Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры
Доклады


Используемые методики, повышающие качество знаний учащихся по русскому языку


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
      Уровень общей языковой культуры уча­щихся зависит от качества усвоения лингвистической теории, зало­женной в каждом пунктуационном и орфографическом правиле, и от способности её использовать при письме. Методы, направ­ленные на овладение учениками пунктуационными и орфографи­ческими правилами, в методике русского языка разные.
  Опыт школьной работы показывает, что на базе основных специальных методов, на­правленных на развитие орфографической зоркости и пунктуационных навыков, можно реально отрабатывать способы определения написания на основе правил и повысить тем самым качество знаний учащихся. Языковой ма­териал учебных текстов, предназначенный для этих целей, представляет собой:а) раз­розненные слова;
б) словосочетания;
в) раз­розненные предложения;
г) связные тексты.
    Причём каждый текст, используемый в ра­боте, должен быть насыщен изучаемым ор­фографическим и пунктуационным материа­лом. Следует отметить, что для достижения конечного результата, т. е. сформированности орфографического и пунктуационного на­выков, велика роль учителя, направляющего и регулирующего деятельность учащихся.
     Традиционно в практике работы использу­ются разные виды списывания, зависящие от учебной цели: текст воспроизводится дослов­но или запись сопровождается грамматико-орфографическими или грамматико-пунктуационными заданиями. Обычно списыва­ние считается лёгким видом работы. Однако результаты говорят о том, что при спи­сывании текста учащиеся делают немногим меньше ошибок, чем при диктовке этого же текста (количество ошибок соотносится как 100:120). В последние годы в нормативно-методических рекомендациях выдвигаются новые требования: уметь за урок писать под диктовку текст в V классе — 85—90 слов, в VI — 90—100, в VII — 100—110, в VIII — 110—125, в IX классе — 125—145 слов и вы­полнять 2—3 дополнительных задания.
   Для списывания хорошо использовать недеформированные тексты, потому что они развивают у учащихся способность видеть орфограммы и пунктограммы. В деформи­рованных же текстах внимание учащихся сосредоточивается на пропущенных буквах и знаках препинания, и в этом случае они испытывают серьёзные затруднения в нахож­дении необходимого орфографического или пунктуационного правила.
     В качестве текстов для списывания луч­ше использовать фрагменты из произведений русской классической литературы, устного народного творчества, которые изучаются в этом классе.
   Выборочное списывание — это метод обучения, целью которого является осмыслен­ное чтение и опознание изучаемого явления. Методика проведения выборочного списыва­ния такова:
1) ученик читает текст про себя;
2) из прочитанного текста выписывает задан­ное слово с изучаемой орфограммой или син­таксическую конструкцию с заданной пунктограммой;
3) выполняет дополнительное за­дание: определяет условие выбора написания орфограммы, грамматическую основу, со­ставляет схему предложения и т. д.
     Выборочное списывание предполагает использование языкового материала разной степени сложности: изучаемые языковые яв­ления, классификация текстовых понятий разных типов речи, стилей речи и др.
Выборочная запись на слух — это метод обучения, позволяющий сосредоточить вни­мание учащихся на тех языковых явлениях, которые изучаются в данный момент.
    Письмо по памяти как метод формирова­ния правописных умений и навыков рассчи­тано на развитие орфографической и пункту­ационной зоркости. Форма его проведения такова: текст, записанный на доске или дан­ный в учебнике, после разбора закрывается, ученики пишут его по памяти. По окончании работы текст открывается, и ученики сверяют с ним написанное. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или про­заический) заучивается дома наизусть, на другой день в классе пишется по памяти, и применяется этот метод также как развитие орфографической зоркости.
    Комментированное письмо. В процессе записи текста под диктовку учителя один из учеников, не вставая с места, проговаривает слова по слогам и при встрече со словом, нуждающимся в разборе, комментирует его, объясняя его написание. Комментарии долж­ны быть предельно краткими. Часто в работе с торговлей вы можете увидеть маркиратор , он ускоряет процесс маркирования товара. Важно, чтобы этот метод развивал способность самоконт­роля: все ученики одновременно с коммен­тированием поднимают карточки с нужным написанием.Орфографический разбор предполагает совокупность действий ученика:
1) назвать (выделить) орфограмму в слове;
2) опреде­лить, в какой морфеме находится орфограм­ма;
3) обозначить условие выбора правильно­го написания;
4) определить орфографичес­кое правило.
   Орфографический разбор используется на разных этапах обучения, на разных этапах урока: при объяснении учебного материала, закреплении, повторении, обобщении; при опросе, проверке домашнего задания, кон­троле знаний, умений и навыков.
     Пунктуационный разбор формирует уме­ние квалифицировать пунктограмму, опреде­лять её границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.
    В школьном курсе русского языка син­таксис и пунктуация изучаются параллель­но, и потому в практике работы использу­ется совмещённый синтаксический и пунк­туационный разбор: синтаксический анализ обнаруживает данные, необходимые для по­становки знаков препинания.
    Для формирования орфографических и пунктуационных навыков используются дик­танты. Диктант как метод обучения русско­му языку прочно вошёл в практику шко­лы наряду с конструированием, подбором примеров, списыванием, орфографическим и пунктуационным разборами.
   В зависимости от цели диктанты делят­ся на обучающие и контрольные. Однако в теории методики подчёркивается условность этого противопоставления, поскольку каж­дый из диктантов преследует цели и обуче­ния, и контроля.
  Группу обучающих диктантов составля­ют предупредительный, комментированный, объяснительный, комбинированный, «Прове­ряю себя», самодиктант, выборочный, твор­ческий, графический, свободный и др.
    Тексты таких обучающих диктантов читает учитель. Но в отдельных случаях ученики читают текст (данный в книге, записанный на доске) само­стоятельно, анализируют изучаемые (изучен­ные) написания, объясняют правила право­писания. Затем текст закрывается, и учени­ки записывают его по памяти. По окончании работы запись сверяется с текстом в книге, записанным на доске. Такой вид диктанта называется самодиктантом или диктантом по памяти. Ученик сам себе диктует текст, специально выученный им для этой цели. Самодиктант полезно проводить в тех случа­ях, когда изучаются правила правописания на зрительное запоминание буквенного соста­ва слов, написание которых не подчиняется определённым правилам (например, тради­ционные написания, написания корней с не­проверяемыми безударными гласными, слов с удвоенными согласными и т. п.), или рас­считанные на зрительное запоминание таких форм (в дополнение к известным учащимся теоретическими сведениям по грамматике), как глаголы в повелительном наклонении, глаголы разных видов и т. д.
     Ценность подобного диктанта состоит в том, что одновременно с обогащением сло­варя, с тренировкой в правильном произно­шении попутно с помощью зрения учащиеся запоминают и написания.
    Словарно-орфографический диктант со­держит в себе отдельные слова на опреде­лённое правило. Такие диктанты обычно проводятся в течение 5—10 минут в начале или конце урока и имеют преимуществен­но не контрольный, а обучающий характер; применяются при изучении всех разделов школьного курса. Методика проведения: учитель диктует отдельные слова, ученики записывают, а затем проверяют написанное по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы: а—о, е—и—я и др., что даёт учителю возможность тут же, на месте, не смотря в тетради, проверить, как ученики усвоили данные слова.
  Словарный диктант обычно проверяет усвоение слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Он позво­ляет экономить время, концентрировать вни­мание учащихся на изучаемых орфограм­мах. Развитие орфографической зоркости здесь будет наблюдаться несомненно.
    Графический диктант — диктант с пол­ной или частичной записью диктуемого условными обозначениями. Графическая за­пись диктуемого имеет ограниченные воз­можности. Она эффективна при работе с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями и неэффективна при работе со связным текстом.

   Таким образом, специальные упражне­ния и обучающие диктанты способствуют прочному становлению орфографического и пунктуационного навыков, причём не ме­ханически, а путём отработки осознанных мыслительных действий по применению ор­фографических и пунктуационных норм в ходе письма, развитию орфографической зоркости.

 
 
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 11715

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru