Игры для детей Все игры

Игра: Веселая математика с Машей и Медведем


Занимательная обучалка с героями любимого детского мультфильма Маша и

Веселая рыбалка - Youda Fisherman


Игры на внимание для детей. Интересная и веселая онлайн рыбалка Younda


Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в ко­медии

Конспект урока по литературе 7 класс
 

Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в ко­медии

 

Цель: показать чиновничество и его пороки; раскрыть жизненную основу комедии; помочь семиклассникам понять обстоятельства, при­ведшие чиновников к роковой ошибке; развивать критическое мышле­ние, воссоздающее и творческое воображение; способствовать воспи­танию честности, неприятия лжи и лицемерия.

Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор».

Оборудование:«Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990»; стартовые задания на карточках для создания проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; карточки-задания для аналитической работы с текстом в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Проверка чтения 1-го действия комедии.

Задание:соста­вить план 1-го действия.

Вариант плана:

1) В уездном городе городничий сообщает чиновникам, что в их город едет ревизор.

2) Городничий дает распоряжения чиновникам, советует, каким держаться с ревизором.

3)Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин.

4) Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма.

5) Входят помещики Бобчинский и Добчинский и рассказы­вают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, похожем на ревизора.

6)Чиновники расходятся, городничий едет в гостиницу.

7)Являются Анна Андреевна и Марья Антоновна. Их любо­пытство.

2. Ответить на вопросы 1—3 (с. 101).

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

1. Словарная работа (обращение к словарю С. И. Ожегова):

Уездный город.

Уезд — в дореволюционной России... административно-тер­риториальная единица в составе губернии.

- Какой город имел право называться уездным? (Город, в котором есть суд, управа, учебные заведения, больница, церковь...)

- Какие учреждения есть в городе, где живут герои пьесы Гоголя «Ревизор»? (Учащиеся перечисляют.) Вывод: значит, это уездный город.

- А что мы узнаем о городе, его учреждениях, его жителях в пьесе? Давайте вчитаемся в текст пьесы.

IV. Усвоение новых знаний

1. Аналитическая работа с текстом 1-го действия пьесы (в группах).

1-я группа:

Посетите уездный город.

•В каком состоянии он находится (улицы, мост...)?

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет этот город?

2-я группа:

Посетите богоугодное заведение (больницу).

•Расскажите, в каком состоянии оно находится.

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет больницу?

•Какие методы лечения больных используются?

3-я группа:

Посетите училище.

•Расскажите, в каком состоянии оно находится.

•Что в нем примечательного?

•Кто возглавляет училище?

•Каких учителей вы встретили?

4-я группа:

Посетите уездный суд.

•Расскажите, в каком состоянии он находится.

•Что в нем примечательного?

•Что необычное вы встретили в суде?

•Кто возглавляет это учреждение?

2. «Экскурсия». Семиклассники демонстрируют результаты работы в группах, ведя слушателей по воображаемому гоголев­скому городу.

Физкультминутка

V. Проверка понимания учащимися нового материала

1. Беседа по вопросам.

— Что мы узнаем в 1-м действии пьесы о чиновниках? Ка­кое впечатление складывается о них? Можно ли сказать, что городничий выше чиновников не только по званию, но и по каким-то другим качествам? (Должен прозвучать отрицатель­ный ответ, т. к. у городничего проявляются такие же качества, как и у других чиновников.) Что в целом мы уже можем ска­зать о чиновничестве? (Ответы учащихся основываются только на событиях 1-го действия.)

2. Стартовые задания для создания проектов по комедии
Н, В. Гоголя «Ревизор». Предполагается работа в группах или парах. Темы проектов:

1) «Чиновничество и его пороки».
Основные направления проекта:

•С кем из чиновников вы встретились в комедии?

• Какие важные государственные посты занимают чиновники?

• Как чиновники используют свою власть для улучшения собственного благополучия?

• Перечислите злоупотребления властью, ими совершенные.

• Покажите типичные пороки чиновников. (Воровство, взяточничество, казнокрадство эти типичные пороки чинов­ничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом.)

• Назовите и продемонстрируйте текстуально черты, характе­ризующие городских чиновников. (Нечестность, пошлость, убо­жество умственных интересов, низкий культурный уровень.)

3) «Хлестаков и хлестаковщина».
Основные направления проекта:

• Выделите главные черты характера Хлестакова. (Лжи­вость и хвастливость.)

•Почему именно Хлестаков считается самым широким худо­жественным обобщением Гоголя? (Как считает сам автор, каж­дый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.)

• С какой целью Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе? (Абсолютно непреднамеренно.)

• Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездны­ми чиновниками, только к середине четвертого действия начи­ная понимать, что его принимают за несколько государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? (Кажется, ничего...)

• Как и с какой целью Николай Васильевич Гоголь пока­зал в пьесе жизнь мелкого петербургского чиновничества? (Это прослеживается в сценах вранья Хлестакова: перевирая, он говорит о действительной своей жизни в Петербурге.)

• Согласны ли вы с утверждением, что «своеобразием ха­рактера Хлестакова является отсутствие характера»? (У него практически отсутствует память о прошлом и раздумья о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте ,и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего ар­тистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.)

•Что стали называть хлестаковщиной? (Хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, безза­стенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.)

3) «Смешное и грустное в комедии». Основные направления проекта:

• Перечислите острые комические сюжетные положения ге­роев комедии. (Страх чиновников перед приездом ревизора,финальная немая сцена, угождения чиновников перед Хлеста­ковым, гоголевские характеристики персонажей, остроумные, лукавые намеки, нарушение логики между причиной и след­ствием, остроумные реплики, иронические замечания.)

• Что грустно в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (Написа­на она не для того, чтобы, посмешить зрителей, а для того,чтобы обратить внимание общества на негативные сторо­ны российского чиновничьего аппарата, ибо гоголевский смех вскрывает «невидимые миру слезы».)

• Как вы понимаете реплику Городничего, адресованную зрительному залу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»?
(Подчеркивает распространенность подобного типа в цар­ской России.)

• Какова цель Гоголя как писателя, создателя комедии?
(Вскрыть язвы и пороки российского общества и выставить их на посмешище всему миру. Смех Гоголя средство нрав­ственного исправления людей.)

4) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в ко­медии"».

Основные направления проекта:

• Расшифруйте смысл эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

— Можно ли по эпиграфу определить жанр пьесы?

• «Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через поступки, диалоги их самих.
Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя». Докажите, что данное утверждение правильное.

• «Только смехом поражается здесь порок» (Гоголь). Проде­монстрируйте текстуально, что герои Н. В. Гоголя разоблачают­ся не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния.

• Почему Гоголь избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех? (Н. В. Гоеоль был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, ктоничего не боится».)

• Какой прием избрал автор, чтобы поразить чиновников. их пороки, устои жизни? (Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал «един­ственным честным, благородным лицом своей комедии».)

5) «Социальная пирамида героев комедии».
Основные направления проекта:

• Безвестный провинциальный городишко — государство в миниатюре. (Отражение в нем всех злоупотреблений и поро­ков чиновно-бюрократической России.)

•Социальное расслоение людей, неравноправие.

• Черты, характеризующие городских чиновников, типичные для представителей других сословий. Всех их отличают не­ честность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень.

• В комедии нет ни одного честного героя, ни из одного сословия.

• В бесправных людях полностью отсутствует чувство соб­ственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. (Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы заметнее оттенить последствия неблаговидных поступков правя­щих чиновников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие.)


VI. Закрепление нового материала

 

Консультация учителя. Сообщение о сроках подготовки про­ектов и времени их презентаций. Знакомство со списком ли­тературы по темам, объемом выполнения проекта. Учащиеся, ознакомившись со стартовыми заданиями, прямо на уроке что-то уточняют, спрашивают о наличии необходимого информаци­онного материала в школьной библиотеке и кабинете русского языка и литературы, просят помощи у учителя.

— Какие мысли, идеи у вас появились прямо сейчас? (Дан­ный вопрос обязательно необходимо поставить семиклассникам, чтобы задать правильное направление и избежать простоты в подготовке и выполнении проекта.)

Памятка «В помощь создателям проектов»

1) Форма проекта выбирается авторами.

2)В проект могут войти иллюстрации, цитаты из пьесы, цита­ты других писателей и критиков о комедии, характеристики геро­ев, отзывы, размышления по поводу, эссе, кроссворды, викторины,
декорации к пьесе, работы костюмеров, эскизы сцен и др.

3)Объем проекта не ограничен.

4)При подборе материала для проекта помните: лучше меньше, да лучше.

5) Собрав материал, выберите главное и отбросьте лишнее, случайное, не соответствующее заданной теме.

6)Систематизируйте собранный материал и подготовьтесь к презентации.

VII. Домашнее задание

Прочитать 2-е действие. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101).

VIII. Подведение итогов урока

IX. Рефлексия

 

Рабочие материалы учителя

Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие второе)

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на без­думную его расточительность и припоминает радости жизни в Питере. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый чело­век. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трак­тирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, в эту пору справляется о нем городничий. В темном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чи­стосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную вы­думку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его про­ступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как то богоугодные и дру­гие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счете две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Материалы в помощь создателям проектов

1) «Чиновничество и его пороки»

Чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административно­го аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных госу­дарственных постах предполагает образованность, высокий культур­ный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепо­сти, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал «Московский Телеграф». Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. У каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды яьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зави­сящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под нога­ми посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего бес­покойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами много­численных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основ­ными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIXвека, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.

Итак, пьеса «Ревизор» убеждает нас в том, что чиновники занима­ют государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вы­шестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белин­ский считал комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую го­сударственную систему России.

2) «Хлестаков и хлестаковщина»

Главные черты характера Хлестакова — это лживость и хвастли­вость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В дей­ствительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ни­чтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается ро­скошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему имен­но Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый чело­век на какое-то время может стать Хлестаковым.

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным об­разом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль. Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцором — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, вы­ступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого" действия начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека». Что чувствует при этом лже­ревизор? Кажется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно дер­жать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуа­ций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было* театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова — актера, играющего ревизора.

Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого че­ловека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствие характера Хлестакова со­стоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Сре­ди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. На­верное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобраз­ный праздник; жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петер­бургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестако­ва утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словеч­ки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сде­лал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Со­временник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого пер­сонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве...»

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огром­ным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезно­стью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского нацио­нального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д.

На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.

Сюжет комедии прост и гениален. Особая, гоголевская черта в нем — отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных дей­ствий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуе­мую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы. Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают («сами себя вы­секли»). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами.

Да нет, помилуйте. Свойства эти — самые обыкновенные. Ну, на­пример, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку «предназначена». Ведь это же свойственно каждому из нас «хоть на минуту», по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной си­лой. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков — гении вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствую­щих, «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солда­ты при виде его «делают ружьем». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир — мечту современного меркантильного ве­ка, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: «Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого... Я говорю всем: «я сам себя знаю, сам. Я везде, везде...». Но что это? Все решится тоже как в сказке: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж...» Нет, нет, он уже опомнился: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Но сейчас его время. Он — герой-любовник, оча­ровывающий мать и дочь, зять городничего. Он — «значительное ли­цо», которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус. Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: «в дороге издержался», то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: «Денег нет у вас?» И исчезает Хлестаков особенным образом. Это «фантасмагорическое лицо», «как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с трой­кою бог весть куда» (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порож­денный нечистой совестью и страхом.

Итак, что же такое «хлестаковщина»? Это не только воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и во­площение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в энную степень, «возникшая до высшей степени пустота», по удивительному выражению Гоголя.

Да, прекрасен образ Хлестакова — великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет. Это собрание многих качеств. В нем и ма­ленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщен­ное изображение современного русского человека, «который стал весь ложь, уже даже сам того не замечая» (Н. В. Гоголь).

3) «Смешное и грустное в комедии»

Смешное в гоголевской пьесе часто связано с острыми комически­ми сюжетными положениями героев: страх чиновников перед приез­дом ревизора, финальная немая сцена, ставящая великого мошенника городничего в глупую ситуацию, когда он оказывается в жалком по­ложении обманутого; комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника, и т. д. Смешны гоголев­ские характеристики персонажей, остроумные, лукавые намеки. Ко­мический эффект вызывает также характерный гоголевский прием — нарушение логики между причиной и следствием.. Например, в ответ на сообщение городничего о приезде ревизора судья Ляпкин-Тяпкин глубокомысленно заявляет, что Россия собирается вести войну. Связь между выявлением злоупотреблений чиновников захолустного уездно­го городка и внешней политикой России явно абсурдна. Смешны за­мечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов. Но дальнейшие рассуждения на меди­цинскую тему рисуют страшную картину издевательства чиновников, облеченных властью, над беспомощными больными людьми. Комедия Гоголя буквально изобилует остроумными репликами, ироническими замечаниями, смешными характеристиками и положениями.

Что грустно? Написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата, ибо гоголевский смех вскрывает «невидимые миру слезы». Цель Гоголя — вскрыть язвы и пороки рос­сийского общества и выставить их на посмешище всему миру. Смех Гоголя — средство нравственного исправления людей.

4) «Смех — единственное "честное, благородное лицо в ко­медии"»

В статье «Петербургская сцена в 1835—1836 году» гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель «заметить» общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене «плевела», от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон».

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» характеризу­ет жанр комедии — социально-политическая комедия.

«Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через бла­городное лицо, а через действие, поступки, диалоги их самих. Отрица­тельные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя».

Но... герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь по­рок» (Гоголь).

Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим сме­хом, который он считал «единственным честным, благородным лицом своей комедии».

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего со­словия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрут­чины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйнича­ет, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно, умен, но ум его направлен на дела нечестные. Город­ничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

5) «Социальная пирамида героев комедии»

Этот безвестный провинциальный городишко предстает в комедии как государство в миниатюре, в котором, как в капле воды, отража­ются все злоупотребления и пороки чиновно-бюрократической России.

Черты, характеризующие городских чиновников, типичны и для пред­ставителей других сословий. Всех их отличают нечестность, пошлость, убожество умственных интересов, крайне низкий культурный уровень. Ведь в комедии нет ни одного, честного героя ни из одного сословия. Здесь налицо социальное расслоение людей, одни из которых зани­мают важные государственные посты и используют свою власть для улучшения собственного благополучия. На верхушке этой социаль­ной пирамиды находится чиновничество. Воровство, взяточничество, казнокрадство — эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Городская верхушка отвратительна. Но и подвластные им люди не вызывают симпатий. Притесняемые го­родничим купцы, ненавидя его, пытаются задобрить его подарками, а при первом же удобном случае пишут на него жалобу Хлестакову, которого все принимают за важного петербургского сановника. Про­винциальные помещики Бобчинский и Добчинский — бездельники и сплетники, ничтожные и пошлые люди. На первый взгляд, вызывает сочувствие безвинно высеченная унтер-офицерша. Но то, что она же­лает получить лишь денежную компенсацию за понесенное оскорбле­ние, делает ее смешной и жалкой.

В таких обиженных бесправных людях, как слесарша и крепост­ной слуга Осип, трактирный половой, полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Эти персонажи выведены в пьесе для того, чтобы за­метнее оттенить последствия неблаговидных поступков правящих чи­новников, показать, как страдает от их произвола низшее сословие. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевского почтмейстера вы­ступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пуш­кина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок го­родничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строитель­ство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновниче­ства России, которые воплотились в индивидуальных образах город­ничего и его окружения.

Главное лицо города предстает в комедии как первый среди мошен­ников, который даже, по его собственным словам, «трех губернаторов обманул». Занимая самый значительный пост в городе, он полностью лишен чувства долга, а ведь именно оно должно быть самым необ­ходимым качеством у чиновника такого ранга. Но городничий не ду­мает о благе родины и народа, а печется о собственном материаль­ном благополучии, обирая купцов, вымогая взятки, творя произвол и беззаконие над подвластными ему людьми. В финале пьесы этот хитрый и ловкий пройдоха оказывается в глупой и непривычной ролиобманутого, становясь жалким и смешным. Гоголь использует здесь блестящий художественный прием, вкладывая в уста городничего ре­плику, адресованную зрительному залу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» Это.подчеркивает распространенность подобного типа в царской России. Значит, в образе городничего драматург сконцентри­ровал самые отвратительные черты государственного управителя, от произвола которого зависели судьбы многих людей. Городничий дан в комедии в своем типичном окружении. В каждом из чиновников автор особенно выделяет какую-то одну определяющую черту, что помога­ет воссоздать многообразную картину чиновничьего мира. Например, судью Ляпкина-Тяпкина автор с иронией называет «вольнодумцем», объясняя это тем, что он прочитал 5—6 книг. Эта мелкая деталь ха­рактеризует общий низкий уровень чиновничества, убожество его ум­ственных интересов. В попечителе богоугодных заведений Землянике выведен подхалим, ябедник и доносчик. Это тоже весьма распростра­ненные в чиновничьей среде явления.

Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросо­вестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произ­вол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Но сатирик осудил и такие отрицательные черты угнетенных сословий, как корыстолюбие, отсутствие чувства собственного достоинства, пошлость, невежество. Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, за­ставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современ­ной жизни.

Конспект урока по литературе 7 класс
Дата добавления: 3-12-2016    Просмотров: 1074

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

3-12-2016

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru