Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Веселая рыбалка - Youda Fisherman


Игры на внимание для детей. Интересная и веселая онлайн рыбалка Younda

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Конспект урока по литературе 5 класс
 

Тема: Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование характера учеников

Цель: продолжить работу над содержанием рассказа; показать смысл за­главия; выяснить особенности создания комического в рассказе.

Ход урока

1. Объявление темы и цели урока

— В рассказе «Начало» Ф. Искандер вспоминал о своем школьном детстве. Он, оказывается, был, по мнению учителей, отъявленным лентяем, который дремал на уроках, не выполнял домашние задания, а к концу обучения под влия­нием «массированного воспитания» оказался золотым медалистом. А закончил этот рассказ писатель так: «Смешное обладает одним, мо­жет быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правди­во». Сегодня мы завершаем работу над смешным и мудрым рассказом Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

2. Аналитическая беседа

— Сколько рассказчиков в этом произведении Ф. Искандера? Кто они? (В «Тринадцатом подвиге Геракла» 2рассказчика.)

—О чем рассказывает мальчик? Какова задача рассказчика-мальчика? (Передать события глазами мальчика в настоящем времени.)

— Какая задача у рассказчика-взрослого? (Показать значение про­исходящих событий с высоты опыта и прожитых лет.)

— Как вы думаете, если бы автор написал этот рассказ подрост­ком, по свежим впечатлением, что осталось бы в тексте и что бы он утратил? Во что превратился бы рассказ? (Рассказ утратил бы глу­бину и стал бы просто коротенькой юмористической зарисовкой. В нем были бы только свежие впечатления мальчика о школьном прик­лючении.)

— Что же за подвиг совершил ученик 5 «Б» класса? (Сорвал урок математики, так как сам не был к нему готов.)

— Какие качества, свойственные Гераклу, проявил рассказчик, чтобы «спасти» себя и класс от урока математики? (Смелость (вый­ти из класса по своей инициативе), хитрость, умение разговаривать с людьми (убедил докторшу пойти сначала в их класс), выносливость и выдержку (стойко вытерпел укол) и т. д.)

— Давайте вспомним, для чего совершал подвиги Геракл? (Во имя свободы.) А из-за чего совершил свой так называемый подвиг рассказ­чик? (Из-за трусости.) Можно ли назвать поступок мальчика подви­гом, почему?

— Зачем он это сделал? Он поступил хорошо или плохо? Понимал ли мальчик, что поступил неправильно?

— Как учитель догадался об обмане? Прочитайте, какую оценкупоступку «малярика» дает Харлампий Диогенович. Как сам герой оценивает свой поступок?

— Чем завершился этот подвиг? Был ли благодарен класс рассказ­чику за пропущенный урок математики? (Нет, еще и все дружно по­смеялись.)

— Перечитайте финал рассказа. Какой жизненный урок извлек из случившегося для себя мальчик?

— Какое настроение создается с первых строчек рассказа? (Ве­селое, шутливое, игривое.) Перечитаем еще раз по абзацу экспо­зицию, найдем слова и выражения, которые заставляют нас улыб­нуться или рассмеяться. Что это за слова? (Научные термины, несочетающиеся друг с другом понятия. Они передают авторскую насмешку, иронию.)

—Как еще, кроме игры слов, Искандер создает комический эффект в своем произведении? (Отыскивает в героях странные черты, дает людям нелепые имена, ставит их в смешные положения.)

— Давайте вспомним, какие имена автор дает свои героям. Почему нет имени у главного героя рассказа?

— Как автор индивидуализирует, делает уникальным и запо­минающимся образ каждого ученика? (У каждого есть свой «пунк­тик» смешная черта: у директора страх и зеленая шляпа, у математика желтые четки, у Алика Комарова привычка держать руки на промокашке и т. д.)

— А еще герои Искандера часто оказываются в смешных ситуациях. Вспомните, некоторые из них. Прочитаем в лицах самые запомнившие­ся эпизоды. (На контрольной работе, вход в класс после учителя и др.)

— В этом юмористическом рассказе Ф. Искандер продолжает тра­диции другого русского писателя-классика, какого? Чем вам напом­нил «Тринадцатый подвиг Геракла» чеховский рассказ «Мальчики»? (Смешные имена и фамилии, смешные ситуации.) А чем эти рассказы отличаются друг от друга? (У Чехова больше используются детали для характеристики героев, а у Искандера комизм положений, раз­ная композиция произведений.)

3. Итог урока. Литературная викторина

— Рассказом Ф. Искандера завершается изучение большого разде­ла «Писатели о детстве». Давайте вспомним те произведения, которые в него вошли, и определим самого внимательного читателя.

I)Этот поэт верит в то, что «сон свершится наяву» и каждый крестьянский мальчишка сможет стать ученым. Назовите имя писате­ля и произведение, вспомните, о ком оно. (Н. А. Некрасов. Школьник.) (О Ломоносове.)

II)Узнайте героя по описанию, назовите произведение и автора:

.. .руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тон­кой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно... (В. Короленко. Дети подземелья.) (Маруся.)

Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других при­чин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, ... был вреднее и злее всех левонтьевских ребят. (В. Астафьева. Конь с розовой гривой.) (Санька.)

III) Восстановите маршрут, по которому Чечевицын и Володя Королев собирались попасть в Америку: Берингов пролив (...), Тю­мень (...), Камчатка (...), Томск (...), Калифорния (...), Пермь (...).

IV)Вспомните, какие жизненные уроки получили герои рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой», В. Короленко «Дети подземе­лья», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

V)Определите, какую функцию выполняют указанные эпизоды в сюжете рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»:

А) В тот день я не решил задачу, заданную на дом.

Б) Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса

В) И все-таки был один математик в нашей школе...

Г) Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию...

Д) С тех пор я стал серьезней относиться к домашним за­даниям...

1) предыстория,

2) завязка,

3) кульминация,

4) развязка

5) послесловие

VI)Исправьте неточности, которые допустили школьники, расска­зывая о «Скворцах» В. Белова:

— Павлуня смастерил скворечник сам.

— Отец не успел спасти птенцов.

— Павлуня сам бросился спасать птенчиков от кота, хотя не мог ходить целую зиму.

— Мальчику больше всего хотелось посмотреть на начищенный матерью самовар и новые отцовские сапоги, которые находились в чу­лане с Павлуниными валенками.

— Павлуня очень наблюдательный: он замечает, как с сосульки ка­пает вода; может определить, что на дворе еще холодно.

— В этом рассказе идет речь о прилете скворцов в деревню.

4. Домашнее задание

— Придумайте послесловие (эпилог) для одного из рассказов о детях. Сколько лет будет герою? Как он изменится внешне и внут­ренне? Чем будет заниматься? Как он будет оценивать свои прошлые поступки?

Конспект урока по литературе 5 класс
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 10060

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru