительного падежа зависимого компонента словосочетания. Достаточным является употребление предлога из. 


Какие варианты норм управления в русском языке возможны?

В русском языке довольно широко распростране­ны варианты норм управления, которые могут быть как равноправные, как современные и устаревшие, как нейтральные или стилистически окрашенные. Так, равноправными, т.е. одинаково нормативными, явля­ются словосочетания готовить на кухне — готовить в кухне, запрещение ввоза запрещение на ввоз, вред здоровью — вред для здоровья и т.д.


Поскольку в истории русского языка нормы управ­ления менялись, существующие варианты могут оце­ниваться как устаревшие. Они имеют современные параллели. Устаревшее словосочетание встретиться в концертеимеет современный вариант встретиться на концерте,устаревшее отвращение от пищи имеет современный вариант отвращение к пище и т.д.


Существующие варианты могут быть стилистиче­ски нейтральными, а могут иметь ту или иную стили­стическую окраску. Так, нейтральное словосочетание рассказать о походе имеет разговорный вариант рас­сказать про поход,нейтральное чувствительность к лекарствамимеет профессиональный («медицин­ский») вариантчувствительность на лекарства и т.д.


  В чём особенности употребления предлогов  с формами косвенных падежей в словосочетаниях?

Предлог в словосочетании связывает главный и зависимый компонент в единое целое. Следует помнить, что большинство предлогов употребляют­ся с формами одного падежа, а такие предложно-падежные формы могут использоваться и в словосо­четаниях с управлением.


Так, родительного падежа требуют от существи­тельного предлоги без, до, для, кроме, вместо, сверх,насчёт, среди и др., многие наречные предлоги воз­ле, около, посреди, отдельно от, вплоть до, в обла­сти, в целяхи т.д. Прочитать около двадцати страниц,содержать отдельно от животных, распорядиться на­счёт покупок и т.д.


Дательного падежа требуют предлогиблагода­ря, вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, на пути к, по направлению к, по отношению ки др. Узнать благодаря встрече, победить вопреки погоде,устроить согласно распоряжению и т.д.


Винительного падежа требуют предлоги про, че­рез, сквозь, в ответ на, несмотря на. Идти сквозь вьюгу, написать в ответ на обращение, решить не­смотря на трудности.


С формой творительного падежаупотребляются предлоги при, согласно с, рядом с, вместе с, в связи си др. Поступить согласно с решением педсовета,закрыться в связи с морозами.

             Где можно справиться о нормах управления?

Сложность русских норм управления привела к тому, что создаются специальные справочники. В настоящее время наиболее популярным в этом на­правлении является словарь-справочник «Управление в русском языке» Д. Э. Розенталя (М., 1986).

 

Обратите внимание!


Беспокоиться оком-чём/ (разг.) за к о г о: беспокоиться о сыне, беспокоиться за сестру.

Благодаря к о м у - ч е м у (не к о г о - ч е г о): благодаря помощи, благодаря отцу.

Воодушевить к о г о на ч т о: воодушевить бой­цов на подвиг.

Грустить 1.оком-чём, 2. покому-чему, 3. поком-чём: грустить о сыне, грустить об ушедшей молодости, грустить по брату, грустить по мужу (разг.).

Избрать кем/в кого: избрать членом (в чле­ны) профбюро.

Контроль 1. за ч е м, 2. над к е м - ч е м,3. ч е г о: контроль за (над) выполнением плана; контроль за порядком в классе; контроль над молодыми специалистами; контроль готовой продукции.

Недоступный кому-чему/ для кого-чего: недоступные человеческому уху ультразвуки; недоступный для меня.

Одеть кого-что во что/чем: ребёнка оде­ли в шубку, зима одела поля снегом.

Надеть что/что на что: надеть кольцо напалец.

Рецензия н а ч т о (не о ч ё м!): рецензия на ди­пломную работу.

Отзыв о чём/на что: отзыв о диссертации, отзыв на автореферат диссертации.

Характеристика кого/на кого: характеристи­ка ученика и характеристика на ученика.


Практикум

Найдите ошибки в управлении, исправьте их:

1. После школы я поступила на учёбу в универ­ситет.

2. За свой поступок ты будешь просить извинение.

3. Школьники были привлечены на борьбу с вредителями садов.

4. Озабоченность о поведении подростков высказал участковый милиционер.

 5. Сра­зу же по приезду в деревню мы пошли на реку.

6. Мы разочаровались твоими увлечениями.

7. Благодаря маму я научилась читать.

8. Клиент дал расписку о получении товара.


Правильно:

1. После школы я поступила учиться в универ­ситет.

2. За свой поступок ты будешьпросить из­винения.

3. Школьники были привлечены к борьбе с вредителями садов.

4. Озабоченность поведе­ниемподростков высказал участковый милиционер.

5. Сразу же по приездев деревню мы пошли на реку.

6. Мы разочаровались в твоих увлечениях.

7. Благодаря маме я научилась читать.

8. Клиент далрасписку в получениитовара.

Управление в русском языке - это тема всегда была сложной, но нужной!

 


Дата добавления: 30-04-2013    Просмотров: 21965

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

30-04-2013

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru