Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста


Одной из важных функций компьютерных игр является развитие детей младшего

Веселая рыбалка - Youda Fisherman


Игры на внимание для детей. Интересная и веселая онлайн рыбалка Younda

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


Факультативное занятие по математике. 1 класс. "Знакомимся с моделированием".


Факультативное занятие по математике

«Математическая радуга»

1 класс

Раздел «Знакомимся с моделированием»

Занятие 1. Простые задачи на разностное сравнение

Краткое содержание: факультативное занятие по математике направлено на дальнейшее развитие представлений об основных задачах на вычитание, на закрепление и развитие умения использовать вычитание для сравнения, на сколько одно число больше (меньше) другого, на раз­витие представлений об обратных задачах.

Оборудование: мяч, схемы и комплекты карточек «Живая природа», опоры для моделирования условия и решения задач на разностное сравнение, комплек­ты схем и карточек «Больше — меньше» — по числу групп учащихся; карточки «Восстановите задачу!» — по числу пар учащихся; карандаши синего и зелёного цветов, карточки «Цветные карандаши», «Весёлые смайлики» — по числу учащихся.

Разминка

Разминка проводится в виде дидактической игры с мячом «Больше или меньше». Учитель называет слова, используемые при сравнении различных ве­личин. Требуется соотнести каждое слово с одним из терминов «больше» или «меньше», используемым при сравнении чисел (значений величин).

В игре могут быть использованы слова: «длиннее», «короче», «легче», «тяжелее», «шире», «уже», «выше», «ни­же», «ближе», «дальше», «быстрее», «медленнее» и т.п.

Один из возможных вариантов игры: «ниже» — «меньше», «тяжелее» — «больше», «длиннее» — «боль­ше», «легче» — «меньше», «шире» — «больше» и т.д.

Упражнение «Умные карандаши»

Каждый ученик получает карточку «Цветные ка­рандаши» и два карандаша синего и зелёного цветов (рис. 171).


Сначала учитель проводит математический диктант с геометрическим содержанием:

1. <!-- [endif] --> Карандашом синего цвета закрасьте полоску из трёх клеток. На рисунке отмечена первая клетка

полоски.

2. <!-- [endif] --> Под синей полоской карандашом зелёного цве­та закрасьте полоску из пяти клеток. Первая клетка

полоски отмечена.

Используя выполненный рисунок, учащиеся впи­сывают в пустые клетки числа так, чтобы получились верные утверждения. При необходимости учитель озвучивает задания.

После выполнения заданий результаты сверяются. Затем следует предложить учащимся назвать ариф­метическое действие, которое надо выполнить, чтобы узнать, на сколько клеток зелёная полоска длиннее, чем синяя; синяя полоска короче, чем зелёная. После этого следует подвести итог: чтобы ответить на во­просы «На сколько больше?», «На сколько меньше?», надо использовать вычитание.

Упражнение в группах «Живая природа»

Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение (чис­ло карточек в комплекте — по усмотрению учителя в зависимости от уровня математической подготовки учащихся в группе) (рис. 172).




Требуется вписать вместо пропусков слова, соот­ветствующие постановке вопроса по сюжету каждой задачи (могут быть использованы слова: «больше», «меньше»; «выше», «ниже»; «медленнее», «быстрее»; «тяжелее», «легче»; «короче», «длиннее»; «ниже», «вы­ше»). Затем учащиеся решают задачу, последователь­но отвечая на каждый из поставленных вопросов, и записывают ответ.

После выполнения заданий результаты обсужда­ются и обобщаются. При этом необходимо обратить внимание учащихся, что, определяя, на сколько одно число больше (меньше) другого, они находят ответ ина второй вопрос — на сколько второе число меньше (больше) первого.

После этого на доске следует обобщить схемы моделирования условий и алгоритмическое правило решения задач на разностное сравнение (рис. 173).

Переменка-1

Рекомендуется проведение игры на внимание «Бегает, плавает, летает». Учитель называет различ­ных животных. Если названа птица или летающее насекомое, то учащиеся руками имитируют взмахи крыльями, рыба или водное млекопитающее — дви­жения пловца, наземное млекопитающее — ногами имитируют бег. При проведении игры могут быть ис­пользованы слова: «собака», «щука», «сорока», «аист», «кит», «кот», «носорог», «воробей», «скворец», «акула», «шмель», «жираф» и т.п.

Упражнение в группах «Сортировка»

Каждая группа получает комплект карточек «Боль­ше — меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы для моделирования условий задач: на разностное сравнение, на увеличе­ние и на уменьшение на несколько единиц (рис. 173, 174).

Требуется определить, какую схему надо исполь­зовать при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.

Карточки «Больше — меньше»







После выполнения упражнения необходимо про­верить, как «рассортированы» задачи, и отметить группы, выполнивших задание правильно.

Упражнение «Весёлые смайлики»

Учитель сообщает учащимся, что весёлые смай­лики подготовили первоклассникам новые «зашиф­рованные» задачи.

Каждый ученик получает карточку с «зашифро­ванными» задачами (рис. 175).


Требуется соединить линией условие каждой задачи с табличкой, в которой указано, какое арифметическое действие надо ис­пользовать для решения задачи.

После выполнения задания организуется его са­мопроверка.

Переменка-2

Рекомендуется проведение пальчиковой гимнасти­ки на развитие мелкой моторики.

Упражнение в парах «Восстановите задачу!»

Каждая пара учащихся получает карточку, на ко­торой дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы (рис. 176).


Требуется с опорой на схемы составить условия двух задач. После выполнения заданий можно обсудить со­ставленные задачи и предложить учащимся подумать, какие ещё задачи можно было составить по предло­женному сюжету.




Занятие 2. Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Краткое содержание: на занятии продолжает­ся развитие представлений об основных задачах на сложение и вычитание, закрепляется правило на­хождения неизвестного слагаемого, расширяются представления об обратных задачах, о моделирова­нии условий простых текстовых задач на сложение и вычитание.

Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, схемы ситуаций с неизвестными данными, карточки «Точка», «Вопро­сительный знак», рисунок «Три "С"»; два набора схем, 12 карточек с изображением вопроса; комплекты схем «Решаем обратные задачи» — по числу групп, карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки «Задача Машеньки» — по числу девочек, карточки «Задачи Гусли» — по числу мальчиков.

Разминка

Разминка проводится в виде терминологического диктанта «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например:

«2 + 7 = 9», 

«3 + 5 = 8», 

«4 + 6 = 10», 

«11 + 1 = 12». 

Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 7, 9, 2, 3, 10, 1, 8, 5, 12, 4, 11,6.

Требуется определить, как называют каждое из чисел — слагаемым или суммой, Можно организовать выполнение задания фронтально, когда учащиеся от­вечают хором, или в парах, когда ученики шёпотом обмениваются ответами, а учитель после каждого числа сообщает правильный ответ.

Возможен вариант проведения разминки, когда каждому ученику раздаются карточки «слагаемое» и «сумма», с помощью которых они «отвечают» на во­просы учителя.

Упражнение «Вопрос-непоседа»

Учитель сообщает учащимся: «В вазе лежат 3 яблока и 5 апельсинов — всего 8 фруктов», — и де­монстрирует соответствующую схему (рис. 177).


Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: сколько всего фруктов лежит в вазе? какие фрукты лежат в вазе? сколько яблок лежит в вазе? сколько апельсинов лежит в вазе? всё ли нам из­вестно о фруктах в вазе? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные?

После этого учитель демонстрирует учащимся карточку с вопросом-непоседой, закрывает этой

карточкой число 8 на схеме и предлагает составить задачу так, чтобы требовалось найти сумму.

Далее учитель переставляет вопрос-непоседу на позицию числа 3 и на позицию числа 5, а учащиеся составляют соответствующие задачи.

Аналогично следует организовать выполнение за­даний с использованием других схем для моделиро­вания задач на нахождение суммы.

Например: «На прогулку вышли 8 девочек и 10 мальчиков, всего — 18 детей» (рис. 178).


«Было 10 орехов, собрали ещё 7 орехов. Стало 17 орехов» (рис. 179).


Затем учитель предлагает учащимся устно решить задачи, условия которых представлены на схемах (рис. 180). Требуется назвать число, которое закрыто на каждой из схем вопросом-непоседой.


При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными.

Дидактическая игра «Вопрос-непоседа»

Дидактическая игра проводится в виде математи­ческой эстафеты. На доске в разных местах размеща­ются (изображаются) наборы схем (рис. 181).


Для проведения игры учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает по шесть карточек с изображением вопроса.

Требуется расставить по одному знаку на каждой из схем так, чтобы получились разные схемы на на­хождение неизвестного слагаемого.

Переменка-1

Проводится в виде дидактической игры на внима­ние «Точка и вопрос». Учитель показывает в одной руке карточку с изображением точки, в другой — карточку с изображением вопросительного знака (рис. 182).

Образцы карточек:


После этого учащиеся знакомятся с правилами игры: если будет показана карточка с точкой, на до присесть, обняв колени; если с вопросом — встать, подняв руки вверх и согнув их над головой.

Затем учитель показы­вает по одной карточке в быстром темпе, сменяя их в произвольном порядке, уча­щиеся выполняют соответ­ствующие движения.

Упражнение в группах «Решаем обратные зада­чи»

Каждая группа получает комплект из трёх карточек (рис. 183). На каждой кар­точке представлены две за­дачи: задача © — на нахож­дение суммы, задача © — на нахождение неизвестного слагаемого.


Требуется заполнить схе­му каждой задачи, решить её устно и записать ответ.

После проверки выпол­нения задания необходимо предложить учащимся от­ветить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером © ?» (Ответ: сложение.), «Назовите известные и не­известные компоненты сло­жения в задачах под номе­ром ©» (Ответ: известные — сумма и одно из слагаемых, неизвестные — другое сла­гаемое.), «Как можно найти неизвестное слагаемое?» (Ответ: из суммы вычесть известное слагаемое.)

Упражнение «Задачи весёлых смайликов»

Каждая пара получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на

нахождение суммы и на нахождение неизвестного слагаемого и таблички со схематической записью суммы и разности (рис. 184). Требуется провести линию от каждой схемы к табличке с записью ариф­метического действия, которое нужно выполнить для решения задачи.


При проверке называются номера задач, для ре­шения которых надо выполнить сложение (1, 3, 5), и номера задач, решаемых с помощью вычитания (2, 4, 6, 7, 8).

Переменка 2

Рекомендуется проведение зрительной гимнасти­ки.

Упражнение «Составьте задачи!»

Каждый ученик получает карточку, на которой представлена задачная ситуация: девочкам — о Ма­шеньке, мальчикам — про музыканта Грушу (рис. 185). Требуется составить и записать условие двух задач: прямой на нахождение суммы и обратной на нахождение неизвестного слагаемого (по желанию учащие­ся могут смоделировать условие задачи с помощью одной из схем).


После выполнения задания организуется сравни­тельная проверка среди девочек и среди мальчиков.

Игра со словами «Три С»

Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает учащимся «расшифровать» его (рис. 186).


(Ответ: «Слагаемое» + «Слагаемое» = «Сумма».) Затем предлагается составить предложения из трёх слов, каждое из которых начинается буквой «С». Например: «Сегодня светит солнце», «Саша смасте­рил скворечник» и т.п.

Занятие 3. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого)

Краткое содержание: на данном факультативном занятии по математике продолжает­ся развитие представлений об основных задачах на сложение и вычитание, закрепляются правила нахож­дения неизвестных уменьшаемого или вычитаемого, расширяются представления о моделировании усло­вий простых текстовых задач на сложение и вычита­ние, об обратных задачах.

Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, таблицы с во­просами; карточки «Расстановка вопросов», комплек­ты карточек «Решаем обратные задачи» — по числу групп учащихся; карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки с таблицами 4x4, кар­точки «Задачи Мурзика» — по числу учащихся.

Разминка

Разминка проводится в виде терминологического диктанта «Как называют?» Учитель демонстрирует уча­щимся равенства, например:

«14 - 3 = 11»,

«8 - 1 = 7»,

«9 - 4 = 5»,

«12 - 2 = 10».

Затем в произвольном по­рядке называет и показывает числа, например: 1,10, 7, 12, 5, 11,3, 8, 9, 2, 6, 4, 14. Требуется определить название каждого из чисел согласно позиции в записи равенства: уменьшаемое, вычитаемое или разность.

Можно организовать выполнение задания фрон­тально, чтобы учащиеся отвечали хором, или в парах, когда ученики шёпотом обмениваются ответами. В этом случае следует сообщать правильные ответы на каждом шаге игры.

Возможен вариант проведения разминки, когда каждому ученику раздаются карточки «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», с помощью которых они «отвечают» на вопросы учителя.

Упражнение «Вопрос-непоседа»

Учитель сообщает учащимся: «Было 10 пирожков. Продали 7 пирожков. Осталось 3 пирожка», — и де­монстрирует соответствующую схему (с рисунками) (рис. 187).


Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: что известно о пирожках? всё ли нам из­вестно о пирожках? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные? какие числа (позиции) на схеме можно заменить вопросительным знаком?

После ответов учащихся учитель сначала закрыва­ет на схеме карточкой, на которой изображён вопрос-непоседа Ир, число 3 (разность) и предлагает со­ставить задачу на нахождение разности.

Затем учитель перемещает вопросительный знак на позицию числа 10 (уменьшаемого), далее — на по­зицию числа 7 (вычитаемого). Учащиеся составляют соответствующие задачи.

Аналогично следует организовать выполнение дру­гих заданий. Например: «Было 15 воздушных шари­ков. Когда улетели 3 шарика, осталось 12 шариков» (с рисунками) (рис. 188).


Подводя итоги, учитель сообщает, что задачи на нахождение уменьшаемого и нахождение вычитаемо­го являются обратными.

Упражнение «Расстановка вопросов»

Каждая группа учащихся получает карточку со схе­мами для моделирования условий задач (рис. 189).

Нужно записать по одному вопросу на каждой из схем так, чтобы полученная схема отвечала указанно­му требованию.

После выполнения задания результаты сверяют­ся. При этом учащиеся называют позиции, на кото­рые помещены «вопросы-непоседы» соответственно: «осталось», «было», «использовали».


Переменка-1

Проводится в виде дидактической игры на раз­витие памяти. Для участия в игре каждый ученик по­лучает карточку с таблицами 4x4 (рис. 190).


Учитель сообщает учащимся, что они в течение нескольких секунд будут рассматривать рисунок. На рисунке изображена таблица и в нескольких клетках этой таблицы — вопросительные знаки. Требуется за­помнить размещение вопросительных знаков, а потом расставить их в тех же клетках в одной из таблиц на своей карточке.

Каждый рисунок демонстрируется в течение 15-20 секунд и закрывается, а учащиеся расставляют во­просительные знаки по памяти.

Затем учитель снова показывает рисунок для са­мопроверки и демонстрирует новый рисунок. Игра проводится несколько раз.

Образцы расстановки вопросительных знаков пред­ставлены в демонстрационных таблицах (рис. 191).


Упражнение в группах «Решаем обратные за­дачи»

Каждая группа получает комплект из двух карто­чек. На каждой карточке представлены две задачи: задача © — на нахождение неизвестного вычитаемо­го, задача © — на нахождение неизвестного умень­шаемого (рис. 192).


 

Требуется заполнить схему каждой задачки, решить ее устно и записать ответ.

После проверки выполнения задания необходимо предложить учащимся ответить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером (1)?». (Ответ: вычитание), «Назовите известные и неизвестные компоненты в задачах под номером (1)?». (Ответ: известные компоненты: уменьшаемое, разность; неизвестное – вычитаемое). «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером (2)?» (Ответ: сложение»); «Назовите известные и неизвестные компоненты сложения в задачах под номером (2)» (Ответ: известные компоненты – вычитаемое и разность, неизвестное – уменьшаемое).

Упражнение «Задачи веселых смайликов»

Каждая пара учащихся получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитае­мого, разности и таблички со схематическими запи­сями сложения и вычитания. Нужно соединить линией каждую схему с табличкой арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи (рис. 193).


После выполнения задания следует назвать номе­ра задач, для решения которых надо выполнить сло­жение (3, 5, 8) и номера задач, решаемых с помощью вычитания (1, 2, 4, 6, 7).

Переменка 2

Рекомендуется проведение упражнений на разви­тие координации движений.

Упражнение «Задачи Мурзика»

Каждый ученик получает карточку, на которой описан сюжет задачи (рис. 194). Требуется сначала смоделировать условия трёх задач: на нахождение разности, неизвестного вычитаемого и неизвестного уменьшаемого, — вписав в соответствующих клетках число или знак «?». Затем нужно поставить и записать вопрос к каждой задаче.


После выполнения упражнения организуется его проверка (взаимопроверка).

Игра со словами «Три буквы»

Учитель демонстрирует учащимся схематиче­ское равенство и предлагает «расшифровать» его (рис. 195).


(Ответ: «Уменьшаемое» — «Вычитаемое» = «Раз­ность».)

Затем учащимся предлагается составить пред­ложение из трёх слов, первое из которых начинается буквой «У», второе — буквой «В», третье — буквой «Р». Например: «Утром выполнили разминку», «Ученик взял рюкзак» и др.


Факультативное занятие по математике поможет каждому учителю организовать занятие интересно, творчески, чтобы дети полюбили этот предмет.

С. И. Гин, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования,

учитель начальных классов гимназии №51 г. Гомеля;

О. Р. Адамович, учитель начальных классов СШ № 60 г. Гомеля;

Ю. К. Войтова, доцент кафедры управления

и технологии образования Гомельского областного института развития образования;

Е. А. Никишаева, учитель начальных классов СШ № 7 г. Гомеля;

В. А. Сидоренко, преподаватель математики,

методики преподавания начального курса математики

Гомельского государственного педагогического колледжа имени Л. С. Выготского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<!-- [if !supportTextWrap] -->

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 50377

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020
.
  • Гости
  • 21 февраля 2019 11:11

Александра Леонидовна

Очень полезные методические материалы. спасибо!

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru