Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Игра "Том и Джерри - Сырные Прыжки"


Том и Джерри - Сырные Прыжки (Super Cheese Bounce)

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 
Доклады


Использование компьютерных технологий в образовательном процессе

Ребенок и компьютер: за и против
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе
Влияние информационно-компьютерных технологий на развитие личности учащегося
 
Сегодня личность ребенка формируется в информационном мире, отличающемся от того, в котором выросли его родители. Психологическое самочувствие и социаль¬ная свобода современного подростка все больше зависят от его компетентности в области информационных технологий. Эта компетентность становится условием признания, успешности, высокого социального статуса среди сверстников. Попробуем комплексно оценить влияние информационно-компьютерных технологий на развитие личности ребенка. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе стремительно набирает обороты. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) активизируют самостоятельность, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Использование компьютера на уроках и во внеурочное время оказывает влияние на интеллектуальное развитие учащихся: улучшаются результаты выполнения разного рода логических операций; появляется новое отношение к ошибке как к очередной задаче, которую можно решить самостоятельно имеющимися средствами. Каждый ученик в такой системе может двигаться вперед в своем темпе, в соответствии со своими способностями и интересами.
 
Успехи и возможность исправления допущенных ошибок подкрепляют уверенность в себе и делают учебную деятельность более привлекательной. Учащиеся — опытные пользователи ИКТ отличаются более высоким и стабильным уровнем самооценки, с успехом принимают участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, науч¬но-практических конференциях, творческих и исследовательских работах.
 
 
Однако не все изменения, связанные с использованием подростками ИКТ, оцениваются как положительные. К факторам негативного влияния можно отнести следующие:
■ тенденция к обособленности;
■ трудности в использовании на уроках информации, полученной с помощью компьютера;
■ нежелание учащихся выполнять кропотливую, порой однообразную, но необходимую в учебной деятельности работу;
■ ущерб для здоровья при чрезмерном использовании ИКТ.
 
В этой связи у учителей и родителей появляется ответственная миссия — ознакомить детей с принципами и нормами правильной работы с компьютером. Прежде всего ребенок обязан знать о побочных эффектах и негативном влиянии компьютера на его здоровье — физическое, психическое и моральное. Рассмотрим эти вопросы подробнее. Не является секретом, что использование компьютера, игровых приставок, Интернета довольно быстро формирует у детей стиль поведения, основанный на стремлении к удовольствиям. Со временем возникают признаки зависимости, проявляющиеся в виде психологического дискомфорта вне общения с компьютером, также наблюдается восстановление состояния комфорта в начале (или предвкушении начала)работы с ним. Сегодня Интернет дает людям возможность, с одной стороны, предаваться своим слабостям, а с другой — спекулировать на людских несовершенствах. Дети особенно восприимчивы в этом плане, а значит, и особенно уязвимы. Поэтому важной педагогической задачей является подготовка ученика к тому, что не всякая информация, не всякое знание есть благо, а также воспитание в нем иммунитета против информационной агрессии и информационно¬го иждивенчества. В формуле информационной безопасности ребенка, а эта безопасность становится все более существенным фактором сохранения его здоровья, самая важная часть — ценностные ориентации, личностные оценки ребенка, его готовность и прилежность в следовании элементарным нормам самосохранения. Среди педагогов и родителей существуют разногласия в этической оценке факта слежки и запрета доступа к интернет-ресурсам определенного содержания с помощью фильтров и других программных средств ограничения. Одни одобряют такие программы и видят в них разумный способ защитить детей от информации сомнительного содержания; другие критикуют и воспринимают их как средство подавления. Приводится аргумент, что рано или поздно (из Интернета или других источников) ребенок все равно узнает обо всем, от чего его старательно оберегают программы-фильтры.
 
Поэтому запрет не всегда является действенным методом воспитания: с помощью насильственных ограничений ничему научить и ничего объяснить нельзя. Эффективнее запрета просветительская работа с детьми.
 
Ребенок и компьютер…Личность ребенка — это в первую очередь личность человека обучающегося, т. е. относящегося к образовательной системе или определенному социальному институту. Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности — важнейшая цель и задача любой образовательной системы. Однако в современной школьной практике развитие не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального и личностного развития внимание уделяется не в равной мере — первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача развития не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе. В то же время первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вот почему потенциал учащегося, социализирую¬щегося под воздействием ИКТ, требует посто¬янного развития и педагогического воздействия на данный процесс. Компьютеризация образования как фактор развития личности учащегося — не только ресурс для образовательной деятельности. ИКТ-потенциал учащегося связан с самостоятельно выработанными умениями и навыками в области использования ИКТ в образовательном процессе, способностями к их использованию (компетентность) и мерой их реализации в той или иной сфере деятельности (активность).
ИКТ-потенциал личности учащегося имеет социально-педагогический и психологический аспекты. Социально-педагогический аспект предполагает:
■ способность самостоятельно разрешать проблемы с помощью ИКТ;
■ позитивную продуктивную деятельность с использованием ИКТ.
Психологический аспект акцентирует внимание на механизме развития ИКТ-потенциала личности, поиске резервов личностного становления. В ходе проведенного в Академии последипломного образования исследования влияния ИКТ на личность учащегося были проанализированы биологические, личностные, коммуникативные и иные аспекты развития ИКТ-потенциала личности учащегося, которые требуют педагогического, психологического и методического сопровождения.
 
Степень влияния ИКТ на развитие личности учащегося была определена средствами педагогической экспертизы факторов, определяющих непосредственное взаимодействие учащегося с ИКТ-ресурсом. По результатам исследования, в среднем около 20 % педагогов-респондентов, выступивших в роли экспертов, считает, что ИКТ негативно влияют на состояние здоровья учащихся в целом, нарушают режим их дня, формируют зависимость от компьютера; 10 % респондентов указало на такие негативные факторы влияния ИКТ, как искажение нравственных ценностей учащихся, формирование так называемого клипового мышления, а также вред, наносимый интеллекту. Вместе с тем существенная доля респондентов указала на положительные моменты, связанные с использованием учащимися информационных технологий. Около 60 % опрошенных педагогов считает, что использование ИКТ позволяет учащимся расширить знания по предметам, повысить информированность по ряду вопросов; 30 % педагогов указало на пользу ИКТ в формировании у учащихся навыков самостоятельной исследовательской, проектной работы, а также на их значимость при подготовке к участию в различных конкурсах, олимпиадах и других видах соревновательной деятельности. Об активной позиции, занимаемой самими педагогами в области информационных ресурсов, свидетельствует информация об интенсивности использования ими ИКТ в профессиональной деятельности.
 
Исходя из полученных данных, почти 80 % педагогов ежедневно пользуется компьютерным устройством, а 60 % получает профессиональную информацию преимущественно из Интернета, что свидетельствует о значительном замещении традиционных источников информации электронными. Результаты исследования также показали, что педагоги используют ИКТ непосредственно для осуществления учебной работы: в качестве наглядного средства при объяснении нового учебного материала, для формирования у учащихся навыков поиска и обработки информации, организации коллективной практической ра¬боты, а также для выполнения учащимися домашних заданий и последующего контроля знаний. Кроме того, педагоги используют различные информационно-компьютерные ресурсы (игры, фильмы и др.) для снятия эмоционального напряжения у учащихся, проведения воспитательных мероприятий, семинаров, круглых столов, тренингов; около половины опрошенных педагогов дает учащимся домашние задания, предполагающие использование информационных технологий, компьютерного устройства и Интернета.
 
Интересен факт определения педагогами места и роли ИКТ в образовании и непосредственно в жизни каждого участника образовательного процесса. Наряду с негативными последствиями использования ИКТ-ресурсов (формирование зависимости, наличие недостоверной информации) учителя отмечают и их положительную роль. Это:
■ важные коммуникативные и информационные средства, предоставляющие педагогам и учащимся возможность общения с людьми, недоступными в реальной жизни (учеными, экспертами и др.);
■ источники получения разнообразной информации;
■ средства формирования и выражения собственного мнения;
■ эффективный способ организации дистанционного образования. Однако в процессе использования ИКТ педагоги сталкиваются с некоторыми трудностями, для преодоления которых необходимо:
■ обеспечить педагогов и учащихся компьютерными средствами и возможностью выхода в Интернет;
■ сформировать у педагогов профессиональную готовность к работе с использованием ИКТ;
■ обеспечить образовательный процесс;
■ электронными учебными ресурсами;
■ разработать технологии методической поддержки процесса использования ИКТ;
■ организовать поддержку использования ИКТ соответствующими техническими службами. Выбор ИКТ-модели образования учащегося во многом зависит от того, какое влияние ИКТ оказывают на общество в целом, каково будущее системы образования и перспективы личностного развития его участников. По мнению педагогов, использование ИКТ в образовательном процессе имеет положительный эффект: они обеспечивают наглядность, мотивируют учащихся к обучению, способствуют более интенсивному усвоению изучаемого материала, т. е. повышают уровень обученности в целом. Представления педагогов о возможных последствиях широкого внедрения ИКТ в образовательную практику достаточно про¬тиворечивы. С одной стороны, отмечаются положительные аспекты перспективного внедрения ИКТ в школьное образование: обеспечение дистанционного и практико ориентированного обучения, экономия временного ресурса, оперативная обратная связь между педагогами и учащимися, актуализация обучения с точки зрения следования современным тенденциям развития общества.
 
С другой стороны, педагоги обеспокоены тем, что увеличение доли ИКТ в образовательном процессе негативно скажется на общем состоянии здоровья учащихся, развитии эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности ребенка, направленности его развития. Таким образом, проблема влияния компьютеризации на личность учащегося в современный период развития образования и общества определяется рядом противоречий между:
■ положительной направленностью общества на принятие и реализацию ИКТ в образовательном процессе и признанием фактов ухудшения здоровья, формирования психической зависимости учащихся от данных технологий;
■ готовностью педагогов использовать ИКТ в образовательном процессе и недостаточным уровнем материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
■ влиянием ИКТ на способность учащегося самостоятельно мыслить и принимать решения и формированием пассивной позиции учащегося (склонность к использованию готового решения, снижение концентрации внимания, волевых качеств и др.).
При разработке направлений образовательной политики в области использования ИКТ в образовательном процессе следует учитывать выявленные тенденции во взаимосвязи и взаимозависимости внутренних (психологическая направленность личности учащегося), внутренне-внешних (профессионализм педагогов) и внешних (уровень обеспеченности учреждений образования ИКТ-ресурсами и условия их внедрения) факторов.
 
В связи с этим в системе дополнительного педагогического образования планируются на перспективу и уже осуществляются следующие образовательные мероприятия:
■ реализация специальных образовательных программ, семинаров и тренингов по вопросам информатизации для педагогов;
■ создание базы образовательных проектов в сфере информационных технологий;
■ функционирование программы дистанционного обучения по всем направлениям информационных технологий;
■ постоянное выявление образовательных запросов потребителей информационных технологий;
■ организация широкого олимпиадного движения по информатике и программированию.
 
Всестороннее исследование названных и других вопросов может сделать обучение и воспитание на основе ИКТ полезным и применимым в широкой образовательной практике. Использование информационных технологий в образовательном процессе прочно занимает свои основные позиции. И поэтому модель «ребенок и компьютер» оправдана временем.
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 8491

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru