Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,

Смешарики - Гусеница


Игры - считалки. Учимся считать вместе с гусеницей


Создание здоровьесберегающей среды в развитии личностных качеств

                                         Создание здоровьесберегающей среды,
способствующей повышению мотивации и развитию личностных качеств 

Мотивация учебной деятельности школьников включает организацию их внимания и управление им, разъяснение смысла деятельности на уроке, по возмож­ности совместную с учащимися постанов­ку целей урока, обеспечение ситуации ус­пеха в достижении сформулированной цели, поддержание у учащихся положи­тельных эмоций и состояния уверенности в своих действиях.

Для обучения русскому языку суще­ственны внутренние положительные моти­вы ребенка (интересны изучаемый пред­мет, используемые методы обучения, учитель; стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогрес­са) и внешние положительные мотивы (стремление получить высокий балл, одоб­рение одноклассников, учителя, родителей).

В качестве мотивации учебной деятель­ности школьников словесники привлекают занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности име­ющихся знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие вы­сказывания, игровые ситуации, дидакти­ческие рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового ма­териала, — словом, всё, что может вы­звать интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность.

Организуя деятельность школьников при проверке домашнего задания, учи­тель устанавливает правильность, полноту и осознанность его выполнения, выявляя и устраняя пробелы в знаниях учащихся и способах деятельности, создавая условия для установления связи между проверяе­мым материалом и тем, который подле­жит усвоению на уроке.

Используемые на данном этапе методы зависят от вида домашнего задания: было оно устным или письменным, репродуктив­ным или творческим. Для проверки пись­менного репродуктивного домашнего зада­ния используются: тесты, фронтальная про­верка; выполнение учащимися самостоя­тельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопровер­ка, проверка по образцу, диктант по мате­риалу домашней работы и др. При провер­ке теоретического материала — фронталь­ный, индивидуальный, уплотненный опрос.

Если домашним заданием предыдущего урока был предусмотрен материал для по­вторения к данному уроку, с проверкой домашнего задания нередко совмещается актуализация опорных знаний — восста­новление в памяти учащихся сведений о языковых явлениях и способов деятельно­сти, которые необходимы, чтобы успешно был усвоен новый материал. Для актуали­зации опорных знаний привлекаются: по­становка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; ана­лиз языкового явления; индивидуальный опрос, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему.

Введение нового материала начинает­ся с восприятия языковых явлений, что создает условия для реализации познава­тельной направленности процесса обучения и обеспечивает высокую мыслительную ак­тивность учащихся. В результате проведен­ных под руководством учителя или само­стоятельно мыслительных операций вычле­нения, сличения, анализа, постановки вопросов и ответов на них учащиеся на­капливают сведения, необходимые для усвоения нового знания о фактах языка.

Для ознакомления с новыми знаниями могут быть использованы различные мето­ды: объяснение учителя, активизирующе­го познавательную деятельность школьни­ков, лекция, эвристическая поисковая бе­седа, анализ учебного текста, самостоя­тельная работа школьников по учебнику.

Для осмысления нового материала уча­щиеся составляют схемы, модели, табли­цы, опорные конспекты, планы (простой, сложный, тезисный).

Процессом запоминания нового матери­ала руководит учитель, указывая, что именно подлежит запоминанию, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мне­мотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами.

Далее устанавливается степень осознан­ности учащимися нового материала, выяв­ляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная про­верка понимания нового материала).

С целью первичного закрепления зна­ний используются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы учебного мате­риала. Они привлекаются как опора при первоначальном воспроизведении изученно­го для обеспечения индивидуальных спо­собов умственных действий учащихся.

При сообщении нового материала на современном уроке русского языка исполь­зуются средства, методы, приемы, которые обеспечивают активную познавательную де­ятельность учащихся: проблемные ситуа­ции и постановка проблемных вопросов, укрупненные блоки учебной информации, наглядно-образный материал, компьютер­ные программы, "мозговой штурм", лек­ция с обратной связью, конференция, се­минар, деловые игры и т.д.

Завершающее звено усвоения нового материала по русскому языку — применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, речевых и правописных умений.

Учебно-языковые умения (анализ фак­тов языка; их классификация и диффе­ренциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схема­ми) опираются на знания системы языка; речевые умения (умения пользоваться средствами языка для решения коммуни­кативных задач) — на знания о речи; правописные умения — на знание орфо­графических и пунктуационных правил.

Последовательность обучения умениям такова: показ образца применения теории на практике (составление или анализ ал­горитма, образца рассуждения), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по ал­горитму, по аналогии; в измененных и новых ситуациях).

Закрепление знаний и развитие уме­ний и навыков — следующий этап усвое­ния школьниками учебного материала.

Закрепление знаний строится таким об­разом, чтобы обеспечить более высокий уровень их осмысления учащимися. Пред­полагается неоднократное воспроизведение полученных знаний с целью установления существенных признаков языковых явле­ний и их связей с признаками других яв­лений, привлечение заданий, выявляющих уровень понимания учащимися закрепляе­мого материала. Закреплению знаний спо­собствуют: "озвучивание" опорного конс­пекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лин­гвистическую тему, "вопросно-ответное об­щение" в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирова­ние.

Для развития умений и навыков приме­няется более сложный, чем при первичном закреплении, языковой материал; операци­онные умения отрабатываются с привлече­нием системы заданий, в основе которой лежат действия на применение закрепляе­мых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, в измененной и новой ситуации. Темп, объем, уровень сложности развивае­мых умений и навыков при закреплении материала регулируются привлечением разноуровневых самостоятельных работ, учиты­вающих индивидуальные психофизиологичес­кие особенности школьников.

Обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков — это структурирование в сознании школь­ников целостной системы взаимосвязанных знаний, применяемых для решения более сложных дидактических задач.

"Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последователь­ность действий: от восприятия, осмысле­ния и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более слож­ной системы знаний: овладение основны­ми теориями и ведущими идеями изучае­мого предмета".

Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осу­ществляется в процессе активной и про­дуктивной деятельности учащихся, направ­ленной на включение полученных и за­крепленных знаний в систему ранее изученного. В результате устанавливаются внутрипредметные связи между лингвис­тическими понятиями, грамматическими категориями, орфографическими и пункту­ационными правилами.

Целостность системы знаний достигает­ся при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характе­ра, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.

Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированно­го применения обобщенных знаний в но­вых условиях, в процесс творческой дея­тельности учащихся.

Информация о домашнем задании— важный этап урока, который включает: запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся, мотивацию индиви­дуальной работы и инструктаж по ее вы­полнению. От характера домашнего зада­ния (какие способы деятельности оно пре­дусматривает, интересно ли для учащих­ся), от его объема, от степени готовности к его выполнению зависит эффективность усвоения знаний школьниками.

Известны такие виды домашних за­даний:

- устные и письменные;

- связанные с пропедевтикой, усвоени­ем, обобщением и систематизацией зна­ний и развитием и совершенствованием умений и навыков;

- репродуктивные, конструктивные, творческие;

- общие, дифференцированные, индиви­дуальные;

- регламентированные по срокам испол­нения и нерегламентированные

В определении домашнего задания необходимо избегать перегрузки учащихся (на его выполнение ученик не должен тратить более получаса); создавать условия для возможности выбора ими задания; учитывать учебные возможности школьни­ков и их предпочтения: два-три неболь­ших упражнения они предпочитают одно­му большому; предусматривать материал для повторения как основу актуализации знаний на следующем уроке.

На выходные и праздничные дни до­машнее задание не дается.

Подведение итогов и рефлексия— за­ключительный этап усвоения новых знаний.

Подведение итогов урокарусского язы­ка предполагает не только качественную оценку учителем работы класса и отдель­ных учащихся на уроке, но и упорядоче­ние полученных ими знаний и сформиро­ванных умений, для чего используются:

- восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений;

- восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущ­ность языкового понятия;

- продолжение формулировки определе­ния языкового явления;

- вставка пропущенных в определении понятия слов;

- формулирование условий, при кото­рых действует та или иная норма;

- указание нормы, которая действует при соблюдении названных условий;

- составление схем пунктуационных правил;

- письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой и т.д.

Рефлексия(от лат. reflexio — обраще­ние назад) в обучении — это осмысление учеником конечного уровня знаний и представлений, полученных при изучении нового материала (его закреплении, обоб­щении и систематизации), и сформирован­ных на их основе умений в сопоставле­нии с начальным уровнем знаний, пред­ставлений, умений.

"Отрефлексированное знание как лично­стное приращение ученика включает в себя совокупность следующих компонентов:

+"знаю что" (информация о содержа­нии своего знания и незнания);

+"знаю как" (информация об усвоен­ных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования зна­ния);

+"знаю зачем" (понимание смысла ин­формации и деятельности по ее получению);

+"знаю я" (самоопределение себя отно­сительно данного знания и соответствую­щей информации).

Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов до­стижения поставленных целей".

Школьники, подготовленные к само­оценке собственных результатов, ведут тет­ради самоконтроля, в которых отмечаются: тема урока, что нужно знать, что знает ученик, какие затруднения испытывает; что нужно уметь, что умеет ученик, ка­кие затруднения испытывает.

Мотивация учебной деятельноститребует, чтобысоздание здоровьесберегающей средыв развитии личностных качеств учащихся соблюдалось постоянно..

 


 


Дата добавления: 14-05-2013    Просмотров: 9080

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

14-05-2013

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru