Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,

Игры на внимание для детей. Охотник на зомби


Игры на внимание для детей. Стреляй гранатами в монстров и освобождай


Урок 2. Тема: М. Горький. «Песня о Соколе»

Конспект урока по литературе 7 класс 

 


Тема: М. Горький. «Песня о Соколе»Композиция «Песни...».

Эмоциональность языка, особенности ритма


Цель: выявить особенности композиции «Песни...», показать роль пейзажа в произведении; помочь учащимся почувствовать эмоцио­нальность языка, услышать и понять особенности ритма: дать представление об авторской идее как основе целостности произведения; развивать чуткое отношение к художественному тексту, умение ана­лизировать произведение на основе изобразительно-выразительных средств; воспитывать чувство прекрасного, эмоциональность.

Предварительная работа: сообщение «Дружеские связи Макси­ма Горького с белорусскими писателями» (готовит один из учеников); «Информационные минутки» (подготовка учащимися чтения отрывков из разных источников).

Оборудование:таблица «Жизненная позиция Ужа и Сокола».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Устное словесное рисование (начало и конец произведения).

2. Озвучиваем таблицу «Жизненная позиция Ужа и Сокола»,
заполненную учащимися.

Возможный вариант таблицы:

Жизненная позиция героя

Уж

Сокол

• Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

• Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом бу­дет...

• Рожденный ползать — летать не может!..

• Земли творенье — землей живу я.

• Пусть те, что землю любить не мо­гут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю.

• Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо...

• О, если б в небо хоть раз под­няться!..

• О, счастье битвы!..

• Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

•„.в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

3. Ответить на вопросы 4, 5 (с. 155, 156).

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

Сообщение «Дружеские связи Максима Горького с белорус­скими писателями» (рассказывает заранее подготовленный уче­ник, выступление основано на материале учебника — рубрика «Это интересно знать» — с. 157, 158).

— Как охарактеризовал Максим Горький «Песню о Соколе» Адаму Богдановичу? («Вещь, написанная ритмической прозой».)

Какую оценку дал Богданович этому произведению? («...ме­ня поразила смелость и выпуклость этой небольшой вещицы и соответствие формы с содержанием».)

Давайте попробуем определить, о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?(О форме, о ритме, о содержании «Пес­ни...»; о соответствии формы с содержанием; о художествен­ной целостности произведения; о художественных средствах языка, о композиции...)

IV. Усвоение новых знаний

Аналитическая работа с текстом «Песни о Соколе» (работа в группах).

1-я группа: Показать несовместимость позиций Ужа и Со­кола, полярную противоположность их отношений. Ответить навопросы:

« О чем идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье.)

Что значит «жить» для Сокола и Ужа? Что для них значит небо? (Для Сокола жить значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы, над врагом. Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро». Для него «небо пу­стое место», пустыня без дна и края.)

Где живет Уж и где обитает Сокол? (Уж живет в ущелье,где «тепло и сыро», темно, пахнет гнилью, душно. «Мне здесь прекрасно...» Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ла­скает очи мечтой о счастье».)

Прав ли Уж, утверждающий: «Все в землю лягут, все пра­хом будет»? Согласны ли вы с этим? (Противоречивые рассу­ждения учащихся.)

Какой след останется от героического деяния Сокола? (Пре­красен подвиг во имя свободы, хотя Сокол и погиб. Даже для Ужа встреча с Соколом не прошла бесследно: до этого живя спокойно, без стремлений, без идеала, теперь он спрашивает у самого себя: «Зачем такие, кал он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?»)

2-я группа: Выявить идею «Песни о Соколе».

Уж осуждает тех, кто стремится высоко в небо. Как вы мо­жете объяснить его позицию? (Уж уверен, что они обманывают, прикрывают «безумство своих желаний» и скрывают «за ними свою негодность для дела жизни».)

В чем вы видите правду Ужа и Сокола? Одна ли это правда? («Я сам все знаю, я видел небо», так утверждает Уж. Чита­тели понимают, что Уж настоящей правды не знает, так как утверждает, что прелесть полетов в небо в паденье. ПравдаСокола: «безумство храбрых вот мудрость жизни».)

Какой смысл имеет слово «безумство» в устах Ужа и Соко­ла? (Уж: глупость, «эти бредни»; Сокол: мудрость, дерзание, исключительная смелость, бесстрашие.)

