Игры для детей Все игры

Игра: Веселая математика с Машей и Медведем


Занимательная обучалка с героями любимого детского мультфильма Маша и

Смешарики - Гусеница


Игры - считалки. Учимся считать вместе с гусеницей


Исследовательская деятельность - условие, средство и результат развития одарённости

Исследовательская деятельность учащихся-условие, средство и результат

развития одарённости


 

Уже в младших классах можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником. Они чита­ют энциклопедии, словари, ищут ответы на свои вопросы. Поэтому очень важно именно в школе выявить тех, кто интересуется раз­ными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наи­более полно раскрыть себя. Одним из путей решения этой задачи является привитие на­выковисследовательской деятельности учащихся.

С учётом индивидуальных особенностей и склонностей учеников и с целью выявления и поддержки одарённых детей в нашей шко­ле было создано на­учное общество (НО «Исследователь»). Одна из секций НО учащихся — лингвистическая. За этот период на школьно-гимназическую конференцию были представлены работы по следующим темам:

• <«История Франции в замках и двор­цах»;

• «Сопоставительный анализ сравнитель­ных оборотов французского и русскогоязыков»;

• «Имена собственные во французском ирусском языках».

Необходимо заметить, что для учащихся выбор темы является весьма трудным эта­пом. Часто они выбирают слишком масштаб­ные и сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Так, например, ученица X класса высказала пожелание писать работу по теме «История Франции». Естественно, излишняя широта и многоаспектность сделали эту тему «неподъём­ной». В данной ситуации сужение темы было просто необходимо. И в качестве предмета ис­следования были избраны замки Луары как свидетели истории Франции. Другая край­ность, когда учащийся выбирает «избитую тему», которая неизвестна лишь начинающе­му исследователю. Поэтому при выборе темы очень важна помощь педагога-консультанта. В идеале выбор темы должен быть мотиви­рован интересом к ней и ученика, и учителя. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что тема должна быть реализуема в имеющих­ся условиях, т. е. по теме должны быть до­ступны источники (литература, словари).

Очень полемичным в методической лите­ратуре остаётся вопрос о целесообразностиисследовательской деятельности учащихся, так как считается, что учащиеся не смогут овладеть новыми, неизвестными фактами в лингви­стике, впервые получить новый результат. Однако самостоятельный поиск ответа на по­ставленный вопрос, подкреплённый приме­рами и убедительными выводами, не менее ценен. Эти результаты также можно считать содержащими элементы новизны и для само­го автора, и для участников конференции.

Например, в процессе работы над темой «История Франции в замках и дворцах» ав­тор изучила информацию о 20 замках. Была составлена таблица.

 

Таким образом, можно утверждать, что эти работы относятся к типу творческих ра­бот, так как имеют элементы самостоятель­ных исследований конкретного материала, работах отсутствует повторение школьной программы.

Работа со справочной, научно-познава­тельной литературой имеет важное' значение в развитии одарённости детей. Умение работать с литературными источника­ми — основа научного исследования. В про­цессе работы с литературой учащийся овла­девает различными типами чтения, способа­ми фиксирования необходимой информации. На этом этапе главная задача руководите­ля — помочь ученику избежать заимство­вания материала, которое неизбежно при­ведёт к реферативности его работы. Иногда отсутствие подробных лингвистических ма­териалов может быть даже полезным. Воз­вращаясь к работе «Сопоставительный ана­лиз сравнительных оборотов французского и русского языков», необходимо сказать, что у автора в распоряжении не было готовых тео­ретических разработок. Были использованы только три источника: «Французско-русский словарь» (Гринёва, Громова), «Русский язык и культура речи» (И. Б. Голуб), «Крылатые слова, их значение и происхождение» (на фран­цузском языке) (И. Н. Тимоскова).

Данная работа построена на непосред­ственном анализе языкового явления. Безу­словно, это несколько сокращает объём ра­боты, однако не уменьшает её исследователь­скую основательность.

Весомый развивающий потенциал несёт в себе участие в научно-практической конфе­ренции. Как известно, цель научных конфе­ренций — не достижение неизвестного науч­ного результата, а получение радости от про­цесса исследования. Написанная ученикомработа и доклад, сделанный на её основе, — это различные жанры научной деятельности и готовить их нужно по-разному. При подго­товке к конференции учащиеся знакомятся с основами искусства публичных выступлений. Как показывает практика, без тщательной подготовки, кропотливой работы над этим аспектом не бывает успешного выступления ученика-исследователя на конференции.

Что касается научно-педагогического со­провождения, организуемого учителем, то это одна из важных составляющих успешно­го выполнения учебно-исследовательской ра­боты. Вклад руководителя различен на раз­ных этапах. Он наиболее важен при выборе объекта, формулировании темы, цели, задач и гипотезы, при подготовке к докладу. Зада­чи, стоящие перед научным руководителем, заключаются в следующем:

• формировать и поддерживать интерес к получению дополнительных знаний;

• обеспечить обратную связь по выпол­ненным этапам исследования;

• проводить индивидуальные консульта­ции;

•наблюдать за ходом выполнения рабо­ты. (В практике нашей школы — еже­недельные консультации для учащихся-исследователей .)

Подводя итог, следует ещё раз подчерк­нуть важные дидактические задачи, которые решаются при проведении исследователь­ской деятельности учащихся:

• учащиеся не ограничиваются приобре­тением определённых знаний, а выхо­дят на практические действия;

• школьники учатся самостоятельно мыслить, прогнозировать результаты,устанавливать причинно-следственные связи;

• учащиеся учатся доводить дело до кон­ца, они должны «задокументировать»результаты своего труда.

Главным результатом работы над темой является актуализация имеющихся и приоб­ретение новых знаний, умений и навыков и их творческое применение в новых услови­ях. Научно-исследовательская работа учит учиться, создаёт условия для активного и свободного развития личности.

И, наконец,исследовательская деятельность учащихся, в отличие от состязательных способов отбора способных и одарённых детей, таких, как турниры, предметные олимпиады, развивает критическое и творческое мышление, ком­муникативные навыки общения, волевые качества, инициативу, умение преодолевать трудности.

 

 



Дата добавления: 24-05-2013    Просмотров: 9276

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

24-05-2013

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru