-->
Игры для детей
Все игры
Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Одной из важных функций компьютерных игр является развитие детей младшего
Доклады
Используемые методики, повышающие качество знаний учащихся по русскому языку
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкаУровень общей языковой культуры учащихся зависит от качества усвоения лингвистической теории, заложенной в каждом пунктуационном и орфографическом правиле, и от способности её использовать при письме. Методы, направленные на овладение учениками пунктуационными и орфографическими правилами, в методике русского языка разные.Опыт школьной работы показывает, что на базе основных специальных методов, направленных на развитие орфографической зоркости и пунктуационных навыков, можно реально отрабатывать способы определения написания на основе правил и повысить тем самым качество знаний учащихся. Языковой материал учебных текстов, предназначенный для этих целей, представляет собой:а) разрозненные слова;б) словосочетания;в) разрозненные предложения;г) связные тексты.Причём каждый текст, используемый в работе, должен быть насыщен изучаемым орфографическим и пунктуационным материалом. Следует отметить, что для достижения конечного результата, т. е. сформированности орфографического и пунктуационного навыков, велика роль учителя, направляющего и регулирующего деятельность учащихся.Традиционно в практике работы используются разные виды списывания, зависящие от учебной цели: текст воспроизводится дословно или запись сопровождается грамматико-орфографическими или грамматико-пунктуационными заданиями. Обычно списывание считается лёгким видом работы. Однако результаты говорят о том, что при списывании текста учащиеся делают немногим меньше ошибок, чем при диктовке этого же текста (количество ошибок соотносится как 100:120). В последние годы в нормативно-методических рекомендациях выдвигаются новые требования: уметь за урок писать под диктовку текст в V классе — 85—90 слов, в VI — 90—100, в VII — 100—110, в VIII — 110—125, в IX классе — 125—145 слов и выполнять 2—3 дополнительных задания.Для списывания хорошо использовать недеформированные тексты, потому что они развивают у учащихся способность видеть орфограммы и пунктограммы. В деформированных же текстах внимание учащихся сосредоточивается на пропущенных буквах и знаках препинания, и в этом случае они испытывают серьёзные затруднения в нахождении необходимого орфографического или пунктуационного правила.В качестве текстов для списывания лучше использовать фрагменты из произведений русской классической литературы, устного народного творчества, которые изучаются в этом классе.Выборочное списывание — это метод обучения, целью которого является осмысленное чтение и опознание изучаемого явления. Методика проведения выборочного списывания такова:1) ученик читает текст про себя;2) из прочитанного текста выписывает заданное слово с изучаемой орфограммой или синтаксическую конструкцию с заданной пунктограммой;3) выполняет дополнительное задание: определяет условие выбора написания орфограммы, грамматическую основу, составляет схему предложения и т. д.Выборочное списывание предполагает использование языкового материала разной степени сложности: изучаемые языковые явления, классификация текстовых понятий разных типов речи, стилей речи и др.Выборочная запись на слух — это метод обучения, позволяющий сосредоточить внимание учащихся на тех языковых явлениях, которые изучаются в данный момент.Письмо по памяти как метод формирования правописных умений и навыков рассчитано на развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Форма его проведения такова: текст, записанный на доске или данный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или прозаический) заучивается дома наизусть, на другой день в классе пишется по памяти, и применяется этот метод также как развитие орфографической зоркости.Комментированное письмо. В процессе записи текста под диктовку учителя один из учеников, не вставая с места, проговаривает слова по слогам и при встрече со словом, нуждающимся в разборе, комментирует его, объясняя его написание. Комментарии должны быть предельно краткими. Часто в работе с торговлей вы можете увидеть маркиратор , он ускоряет процесс маркирования товара. Важно, чтобы этот метод развивал способность самоконтроля: все ученики одновременно с комментированием поднимают карточки с нужным написанием.Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика:1) назвать (выделить) орфограмму в слове;2) определить, в какой морфеме находится орфограмма;3) обозначить условие выбора правильного написания;4) определить орфографическое правило.Орфографический разбор используется на разных этапах обучения, на разных этапах урока: при объяснении учебного материала, закреплении, повторении, обобщении; при опросе, проверке домашнего задания, контроле знаний, умений и навыков.Пунктуационный разбор формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять её границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.В школьном курсе русского языка синтаксис и пунктуация изучаются параллельно, и потому в практике работы используется совмещённый синтаксический и пунктуационный разбор: синтаксический анализ обнаруживает данные, необходимые для постановки знаков препинания.Для формирования орфографических и пунктуационных навыков используются диктанты. Диктант как метод обучения русскому языку прочно вошёл в практику школы наряду с конструированием, подбором примеров, списыванием, орфографическим и пунктуационным разборами.В зависимости от цели диктанты делятся на обучающие и контрольные. Однако в теории методики подчёркивается условность этого противопоставления, поскольку каждый из диктантов преследует цели и обучения, и контроля.Группу обучающих диктантов составляют предупредительный, комментированный, объяснительный, комбинированный, «Проверяю себя», самодиктант, выборочный, творческий, графический, свободный и др.Тексты таких обучающих диктантов читает учитель. Но в отдельных случаях ученики читают текст (данный в книге, записанный на доске) самостоятельно, анализируют изучаемые (изученные) написания, объясняют правила правописания. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. По окончании работы запись сверяется с текстом в книге, записанным на доске. Такой вид диктанта называется самодиктантом или диктантом по памяти. Ученик сам себе диктует текст, специально выученный им для этой цели. Самодиктант полезно проводить в тех случаях, когда изучаются правила правописания на зрительное запоминание буквенного состава слов, написание которых не подчиняется определённым правилам (например, традиционные написания, написания корней с непроверяемыми безударными гласными, слов с удвоенными согласными и т. п.), или рассчитанные на зрительное запоминание таких форм (в дополнение к известным учащимся теоретическими сведениям по грамматике), как глаголы в повелительном наклонении, глаголы разных видов и т. д.Ценность подобного диктанта состоит в том, что одновременно с обогащением словаря, с тренировкой в правильном произношении попутно с помощью зрения учащиеся запоминают и написания.Словарно-орфографический диктант содержит в себе отдельные слова на определённое правило. Такие диктанты обычно проводятся в течение 5—10 минут в начале или конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер; применяются при изучении всех разделов школьного курса. Методика проведения: учитель диктует отдельные слова, ученики записывают, а затем проверяют написанное по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы: а—о, е—и—я и др., что даёт учителю возможность тут же, на месте, не смотря в тетради, проверить, как ученики усвоили данные слова.Словарный диктант обычно проверяет усвоение слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на изучаемых орфограммах. Развитие орфографической зоркости здесь будет наблюдаться несомненно.Графический диктант — диктант с полной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая запись диктуемого имеет ограниченные возможности. Она эффективна при работе с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе со связным текстом.Таким образом, специальные упражнения и обучающие диктанты способствуют прочному становлению орфографического и пунктуационного навыков, причём не механически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению орфографических и пунктуационных норм в ходе письма, развитию орфографической зоркости.
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 11942
Похожие презентации:
9-08-2020
Новая музыка
Методические материалы
Опрос
Наши партнеры
Оставить комментарий!