Тема: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни. Образ мальчика -рассказчика
Тема: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни.
Образ мальчика - рассказчика
Цель:познакомить учащихся с личностью В. П. Астафьева; показать автобиографическую основу произведения; раскрыть специфику жизни сибирской деревни., дать характеристику главному герою рассказа, его другу Саньке и бабушке; определить средства создания образа рассказчика и способы создания комического в произведении.
Ход урока
1. Объявление темы и пели урока
2. Слово о писателе. История создания рассказа «Конь с розовой гривой»
Рассказ «Конь с розовой гривой» — произведение, во многом автобиографическое. Это воспоминание о собственном детстве. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны. У главного героя рассказа, как и у писателя, утонула мать. Оставшись сиротой, Астафьев тоже рос у бабушки с дедушкой.
3. Чтение рассказа учителем и учениками
По ходу чтения ученики отмечают непонятные слова.
4. Словарная работа
— Трудно ли было читать рассказ, почему? Какие слова вам были непонятны или показались необычными? (Непонятными оказались слова и выражения, которые использовали в своей разговорной речи местные жители. Такие слова называются диалектизмами.)
—Почему писатель, по-вашему, использовал их в своем произведении, а не заменил другими словами? (Они более точно передают быт и обычаи сибирской деревни двадцатых годов прошлого столетия.)
5. Проверка первичного восприятия. Обмен впечатлениями
— В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
— Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?
—Как вы понимаете слова В. Астафьева: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
6. Аналитическая беседа (с проверкой домашнего задания)
— Прочитайте отрывок, рисующий семью дяди Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Какое впечатление она оставила у рассказчика? Найдите детали текста, которые наиболее выразительно подчеркивают впечатление бедности и бесхозяйственности.
—Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых? Как вы понимаете ее смысл? («...у них самих в кармане — вошь на аркане».)
—Объясните, почему тогда героя рассказа так тянуло к Левонтъевым. Что привлекало его в этой семье? (Эта семья была не похожа на все другие в селе; герою казалось, что только дядя Левонтий его любит.)
—Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его... Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит, еще да нет-нет и поддаст - у нее не задержится». Кто же на самом деле действительно любит мальчика? Почему не совпадает мнение ребенка и взрослого человека, хотя, по сути, это одно и то же лицо? Что хочет сказать нам автор?
—Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя, взрослого человека, к этим детям. («Лееонтьевские орлы», «бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда».) Какой смысл вкладывает в эти выражения писатель в каждом конкретном случае?
—Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его словами: «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?
—Какое событие стало завязкой в рассказе? (Поход за земляникой.)
—Расскажите, каким образом герой рассказа был втянут в обман.
—Проследите, как менялось его настроение после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя? (После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он сообщил обо всем Саньке, который стал вымогать у мальчика калачи. Мальчик украл три калача.)
—Каким вы представляете героя рассказа? Опишите его. (Это мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.)
—Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя? Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком? (Герой предстает перед нами мечтателем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ребенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».)
—Что вы можете рассказать о его бабушке?
—Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? (Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.)
7. Итог урока
— Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»? (Именно благодаря бабушкиной мудрости, герой В. П. Астафьева усвоил важные жизненные уроки: поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; очень трудно признаться в содеянном; душевное раскаяние мучительно и невыносимо, и только раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и их отношения их отношения не превратились в противостояние. Тогда ребенок не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.)
8. Домашнее задание
— Подготовьте иллюстрации к рассказу (с. 29); выполните задания из рубрики «Играем» (с. 29), прочитайте рассказ В. И. Белова «Скворцы».
Оставить комментарий!