Какие афоризмы могут служить отражением сути проти­воположных отношений героев «Песни...»? («Рожденный ползать летать не может»; «Безумство храбрых вот
мудрость жизни».)

Что в целом утверждает произведение? (Сокол погиб, но подвиг его останется живым примером для других.)

3-я группа: Выявить авторскую позицию «Песни о Соко­ле». Ответить на вопросы:

Чья жизненная позиция вам ближе: Ужа или Сокола?
(Возможны противоречивые ответы учащихся. Каждое утверж­дение имеет право на существование. Нельзя что-то принимать безоговорочно, нельзя отрицать категорично. Истина рождает­ся в споре.)

Какую позицию занимает автор? Кто произносит слова: «Рож­денный ползать — летать не может»; «Безумство храбрых —вот мудрость жизни»? (Автор, в этих словах и заключается
его взгляд, его жизненная позиция.)

Уж и Сокол — это образы-символы. Кого или что они сим­волизируют? Где мы уже встречались с подобным приемом — одушевление животных? (Уж символ самодовольства обыва­теля, приземленности, бескрылости, общественной пассивно­сти. Горьковский Сокол символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. В образе животных выступают люди. Горький не первый применил этот прием, до него мы читали подобное в баснях Крылова.)

Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (Сокол: «сво­бодная птица», «Сокол смелый», «гордая птица», «храбрый», «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету»; Уж:
«рожденный ползать», «земли творенье», трусливый, самодо­вольный.)

В повседневной жизни можно встретить тех, кто подобно Соколу стремится ввысь, и тех, кто живет «мудростью» Ужа. Вы их видели? Приведите примеры.

Физкультминутка

V. Проверка понимания учащимися нового материала

1.Афиширование результатов работы в группах.

2.«Информационные минутки» (учащиеся читают отрывки из разных литературоведческих источников):

Активная роль в песнях отведена романтическому пейзажу... Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопоставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибреж­ного камня. Море, неподвижное в дали, «облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое», слилось с «синим южным небом», отражает ткань перистых облаков, не скрывающих «золотых узоров звезд». Горы «резкими взмахами подняли вершины в синюю пусты­ню», поросли деревьями, «уродливо изогнутыми норд-остом». Ото­рвавшийся от горы «печальный, хмурый» камень одет тенью, порос мхом, изрезан «сетью глубоких трещин», волны набросили на него водоросли и тину.

Природа в «Песне...» находится в непрерывном движении, она полна смутными, таинственными звуками: лениво вздыхает море, что-то неясное шепчут волны. Пейзаж во вступлении гармонирует с ду­шевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся «в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позво­ляющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать».

Язык «Песен» афористичен. Краткие, четкие, с глубоким ре­волюционно-призывным смыслом афоризмы обращены к читателю: «Безумству храбрых поем мы славу!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!». «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к сво­боде, к свету».

В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» в аллегориче­ской форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года. Гордый Сокол и смелый, мужественный Буревестник звали к преодолению общественной пассивности, к свободе. Этим они оказы­вали «не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокла­мации отдельных революционных комитетов...»

Горький — мастер короткого рассказа. Скупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длин­ными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве.

В ранних романтических произведениях Максим Горький при­бегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-оглы, старого крымского чабана, рассказываю­щего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом краси­вым языком передает читателям услышанное.

«Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча... Открывается повествование картиной ве­личественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Неза­метно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возмож­ность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец.

VI. Закрепление нового материала

«Приглашение к рассуждению». Задание: составить письмен­ное высказывание на тему «Уж или Сокол?», отразить в нем свою жизненную позицию, свое сходство с горьковскими героями.

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок (по выбору учителя).

VIII. Подведение итогов урока

IX. Рефлексия

Конспект урока по литературе 7 класс Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 11962

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020
.
  • Гости
  • 16 февраля 2021 03:11

Lesley

I'm extremely inspired with your writing skills as smartlly as with the layout for your weblog.

Is that this a paod theme or diid you customize it your self?

Either waay keep upp the nuce high quality writing, it is rare to look
a great weblog like this one these days..
https://angelicsab8r.medium.com/what-does-leadership-mean-to-me-essay-f36b55deec
e6
wreiting and essay
writing and essay

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru