Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Тема: Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Влияние учителя на формирование характера учеников
Цель: продолжить работу над содержанием рассказа; показать смысл заглавия; выяснить особенности создания комического в рассказе.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока
— В рассказе «Начало» Ф. Искандер вспоминал о своем школьном детстве. Он, оказывается, был, по мнению учителей, отъявленным лентяем, который дремал на уроках, не выполнял домашние задания, а к концу обучения под влиянием «массированного воспитания» оказался золотым медалистом. А закончил этот рассказ писатель так: «Смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво». Сегодня мы завершаем работу над смешным и мудрым рассказом Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
2. Аналитическая беседа
— Сколько рассказчиков в этом произведении Ф. Искандера? Кто они? (В «Тринадцатом подвиге Геракла» 2рассказчика.)
—О чем рассказывает мальчик? Какова задача рассказчика-мальчика? (Передать события глазами мальчика в настоящем времени.)
— Какая задача у рассказчика-взрослого? (Показать значение происходящих событий с высоты опыта и прожитых лет.)
— Как вы думаете, если бы автор написал этот рассказ подростком, по свежим впечатлением, что осталось бы в тексте и что бы он утратил? Во что превратился бы рассказ? (Рассказ утратил бы глубину и стал бы просто коротенькой юмористической зарисовкой. В нем были бы только свежие впечатления мальчика о школьном приключении.)
— Что же за подвиг совершил ученик 5 «Б» класса? (Сорвал урок математики, так как сам не был к нему готов.)
— Какие качества, свойственные Гераклу, проявил рассказчик, чтобы «спасти» себя и класс от урока математики? (Смелость (выйти из класса по своей инициативе), хитрость, умение разговаривать с людьми (убедил докторшу пойти сначала в их класс), выносливость и выдержку (стойко вытерпел укол) и т. д.)
— Давайте вспомним, для чего совершал подвиги Геракл? (Во имя свободы.) А из-за чего совершил свой так называемый подвиг рассказчик? (Из-за трусости.) Можно ли назвать поступок мальчика подвигом, почему?
— Зачем он это сделал? Он поступил хорошо или плохо? Понимал ли мальчик, что поступил неправильно?
— Как учитель догадался об обмане? Прочитайте, какую оценкупоступку «малярика» дает Харлампий Диогенович. Как сам герой оценивает свой поступок?
— Чем завершился этот подвиг? Был ли благодарен класс рассказчику за пропущенный урок математики? (Нет, еще и все дружно посмеялись.)
— Перечитайте финал рассказа. Какой жизненный урок извлек из случившегося для себя мальчик?
— Какое настроение создается с первых строчек рассказа? (Веселое, шутливое, игривое.) Перечитаем еще раз по абзацу экспозицию, найдем слова и выражения, которые заставляют нас улыбнуться или рассмеяться. Что это за слова? (Научные термины, несочетающиеся друг с другом понятия. Они передают авторскую насмешку, иронию.)
—Как еще, кроме игры слов, Искандер создает комический эффект в своем произведении? (Отыскивает в героях странные черты, дает людям нелепые имена, ставит их в смешные положения.)
— Давайте вспомним, какие имена автор дает свои героям. Почему нет имени у главного героя рассказа?
— Как автор индивидуализирует, делает уникальным и запоминающимся образ каждого ученика? (У каждого есть свой «пунктик» — смешная черта: у директора — страх и зеленая шляпа, у математика — желтые четки, у Алика Комарова — привычка держать руки на промокашке и т. д.)
— А еще герои Искандера часто оказываются в смешных ситуациях. Вспомните, некоторые из них. Прочитаем в лицах самые запомнившиеся эпизоды. (На контрольной работе, вход в класс после учителя и др.)
— В этом юмористическом рассказе Ф. Искандер продолжает традиции другого русского писателя-классика, какого? Чем вам напомнил «Тринадцатый подвиг Геракла» чеховский рассказ «Мальчики»? (Смешные имена и фамилии, смешные ситуации.) А чем эти рассказы отличаются друг от друга? (У Чехова больше используются детали для характеристики героев, а у Искандера — комизм положений, разная композиция произведений.)
3. Итог урока. Литературная викторина
— Рассказом Ф. Искандера завершается изучение большого раздела «Писатели о детстве». Давайте вспомним те произведения, которые в него вошли, и определим самого внимательного читателя.
I)Этот поэт верит в то, что «сон свершится наяву» и каждый крестьянский мальчишка сможет стать ученым. Назовите имя писателя и произведение, вспомните, о ком оно. (Н. А. Некрасов. Школьник.) (О Ломоносове.)
II)Узнайте героя по описанию, назовите произведение и автора:
.. .руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно... (В. Короленко. Дети подземелья.) (Маруся.)
Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, ... был вреднее и злее всех левонтьевских ребят. (В. Астафьева. Конь с розовой гривой.) (Санька.)
III) Восстановите маршрут, по которому Чечевицын и Володя Королев собирались попасть в Америку: Берингов пролив (...), Тюмень (...), Камчатка (...), Томск (...), Калифорния (...), Пермь (...).
IV)Вспомните, какие жизненные уроки получили герои рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой», В. Короленко «Дети подземелья», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
V)Определите, какую функцию выполняют указанные эпизоды в сюжете рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»:
А) В тот день я не решил задачу, заданную на дом. Б) Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса В) И все-таки был один математик в нашей школе... Г) Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию... Д) С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям... |
1) предыстория, 2) завязка, 3) кульминация, 4) развязка 5) послесловие |
VI)Исправьте неточности, которые допустили школьники, рассказывая о «Скворцах» В. Белова:
— Павлуня смастерил скворечник сам.
— Отец не успел спасти птенцов.
— Павлуня сам бросился спасать птенчиков от кота, хотя не мог ходить целую зиму.
— Мальчику больше всего хотелось посмотреть на начищенный матерью самовар и новые отцовские сапоги, которые находились в чулане с Павлуниными валенками.
— Павлуня очень наблюдательный: он замечает, как с сосульки капает вода; может определить, что на дворе еще холодно.
— В этом рассказе идет речь о прилете скворцов в деревню.
4. Домашнее задание
— Придумайте послесловие (эпилог) для одного из рассказов о детях. Сколько лет будет герою? Как он изменится внешне и внутренне? Чем будет заниматься? Как он будет оценивать свои прошлые поступки?
Оставить комментарий!