Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Игра "Смешарики - Волейбол"


Играй бесплатно в волейбол со смешириками

Веселая рыбалка - Youda Fisherman


Игры на внимание для детей. Интересная и веселая онлайн рыбалка Younda

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики и русского языка

 

Развитие познавательного интереса младших школьников

на уроках математики и русского языка

Емельянова Светлана Петровна

Учитель средней школы №19 г. Орши РБ

Какие приёмы, методы и формы мож­но использовать на уроках для активиза­ции и формирования познавательного интереса учащихся?

Рассмотрим некоторые из них.


Число и классная работа

Каждый день ученики записывают в те­традь дату учебного занятия и вид работы, делая это без особого желания и интереса. А можно уже с первых минут урока рассмо­треть число как математическую единицу.

Например: 23 сентября — Сколько в числе 23 десятков и еди­ниц? Сколько единиц нужно добавить, чтобы стало 3 десятка? 5 десятков? Что можете сказать о числе? (Оно двузначное, нечётное, в нём 2 десятка и 3 единицы.) И т.п.

На уроке математики дата 23 сентября «превраща­ется» в некие единицы измерения, с которыми нужно быстро «поработать», чтобы урок успешно начался.


   На уроке русского языка дата, записанная в тетра­ди, может стать «мостиком» к следующему виду рабо­ты (чистописанию, словарной работе, определению темы урока и т.д.).

— Сколько букв потребуется для написания слова сентября? Какие слова являются словарными? Как слово классная разделить для переноса? Какую букву нужно заменить в слове работа, чтобы получилось слово, обозначающее желание оказывать помощь кому-нибудь? (Забота.) И т.п.

Такие упражнения в начале урока активизируют учащихся, дают возможность переключиться на дан­ный урок, способствуют развитию внимания, вызыва­ют интерес (ведь это не так, как обычно).

Нескучное чистописание

2, 9, 4, 8 ,6 ..,, ...

Формирование познавательного интереса на уроках математики. Прочитай числа. Найди закономерность. (2 + 2 = 4, 4 + 2 = 6, 9 - 1 = 8.) Выбрать лишнее и объяснить (лишнее число 9, так как оно нечётное, а все осталь­ные — чётные). Дополнить числовой ряд. (2, 9, 4, 8, 6, 7, 8, 6 10.)

Чистописание на уроке математики может быть и повторением таблицы умножения и деления какого-либо числа.

Что объединяет буквы? Записать буквы звонких со­гласных звуков, составляющих пару по звонкости-глухо­сти. На каждую букву записать словарное слово. И т.п.

Неотъемлемой частью урока математики является устный счёт. Учащиеся могут проверить себя, рабо­тая в парах.

Например. У пары на парте два конвертика с кар­точками (20 карточек размером 5x3 см), на которых записаны примеры (табличные случаи умножения и деления, внетабличные, на сложение и вычитание в пределах 100 и т.д.) с правильными ответами.

42 : 6 = 7 | 11 —5 = 6

Ученик (вариант 1) смотрит на карточку, читает пример соседу, сосед устно считает и даёт ответ. Ученик сверяет ответ соседа с тем ответом, который написан на его карточке, оценивает словесно («правильно», «моло­дец») и приступает к следующему примеру. Затем по сигналу учителя учащиеся меняются ролями).

Аналогичную можно организовать и на уроках рус­ского языка. На карточках словарные слова (набор), слова с безударными гласными, проверяемые ударе­нием (набор).

 Ло_ка – лоДочка – лоДка помидор х_лмами – хОлм - хОлмами

Отбор содержания и организация обучения

Планируя урок, я изучаю содержание и стараюсь максимально «подстроить» его под тему урока.

Например, урок математики в III классе, тема «За­дачи в косвенной форме». В учебнике одна задача для ознакомления и одна для выполнения до­ма. Как отработать умение решать задачи в косвен­ной форме? Можно использовать другие номера из учебника. Например, № 3 — уравнения.

- Прочитать уравнение в косвенной форме. (По­лучили число 64, что в 8 раз больше числа х; извест­но число 72, это в 9 раз больше числа а; есть число 100, оно на 64 больше числа х.)

- Переходы от номера к номеру формулирую так: «Вы решили № 3, это на 4 меньше, чем номер сле­дующего задания. Какой номер следующий? И т.д.

При решении задач предлагаю учащимся допол­нительные задания.

