Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Интегрированный урок по окружающему миру и основам безопасности жизнедеятельности 2-й класс
Цели урока:Основы безопасности жизнедеятельности
Интегрированный урок по окружающему миру и основамбезопасности жизнедеятельности 2-й класс
Объяснить особенности сезонного климата умеренного пояса.
Показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов – познакомить с пейзажем лесов умеренного пояса.
Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Выяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу; закрепить понятия "съедобные” и "несъедобные” грибы и ягоды; научить детей правилам поведения, если рядом есть жалящие насекомые.
Показать значение леса в жизни человека.
Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Развивать умение сопоставлять, высказывать собственные суждения, делать выводы.
Тип урока: интегрированный урок-сообщение новых знаний с элементами сюжетно-ролевой игры.
Оборудование урока:
Учебник А.А. Вахрушева "Окружающий мир” 2 класс.
Карта "Природные зоны”.
Кассета "Звуки леса”.
Гербарий "Деревья леса”.
Картина леса летом и леса зачахшего.
Изображения птиц леса.
Изображения съедобных и несъедобных грибов и ягод.
Изображения "жалящих” насекомых.
Произведения искусств, изготовленных из дерева.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы изучали природные зоны холодного пояса. Какие природные зоны находятся в холодном поясе? (Ледяные пустыни, тундра)
Покажите на карте зону ледяных пустынь, зону тундры.
Назовите особенности зоны ледяных пустынь.
Назовите особенности тундры.
2. Сообщение темы и цели урока
(Запись звуков леса)
Какие звуки вы услышали?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О лесе)
Тема урока "Леса умеренного пояса. Лесные опасности”. Сегодня мы узнаем: где растут леса, что растёт в лесу, кто в нём живёт, какие опасности могут подстерегать нас в лесу, для чего нужен лес, нужно ли защищать лес и как это сделать.
3. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний
Нарисуйте, как выглядит кленовая ветка в разные времена года. (Учебник стр. 49 №1)
Различаются ветки? (Да)
"Рощи да леса – всему краю краса”, - гласит мудрая народная пословица. Леса украшают нашу землю во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке. Осенью пожаром горит яркость разноцветных листьев, весной звучит тысячами птичьих трелей.
Леса живут в умеренном климате, здесь времена года хорошо различаются
Почему именно в умеренном тепловом поясе находится лесная зона? (Лето теплее и дольше, чем в тундре. За лето деревья успевают набраться сил,чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую)
Как вы думаете, каким цветом на карте показана лесная зона? Почему? Покажите лесную зону на карте.
4. Совместное "открытие” знаний
1. Деревья.
Россия – самая богатая лесом страна в мире. Треть её территории покрыта лесами. На территории лесов произрастает около 20 тысяч различных видов растений.
(Гербарий: ель, кедр, сосна)
Назовите деревья.
Что у них общего?
Сравните по гербарию хвою ели и сосны. Что заметили?
Как называется лес, состоящий из этих растений? (Хвойный лес)
Хвойные леса произрастают в северной части лесной зоны, где более прохладно. Почему? (Они менее требовательны к теплу)
Каким цветом изображён на карте хвойный лес? (Тёмно-зелёным)
(Гербарий: берёза, липа, дуб)
Назовите деревья.
Что у них общего?
Как называется такой лес? (Лиственный лес.)
Покажите на карте.
- А теперь я смешаю хвойные деревья и лиственные. Какой получился лес? (Смешанный лес)
2. Птицы
(Картина леса летом)
Однажды один художник решил нарисовать лес."Что такое лес?” - рассуждал художник. "Лес –это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы,крепенькие грибки… Полюбовался художник на картину и уехал, а когда приехал - увидел… о, боже!Лес зачах! (Картина зачахшего леса)
Помогите художнику. Кого он забыл нарисовать? (Птиц)
Почему зачах лес без птиц?
Каких лесных птиц вы знаете? (Показываю изображения лесных птиц (клёст, кедровка, дятел,сова), а дети называют их)
Для чего ещё нужны птицы лесу? (Птицы питаются семенами и тем самым помогают распространять семена деревьев по лесу. Из несъеденых запасов вырастают новые деревья)
3. Животные
Вот в нашем лесу появились птицы. А кого же ещё не хватает нашему лесу? (Животных)
Найдите на карте животных лесной зоны. Запишите их названия.
Почему животные живут в лесу?
4. "Мусорщики”
У лиственных деревьев листья крупные и нежные.Что они создают? (Они создают органические вещества и не выносят морозов.) Осенью листья опадают на землю. А там их поджидают… Откройте учебник на странице 51 и найдите, кто же поджидает листья на земле.
Кто такие "мусорщики”? (Грибы, почвенные клещи,черви и микробы)
5. Итог:
Каким же должен был нарисовать лес художник?
деревья,
другие растения: кустарники, трава, цветы, грибы;
насекомые;
птицы;
животные;
"мусорщики”.
6. Опасности леса
а) Грибы
Ребята, нам письмо пришло от Вани Лисичкина:"Здравствуйте, ребята! Я тоже очень люблю лес,особенно летом. Грибов – видимо-невидимо! Идёшь себе – собираешь все подряд: и красные, и коричневые, и белые, и жёлтые…”
Ай-ай-ай! Надо срочно помочь Ване, иначе случится беда, если он будет все подряд грибы собирать. В чём мы будем помогать Ване? (Собирать съедобные грибы)
Давайте отгадаем загадки:
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их… (опята)
А это – красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)
Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут? (подберёзовик)
Растут в лесу сестрички, рыжие лисички… (лисички)
Люблю я в разных шапках быть
То в красной или сероватой
То в жёлтой, то в зеленоватой
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой. (боровик)
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки
Его называют… (поганка)
б) Ягоды.
- Почитаем письмо дальше: "Летом я люблю собирать ягоды в лесу: и малину, и чернику, и землянику, и ещё много разных неизвестных ягод…”
- Как вы думаете, можно ли собирать неизвестные ягоды?
- Посмотрите, это ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз, белена. (Изображения ядовитых растений)
в) "Жалящие” насекомые.
- Читаем дальше: "Часто я хожу на свою любимую лесную поляну. Цветов там – море! А над цветами летают мотыльки, осы, пчёлы, и шмели. Люблю я их погонять!”
- Как вы думаете, можно ли гонять этих насекомых?
- Как защитить себя от укусов этих насекомых?
Не приближаться, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям.
Не делать резких движений.
Не разорять гнёзд ос.
Если насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним. Открой шире окно и подожди, когда насекомое улетит.
Осы часто забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьёте,чтобы оса не ужалила вас.
- Что же делать, если вас всё-таки укусило насекомое?
(На столе лежат пинцет, перекись водорода, бинт)
Удалить жало.
Промыть перекисью водорода или слабым раствором марганцовки место укуса.
Положить что-то холодное.
7. Значение леса
- "Лес – кормилец, лес – мудрый воспитатель”.Почему так говорят?
- Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться о своём кормильце, и имеем право использовать для себя лишь незначительную часть – технически зрелую часть леса.
- А сейчас я вам покажу произведения искусств,которые подарил человеку лес.
На севере нашей страны есть города Кижи и Валаам (показать на карте). В этих городах люди построили замечательные терема. Они построены из дерева без единого гвоздя. (Фотографии деревянных теремов городов Кижи и Валаама)
(Изделия из бересты) В тайге глухой живёт известный мастер Харламов, который делает из бересты различные изделия.
(Хохломская роспись) Очень давно на Руси возник народный промысел – Хохлома. Этими изделиями украшали избу.
8. Правила поведения в лесу.
- Лес – наша радость, наша любовь. Но лес и наша общая забота. Учитывая огромное значение леса в развитии народного хозяйства, в охране здоровья людей, в улучшении окружающей среды, все предприятия, занимающиеся лесом, обязаны обеспечить его воспроизводство, рациональное использование, сбережение и охрану от пожаров,защиту от вредителей и болезней.
Мы всегда и везде должны проявлять чувство ответственности перед лесом.
Любовь к природе каждый понимает по-своему.Некоторые любят охотиться, собирать грибы, иные просто бродить без цели, с одним желанием – отдохнуть, но все стремятся побыть наедине с природой.
- Представьте, что вы – важные министры и вам необходимо издать указ о том, как нужно вести себя в лесу.
(Класс делится на группы. Группы создают указы и зачитывают их. Выбирают наиболее удачные пункты указов и вместе создают общий указ)
9. Итог урока
- "Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни.Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах,горах ценные животные – будем охранять наши леса и горы… А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину”, - Михаил Пришвин.
Основы безопасности жизнедеятельности - основы жизни на земле!
Оставить комментарий!