Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Н. В. Гоголь. Комедия Ревизор. Мастерство Н. В.Гоголя в создании образа Хлестакова
Конспект урока по литературе 7 класс
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Мастерство Н. В.Гоголя в создании образа Хлестакова.
Страх чиновников перед «ревизором»
Цель: показать, что страх чиновников перед «ревизором» является основой комедийного действия; помочь учащимся составить представление о характере Хлестакова; развивать умение анализировать текст драматического произведения, учитывая его специфику (авторские ремарки, реплики в сторону и др.); развитие навыков выразительного чтения; воспитывать непримиримость ко лжи, лицемерию, корыстолюбию.
Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Оборудование:вопросы викторины.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверка чтения. Составить план 2-го действия.
Возможный план:
1)В гостинице слуга Осип сетует на хозяина.
2)Является Иван Александрович Хлестаков, посылает Осипа за обедом.
3)Приезжает городничий, их встреча.
4) Чистосердечные слова о цели путешествия.
5) Городничий предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом.
6)Приезжий неожиданно соглашается.
7) Городничий едет с Хлестаковым.
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
-Какие поговорки или пословицы вы знаете со словом «страх»? (Не за страх, а за совесть; страшно, аж жуть; у страха глаза велики...)
IV. Усвоение новых знаний
1.Аналитическая работа с текстом. Чтение по ролям явления VIII из 2-го действия (с. 33—39).
2. Ответить на вопросы под № 4 (с. 101 учебника) из домашнего задания.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимисянового материала
1. Контрольные вопросы (письменная работа в тетрадях).
1. Почему городничий не замечает никчемности Хлестакова, почему не слышит, когда второй говорит правду о себе? (Предполагаемый ответ: страх перед мнимым ревизором делает, городничего не только слепым., но и глухим, он видит и слышит только то, чего панически боится...)
2. Каким мы увидели Хлестакова во 2-м действии? Почему в пьесе способность «видеть и понимать» имеют только читатели (зрители), а другие персонажи — нет? (Предполагаемыйответ: читатели увидели истинное лицо Хлестакова, другим персонажам мешает страх...)
(Тетради собрать.)
2. Перспективное индивидуальное задание (получают 2—3 ученика). На следующих уроках по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» и самостоятельном чтении проследить, как страх «руководит», «командует» чиновниками уездного города и городничим. Подготовить сообщение «Страх чиновников перед "ревизором" — основа действия комедии».
VI. Закрепление нового материала
1. Беседа по вопросам.
- Каким мы увидели Хлестакова во втором действии?
- Этот герой вызывает симпатию или антипатию?
- Правдив или лжив Иван Александрович Хлестаков при первой встрече с городничим?
2. Викторина.
• Сюжеты каких знаменитых произведений Н. В. Гоголя были подарены ему А. С. Пушкиным? (Это сюжеты пьесы «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». В 1833 году Пушкин, собирая материалы по истории пугачевского восстания, был принят губернатором одной из губерний за тайного чиновника из Москвы. Именно об этом случае Пушкин поведал Гоголю.)
• Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (К комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя.)
• Какой гоголевский персонаж говорил «басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? (Судья Ляпкин-Тяпкин.)
• Кто из гоголевских персонажей брал взятки борзыми щенками?(Судья Ляпкин-Тяпкин, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».)
• Какая должность была у Сквозник-Дмухановского — персонажа комедии «Ревизор»? (Городничий.)
•Какому персонажу комедии Гоголя «Ревизор» принадлежат слова: «Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать»? (Городничему.)
• Название какого растения стало фамилией попечителя богоугодного заведения из комедии «Ревизор»? (Земляника.)
VII. Домашнее задание
1. Прочитать 3-е действие.
2. Подготовить сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Мечта Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым» (индивидуальные задания выполняются на основе прочитанных действий).
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие третье)
Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абду-лина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть.
Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хло-повым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно взвинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна спорят, на кого больше смотрел приезжий, затем вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.
Оставить комментарий!