Задача. Для украшения класса к Новому году ре­бята вырезали 50 снежинок. 1/5 часть всех снежинок развесили по классу, а остальными украсили окна. Сколько снежинок наклеили на окна?

Задание: выбрать из предложенных числовых вы­ражений и вопросов только те, которые подойдут к решению данной задачи.

Решение Вопросы

50 : 5 = 10 Сколько снежинок развесили по классу?

50 - 10 = 40 Сколько снежинок наклеили на окна?

50 - 5 = 45 Сколько всего снежинок вырезали дети?

50 + 10 = 60 Во сколько раз больше снежинок наклеили на окна, чем развесили

40: 10 = 4 по классу?

- Как изменится вопрос в задаче, если появится действие 40 : 10 = 4?

- Какой вопрос не требует вычислений? И т.д.

Для урока по теме «Закрепление изученного» мож­но использовать карточки для индивидуальной ра­боты по вариантам. В колонке «Баллы» учащиеся обводят в кружок балл, полученный за выполнение этого задания. Например: допустил 1 ошибку в вы­числении — 8 баллов, обводит в кружок цифру 8.

 

№ п/п

Задания В-1

Баллы

1

2

3

1

Вспомни табличные случаи умножения и деления. Реши примеры. 6-4= 8-3= 4-4= 6-8= 8-5= 45:5= 32:4= 42:7= 12:3= 40:4 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

2 б. — без ошибок; 1 б. —1-2 ошибки; 0 б. — более 2 оши­бок.

2

Вспомни порядок действий в выражениях. Найди значение выражения. 70 + 16 : 2= 45 - 16 : 4= 24 : 6 ? 0 = Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

6 6. — без ошибок; 4 б. — 1 ошибка; 2 б. — 2 ошибки; 0 б. — 3 ошибки.

 

3

Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Папе 32 года, а его сыну 8 лет. Во сколько раз папа старше сына? Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

4 б. — без ошибок; 3 б — ошибка в пояс­нении; 2 б. — ошибка в вы­числении; 0 б. — не верно.

 

4

Реши задачу. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». Вова решил 32 примера, а Костя — в 4 раза меньше. Сколько примеров ре­шили оба мальчика ? Подойди к учителю для проверки. Оцени (обведи в кружок набранное коли­чество баллов).

10 б. — без ошибок; минус 2 б. за каждую ошибку 8 6. 6 6. 4 6. 2 6. Об.

 

5

Реши уравнение. Если затрудняешься, обратись к «столу-помощнику». х • 6 = 54 проверка 25 + х = 50 проверка Сравни свою работу с эталоном. Оцени (обведи в кружок набранное количе­ство баллов).

8 б. — без ошибок 2 уравнения; 4 6. — без ошибок 1 уравнение или и 2 ошибки в 2 уравнениях; 6 б. — 1 ошибка в 2 уравнениях.

 

6

Подсчитай общее количество баллов. Запиши в таблицу. Определи свою отметку за урок (по ключу).

 

 

 

  Учащиеся читают задания и определяют, какие умения будут закреплять на уроке. (Знание табличных случаев деления и умножения, умение решать задачи на кратное сравнение и т.д)

Учитель объясняет порядок выполнения работы:

- прочитать задание, которое будете выполнять;

- ознакомиться со способом проверки (эталоны развешиваются с обратной стороны доски) и оцени­вания;

- подойти к «столу-помощнику», если в чём-то сомневаетесь (перед тем, как выполнять работу). На «столе-помощнике» для каждого задания есть советы по его выполнению.
Например.

 

Задание 1. Вспомни тот пример из таблицы умно­жения, который ты знаешь, попробуй прибавлять или отнимать от известного тебе результата первый мно­житель (6-4 = ?6-5 = 30 30-6 = 24). Не забудь выполнить проверку: 24 : 4 = 6.

Задание 2


дальше слева направо

Задание 3


Подумай, сколько раз число 8 укладывается в чис­ле 32. Как найти это число?

Задание 4

1. Узнай сколько примеров решил Костя (для этого подумай, что значит «на ... больше).

2. Теперь подумай, как ответить на вопрос зада­чи, если ты знаешь сколько примеров решил Вова и сколько примеров решил Костя?



И так к каждому заданию. Ученик сам определяет, нужна ему помощь или нет и в каких заданиях.

Ключом для оценивания является «шкала оценива­ния» комбинированной работы, которая вывешивается на доску.

На таких уроках каждый учащийся работает в сво­ём темпе, он успешен, имеет отметку за урок, а главное , самостоятельно определяет степень своих затруднений и самостоятельно их решает (не исключенапомощь учителя). Для учащихся, которые справились с работой раньше, имеются карточки с заданиями со звездочкой.

От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, памяти.

 Кстати, о памяти. Работа разных видов памяти подчиняется общим законам.

 - Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Для хорошего запоминания удобно использовать ключевые слова, схемы, рисунки и таблицы.

- Закон интереса: интересное запоминается легко.

- Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от созданного образа, тем прочнее само запоминание.

Мои ученики безошибочно пишут словарные слова. Что помогает запомнить их написание?

Можно придумать веселые истории:

ПОМИДОР: полный, милый.

КАРТОФЕЛЬ: летела ворона, увидела картофель, каркнула от радости, клюнула и произнесла: «ФЕ

Запоминать написание помогают необычные рисунки. Пользуясь Интернетом, несложно найти нужную картинку, а затем прямо на ней следует дорисовать детали, которые помогают лучше запомнить написание слова.

 КАРТИНА. На картинке изображение самолёта, кото­рый вот-вот раскроет рот и скажет: «Как высоко!!!» (подрисовываю).


ОГУРЕЦ. На картинке огурец, в разрезе похожий на сердце. Увидев его, ученики восклицают: «О-о-о!!!», поэтому и огурец.


 

КРАПИВАв крапинку (ри­сую крапинки на листочках).

Очень важно действия выполнять не заранее, а перед учениками, так как это способствует более прочному запоминанию.

На последующих уроках слова повторяются по историям или картинкам устно (ведь у каждого уче­ника по разному «работает» память). Для этого перед уроком картинки развешиваются по всему классу и используются как зрительная гимнастика («Смотрим в левый верхний угол стены перед собой. Какое сло­во спряталось? Переводим взгляд в верхний правый угол» и т.д.) или физкультминутка («Подойдите к кар­тинке, по которой мы запоминали слово «лягушка», пропойте, как наша лягушка, попрыгайте» и т.д.).

И только через несколько уроков ученики пишут словарные слова на безударные гласные, проверяемые ударением, под диктовку в тетради.


Аналогичную работу по рисункам можно проводить при написании изложения. При обучающем изло­жении картинки подбирается к каждому предложе­нию (можно не по сюжету, а такие, где «спрятались» ключевые слова). Затем, когда учащиеся овладеют способом написания изложения, картинки подбира­ются на каждый абзац. Ученики запоминают по одной картинке несколько слов, на основе которых выстраи­вают весь абзац.

Алфавит мои ребята поют на мотив детской песни «В лесу родилась ёлочка». Это упражнение на уроке русского языка мы называем «Распевка».


АЛФАВИТ

А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Ё Же Зэ И Й Ка эЛь эМ эН О Пэ эР эС Тэ У эф Ха Цэ Че Ша-а Ща и твёрдый знак Ы мягкий знак Э-э-э Ю-у Я

Сюжетная линия

«Гора достижений» представляет собой плакат с изображением горы. У её подножия — макеты чело­вечков с именами учеников класса. Человечки при­креплены с помощью магнитов.

Вверх по горе учитель вывешивает задания для учеников. По мере их выполнения ребята продвига­ются к вершине.


Например, урок русского языка в III классе на те­му «Род имён существительных» (1-й урок). На этапе изучения нового материала ученики вывели способ определения рода имён существительных и зафикси­ровали его в виде алгоритма:

- Поставить существительное в форме И. п. ед. ч. — кто? что?

- Подобрать слова «она моя», «он мой» или «оно моё».

- Определить род.

На этапе закрепления учитель может проверить развитие познавательного интереса, усвоение каждого шага алгоритма с помощью «горы достижений».

Ученик выполняет одно задание, подходит к учите­лю для оценивания (знак «+» или «-» возле задания). Если есть ошибка — думает, исправляет и подходит снова. Если ошибки нет — приступает к выполнению следующего задания, переместив человечка со своим именем выше, к следующему заданию. И т.д., пока не дойдёт до самой вершины. Для того, кто добрался первым, на вершине горы можно приготовить задание по теме, но повышенного уровня.

Можно подготовить для урока два «пути восхожде­ния»: один с заданиями базового уровня, другой — творческого или более усложнённого. Всё зависит от подготовки школьников. «Гору» можно использовать на всех этапах уроков по разным учебным предметам.

Данный приём позволяет каждому ученику двигаться в своём личном темпе, относительно своей траектории раз­вития, с огромным интересом и стремлением к успеху.


«Аукцион». Подготавливаются необходимые для аукциона реквизиты: деревянный молоточек, лоты (предметы, которые будут «покупаться», в зависимо­сти от темы, содержания и учебного предмета). Учи­тель не называет лот, а зашифровывает его другими словами. Он называет условия покупки, связывая с их заданиями, которые необходимо закрепить, повторить или перейти к нужному этапу урока. При правильном ответе учитель ведёт отсчёт, заканчивая словами: «... Три! Продано!» Лот уходит «покупателю». Например.

Учитель. Продаётся лот № 1 — набор из 365 чи­сел. Для покупки назовите сказки, в названиях кото­рых встречается число.

Ученик. Двенадцать месяцев!

Учитель. Двенадцать месяцев — раз! Двенадцать месяцев — два!

Ученик. Три медведя!

Учитель. Три медведя — раз! Три медведя — два! Три медведя — три! Продано!

Лот (календарик) уходит счастливому обладателю.

Учитель продолжает урок: «Какие действия вы умеете выполнять с числами?» и т.п.

Лот «современный папирус» (тетрадь). «Для покуп­ки назовите правила, которые нужно применить, что­бы без ошибок написать предложение Собака Жучка грустно смотрела из своей маленькой будки на па­дающий снег».


Развитие технологии критического мыш­ления

Этот приём часто использую на уроках по учебному предмету «Человек и мир» и на первом уроке знаний.

Учащимся предлагается таблица, где прописаны утверждения по теме. Их задача — прочитать внима­тельно утверждения и в колонке «До прочитанного» отметить знаком «+» утверждения, с которыми они согласны и уверены в их правильности, и знаком «-», если не согласны.

Затем каждое утверждение прочитывается вслух и ребята видят, что есть те, которые уверены в его правильности или не уверены (не согласны). Учи­тель мотивирует учащихся на поиск истины: «Хотите узнать, кто прав? Тогда прочитайте статью "Знаете ли вы Беларусь" и отметьте правильные утверждения в колонке "После прочитанного"».

- Что вас удивило?

- Что совпало с вашим мнением?

- Какими утверждениями можно дополнить та­блицу?

 

Утверждение

До прочи­танного

После про­читанного

1. Беларусь граничит с Литвой, Латвией, Россией, Украиной и Польшей.

 

 

2. В нашей стране 118 районов.

 

 

3. В Республике Беларусь есть города, названия ко­торых можно найти в дру­гих государствах.

 

 

4. На территории, занима­емой нашей республикой, могли бы разместиться че­тыре европейские страны.

 

 

5. На территории Белару­си течёт 20 800 рек.

 

 

6. Самая длинная река, про­текающая по территории на­шей страны, — это Днепр.

 

 

7. Самое большое из бе­лорусских озёр — Нарочь.

 

 

 

 

 

 

«Волшебные вещи». Каждый урок литературного чтения мы начинаем с рубрики «Я хочу рассказать стихотворение». Выученные стихи учащиеся расска­зывают не просто у доски, а «выступают по телевизо­ру»: учитель держит перед учеником вырезанный из картона «экран».

Этот «экран» можно использовать и на других уро­ках, когда нужно обобщить знания или проговорить открытый учащимися способ решения нового вида примеров, задач или новый способ проверки орфо­грамм. Тогда рубрика называется «Новости урока!» И начинают её ребята словами: «Внимание! Для того чтобы...»

Есть у нас в классе и «свободный микрофон». Учащиеся могут высказать своё мнение об услы­шанном на уроке. Задают вопросы на понимание ученику, который работал самостоятельно у доски, чтобы определить, он угадал или же действовал осознанно. Например: ученик написал предложе­ние Поздней осенью уже не встретишь в лесу зве­рей. Учащиеся задают вопросы: «Почему ты в слове поздней написал букву д, ведь она не произносит­ся?» И т.п.

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 13318

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020
.
  • Гости
  • 16 декабря 2015 15:21

Инна

Понравился сайт.Могла бы поделиться своими наработками, но не знаю как.
.
  • Администраторы
  • 16 декабря 2015 22:56

mary196310

Инна, здравствуйте. Если вы хотите поделиться наработками, то милости просим. Нужно прислать ваш материал по электронной почте, мы его обработаем и разместим на сайте под Вашим именем)
С уважением, Марина

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru