Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 


Тема: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни. Образ мальчика -рассказчика

 Конспект урока по литературе 5 класс
 

Тема: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни. 

Образ мальчика - рассказчика


Цель:познакомить учащихся с личностью В. П. Астафьева; показать авто­биографическую основу произведения; раскрыть специфику жизни сибирской деревни., дать характеристику главному герою рассказа, его другу Саньке и бабушке; определить средства создания образа рассказчика и способы созда­ния комического в произведении.

Ход урока

 

1. Объявление темы и пели урока

2. Слово о писателе. История создания рассказа «Конь с розовой гривой»

 

В. П. Астафьев (1924—2001) родился и вырос в Сибири, в Крас­ноярском крае. Семилетний мальчик пережил страшную трагедию —смерть мамы. Его воспитывали бабушка и дедушка, поскольку отец
был осужден за вредительство. После смерти отца мальчику придется стать беспризорником, попасть в детский дом. Астафьев был участ­ником Великой Отечественной войны, а после ее окончания работал
слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кла­довщиком. Писатель создал много книг о войне, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

 

Рассказ «Конь с розовой гривой» — произведение, во многом авто­биографическое. Это воспоминание о собственном детстве. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в пер­вые годы после Гражданской войны. У главного героя рассказа, как и у писателя, утонула мать. Оставшись сиротой, Астафьев тоже рос у бабушки с дедушкой.

3. Чтение рассказа учителем и учениками

По ходу чтения ученики отмечают непонятные слова.

4. Словарная работа

Трудно ли было читать рассказ, почему? Какие слова вам были непонятны или показались необычными? (Непонятными оказались слова и выражения, которые использовали в своей разговорной речи местные жители. Такие слова называются диалектизмами.)

—Почему писатель, по-вашему, использовал их в своем произведе­нии, а не заменил другими словами? (Они более точно передают быт и обычаи сибирской деревни двадцатых годов прошлого столетия.)

5. Проверка первичного восприятия. Обмен впечатлениями

В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?

Как вы понимаете слова В. Астафьева: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?

 

6. Аналитическая беседа проверкой домашнего задания)

— Прочитайте отрывок, рисующий семью дяди Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Какое впечатление она оставила у рассказчика? Найдите детали текста, которые наиболее выразитель­но подчеркивают впечатление бедности и бесхозяйственности.

—Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых? Как вы понимаете ее смысл? («...у них самих в карма­не вошь на аркане».)

—Объясните, почему тогда героя рассказа так тянуло к Левонтъевым. Что привлекало его в этой семье? (Эта семья была не похожа на все другие в селе; герою казалось, что только дядя Левонтий его любит.)

—Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его... Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит, еще да нет-нет и под­даст - у нее не задержится». Кто же на самом деле действительно любит мальчика? Почему не совпадает мнение ребенка и взрослого человека, хотя, по сути, это одно и то же лицо? Что хочет сказать нам автор?

—Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя, взрослого человека, к этим детям. («Лееонтьевские орлы», «бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда».) Какой смысл вклады­вает в эти выражения писатель в каждом конкретном случае?

—Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Соглас­ны ли вы с героем рассказа, который закончил его словами: «Сань­ка был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?

—Какое событие стало завязкой в рассказе? (Поход за земляникой.)

—Расскажите, каким образом герой рассказа был втянут в обман.

—Проследите, как менялось его настроение после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рас­сказчика, ее интонации, поведении героя? (После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он сообщил обо всем Саньке, который стал вы­могать у мальчика калачи. Мальчик украл три калача.)

 

Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано? (Ночью, когда героя стала мучить совесть. Он хотел признаться во всем бабушке, но пожалел ее будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала, поэтому снова оказался у Левонтьевых и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет ба­бушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька
заменит это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спря­таться, как будто он утонул. Но мальчик нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..» Однако, когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. У Васиного дяди дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, но вел себя трусливо.). Уважаемые школьники вашему вниманию предлагается школьный аттестат - вы можете купить аттестат любой московской школы!

 

—Каким вы представляете героя рассказа? Опишите его. (Это мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.)

—Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя? Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком? (Герой предстает перед нами мечта­телем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ре­бенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в го­лый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».)

—Что вы можете рассказать о его бабушке?

—Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, ку­пила ему пряник конем? (Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.)

7. Итог урока

— Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им исто­рии? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий мину­ло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»? (Именно благодаря бабушкиной мудрости, герой В. П. Астафьева усвоил важные жизненные уроки: поддавшись чужо­му влиянию, можно совершить плохой поступок; очень трудно при­знаться в содеянном; душевное раскаяние мучительно и невыносимо, и только раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрос­лые не теряли контакта и их отношения их отношения не превратились в противостояние. Тогда ребенок не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.)

8. Домашнее задание

— Подготовьте иллюстрации к рассказу (с. 29); выполните зада­ния из рубрики «Играем» (с. 29), прочитайте рассказ В. И. Белова «Скворцы».

 

Конспект урока по литературе 5 класс
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 8039

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru