Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение хлестаковщины.
Тема: Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Разоблачение хлестаковщины.
Композиция комедии
Цель: формировать понятие о сюжете и композиции комедии (драматического произведения); начать формировать представление о хлестаковщине как явлении; развитие аналитического мышления и внимательного отношения к тексту комедии; способствовать воспитанию честности, порядочности.
Предварительная работа: чтение комедии «Ревизор»; сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные задания); работа над созданием проектов по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»; перспективное индивидуальное задание и подготовка сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" — основа действия комедии».
Оборудование: схема «Лесенка»; карточки-шаблоны таблицы «Характеристика образа»; таблица «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Прибегает Добчинский с запискою.
2)Анна Андреевна читает записку.
3)Городничий с Хлестаковым возвращаются, с ними Земляника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский.
4)Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии.
5)Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего... предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх.
6)В страхе все расходятся, Хлестаков удаляется поспать.
7)Анна Андреевна и Марья Антоновна вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине.
2.Сообщения «Жизненные цели Хлестакова», «Осмотр города Хлестаковым», «Мечта Хлестакова» (индивидуальные зада ния; выполняются на основе трех прочитанных действий).
Ш. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
«Приглашение к рассуждению».
IV. Усвоение новых знаний
1.Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях. Комедия как драматический жанр» (с. 6—8).
Задание:
- Составить «Вопросник» по данной статье (10—12 вопросов).
- Выписать литературоведческие термины, запомнить их толкование.
- Создать схему композиции драматического произведения.
2. Теоретическая игра «Вопрос — ответ».
Цель: усвоить литературоведческие понятия о драматическом произведении.
3. Аналитическая работа с текстом комедии.
— Где конфликт достигает особенной остроты?
— Какой эпизод (явление) можно выделить в качестве кульминации? (Сцена вранья Хлестакова — явление VI, действие 3-е.)
4.Чтение по ролям — явление VI, действие 3-е (с. 42—49) —и языковое наблюдение.
Задание: проследить, как Хлестаков возносит себя по служебной лесенке, и, одновременно, понаблюдать, как страх все более и более завладевает душами чиновников и городничего.
Для выполнения задания можно использовать прием «Лесенка» (форму схемы может подсказать учитель).
5.Учащиеся рассуждают, озвучивая схему: чем больше врет Хлестаков, тем еще больший страх одолевает городничего и чиновников. Страх, а не разум руководит героями комедии.
Консультация учителя.
После аналитической работы с текстом и схемой учитель напоминает о том, что данную информацию можно использовать при подготовке перспективного задания-сообщения «Страх чиновников перед "ревизором" — основа действия комедии». Учитель дает ответы на возникающие при этом вопросы.
Физкультминутка
V. Проверка понимания учащимися нового материала
Работа с таблицей «Сюжет и композиция комедии "Ревизор"».
Цель: продолжить работу по развитию умения разграничивать понятия «сюжет» и «композиция».
Вопросы-задания:
■назовите части сюжета комедии;
■какие элементы композиции включает кульминация?
■какие элементы композиции включает развязка?
Сюжет комедии (напряжен, действие сжато) |
Композиция (внесюжетные элементы комедии) |
Экспозиция |
|
Завязка |
|
Развитие действия |
|
Кульминация |
|
Развязка |
|
Слова для справок: действия, явления, диалог, монолог, реплики в сторону, авторские ремарки, речевые характеристики, сцены...
VI. Закрепление нового материала
Заполнение таблицы «Характеристика образа». Работа в группах. Задание: пересмотреть 1—3 действия, собрать текстовый материал (цитаты) о героях комедии и заполнить таблицу. Каждая из шести групп собирает материал и представляет только одного героя:
1) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;
2)Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;
3)Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья;
4)Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
5)Иван Кузьмич Пекин, почтмейстер;
Имя, фамилия действующего лица |
Цитата из текста (или собственное суждение) |
Должность |
|
Положение дел |
|
Внешность Характер |
|
Речевые характеристики |
|
Прямая авторская характеристика |
|
Герой рассказывает о себе |
|
Поступки |
|
Другие персонажи о герое |
|
Говорящая фамилия |
|
VII. Домашнее задание
Прочитать 4-е действие. Ответить на вопросы 5—7 (с. 102). Дополнить таблицу «Характеристика образа» на основе 4-го действия (завершение работы в группах). Устное индивидуальное сообщение о Хлестакове на основе прочитанных действий по плану:
1)Прошлое Хлестакова.
2)Жизненные идеалы. Как они характеризуют Хлестакова?
3)Почемуон врет с таким упоением?
4)В чем особенность его характера?
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
Рабочие материалы учителя
Краткое содержание пьесы «Ревизор» (действие четвертое)
Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкива-Тяпкина быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Затем у всех поочередно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника доносит на всех и предлагает изложить свои соображения письменно. У Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Доб-чинский хлопочет о своем первенце, рожденном еще до брака, желая сделать его законным сыном. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придется, скажите и государю»), что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».
Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов. Они жалуются на «оби-жательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы. Купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча Хлестакова с Марьей Антоновной завершается признанием в любви, поцелуем. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков падает на колени и просит ее руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все еще стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганныйжалобами купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковер на подстилку.
Оставить комментарий!