Компьютерные игры – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Неделя математики в школе "Из истории математики"
Неделя математики в школе
Математические знаки: цифры
Цель: стимулирование мотивации к изучению математики.
Задачи: рассказать учащимся о многообразии математических знаков и их практическом применении; развивать логическое мышление, умение самостоятельно решать поставленные задачи; формировать ответственное отношение к классному коллективу.
Оборудование: наборы цифр (арабских, римских), таблица единиц времени, часы (с римским и арабским циферблатами), календари на 2012 год, «волшебные термометры», алфавит, энциклопедии, толковые словари, иллюстрации «Из истории Древнего мира», карта Древнего мира, маркеры.
I. Организационный момент
Минисценка "В аптеке"
Ребёнок. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, таблетки.
Аптекарь. Но мы не продаём детям лекарства. Мальчик, сходи вместе с родителями к врачу. Он выпишет тебе лекарства, и тогда родители смогут купить, что тебе необходимо. А что у тебя болит?
Ребёнок. Ничего не болит. Я просто хочу быть самым умным. Я хочу лучше всех считать, решать задачи, знать математику.
Учитель. Как вы думаете, ребята, есть лекарства для ума?
Учащиеся отвечают.
Учитель делает вывод:
— Человек сам развивает свой ум. А чтобы развить ум, нужно много читать, заниматься, искать ответы в энциклопедиях, книгах.
II. Сообщение темы и целей занятия.
— Именно энциклопедии и книги помогают нам в работе по проекту «Математическая мозаика». На сегодняшнем занятии мы узнаем об истории возникновения и применения в нашей жизни математических знаков — цифр.
III. Основная часть.
Беседа.
— В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук для обозначения числа. С помощью руки можно было показать до 5 единиц. Для выражения большего количества использовались обе руки, а иногда и обе ноги. Сейчас мы пользуемся числами: измеряем время, определяем дату, звоним по телефону, ходим в магазин. Мы встречаемся с числами на каждом шагу и так к ним привыкли, что не замечаем, насколько важны они в нашей жизни.
Но пальцев не всегда хватало, и тогда люди придумали математические знаки — цифры, которыми стали обозначать числа. Первые написанные цифры появились 5 тысяч лет назад. Каждый народ придумывал свои математические знаки для обозначения чисел. Сегодня мы знаем 2 вида цифр.
— Какие?
— Арабские и римские.
— Об арабских цифрах нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Цифры, или символы наших чисел, имеют арабское происхождение. Арабской культурой, в свою очередь, они были I заимствованы из Индии. Промежуток между VIII и 1 XIII веками стал одним из блестящих периодов в 1 истории науки мусульманского мира. Мусульмане имели тесные связи как с азиатской, так и с европейской культурой. Они смогли извлечь из них всё I самое выдающееся. Из Индии они заимствовали I систему исчисления и некоторые математические 1 методы.
Современные цифры не совсем точно воспроизводят индийские, поскольку арабы видоизменили I их, приспосабливая к своему письму. Исходя из авторитета арабской культуры современные числовые Iсимволы называют арабскими цифрами.
— Спасибо. А теперь мы убедимся на практике, что человек с самого рождения во всём связан с числами. Перед вами наборы с разными видами цифр.
Выберите арабские цифры и с их помощью выложите год своего рождения.
Практическая работа. Проверка итогов работы.
—А кто из вас может составить сегодняшнюю дату?
—Каким набором цифр мы не пользовались? (Набором римских цифр.)
—Об истории римских цифр нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Следующий этап в истории числа осуществили древние римляне. Они |изобрели систему исчисления, основанную на использовании букв для отображения чисел. Они при- |меняли в своей системе буквы I, V, X, L, С, D и М.
Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы. Для того чтобы прочесть римскую цифру или написать её, нужно следовать нескольким основным правилам.
1. Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения. Например, XV — 15, DLV — 555, MCLI - 1151.
2. Буквы I, X, С и М могут повторяться до трёх раз подряд. Например, II — 2, XXX — 30, СС — 200, МССХХХ — 1230.
3. Буквы V, L, D не могут повторяться.
4. Цифры 4, 9, 40, 90 и 900 следует писать, комбинируя буквы IV — 4, IX — 9, XL — 40, ХС — 90, CD - 400, СМ — 900. Например, 48 это XLVIII, 449— CDXLIX. Значение левой буквы уменьшает значение правой.
5. Горизонтальная линия над буквой увеличиваетеё значение в 1000 раз.
— Где вы встречались с римскими цифрами?(Нациферблате часов, при обозначении века.)
— При помощи римских цифр обозначаются разделы и главы в книге (демонстрирует), порядковый номер монарха: царь Пётр I, царица Екатерина II.
Арабскими цифрами пользоваться нам просто и привычно. А будет ли нам так же удобно пользоваться римскими цифрами? Давайте проверим. Попытайтесь выложить количество ваших лет римскими цифрами.
—Ребята, в каком веке мы живём?(Двадцатом.)
—Давайте обозначим все вместе наш век римскими математическими знаками.
—Что такое век?(100 лет.)
—Давайте составим таблицу единиц времени.
Век1 год 1 мес. 1 неделя 1 день
100 лет 12 мес. 4 недели 7 дней 24 часа
— Мы составили таблицу единиц времени. Для чего она нужна?(Для составления календаря.)
—А вы пользуетесь календарём?
—Посмотрите на календарь. Что интересного вы заметили?(Много цифр, цифры повторяются.)
—Сколько недель прошло после Нового года?
—Сколько дней имеет самый короткий месяц?(Февраль, 28 дней.)
Творческая физкультминутка «В мастерской скульптора».
— Я предлагаю вам побыть в роли скульпторовр имских математических знаков:
-скульптурная композиция «Римские единички»: (I) ребята становятся прямо, руки вдоль туловищ;
-скульптурная композиция «Римские галочки»: (V) дети в паре друг напротив друга, взявшись за руки, носки обуви соприкасаются;
-скульптурная композиция «Римский легион» (М = 1000) (в паре).
Минутка познания.
— Совершим небольшое путешествие в историюцифр древних государств. О математических знаках народа майя, которые жили в Америке, расскажет ... .
Сообщение учащегося. Цифры майя — позиционная запись, основанная на двадцатеричной системе исчисления (по основанию 20), использовавшаяся цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике.
Цифры майя составлялись из трёх элементов: нуля (знак ракушки), единицы (точка) и пятёрки (горизонтальная черта). Например, 19 писалось как четыре точки в горизонтальном ряду над тремя горизонтальными линиями.
— Каждая цифра имеет не только математический символ, но и имя. Про имена цифр от 10 до 20 нам расскажет ....
Сообщение учащегося. Кириллическая система исчисления — славянская система алфавитной записи чисел, основанная на кириллице. Разновиность греческой системы исчисления. Она использовалась в России до 1700-х годов, пока Пётр не заменил её арабскими цифрами. В настоящее время используется в некоторых церковных книгах, §написанных на старославянском языке.
В качестве цифр используются графемы кириллицы. Отдельная буква соответствовала каждой цифре (от 1 до 9), каждому десятку (от 10 до 90) и каждой сотне (от 100 до 900). Числительные писались и произносились слева направо, за исключением числительных от 11 до 19 (например, 17 — сем-на-дцать).
Постановка проблемы. Поиск решения в форме игры-драматизации «Спор из цифр».
—Чтобы записать любое число, какие цифры нам нужны? Назовите их.(0, 1, 2, ... , 9.)
—Как вы думаете, кто из них важнее?
—У нас с вами возник спор. Точно так же заспорили между собой и цифры. Чем это закончилось, мы сейчас узнаем.
Инсценировка «Спор цифр».
— А как теперь вы можете ответить на вопрос: какая цифра важнее?
IV. Заключительная часть. Обобщающая беседа.
—Каждая цифра в математике важна так же, как и каждая буква в языке. А кроме того, буквы и цифры — очень дружны. И вы в этом можете убедиться. Возьмитележащие на партах алфавиты и обведите те буквы, номера которых я назову.(Составляем слово «цифра».)
—Найдите в толковом словаре значение слова «цифра». Прочитайте.
—Вспомните пословицы, где встречаются цифры.(Семеро одного не ждут. Не имей 100 рублей, а имей100 друзей...)
—В названиях каких сказок присутствуют числа?(«Волк и семеро козлят», «12 месяцев»...)
V. Рефлексия.
—Наше занятие начиналось с посещения мальчиком аптеки. Что он просил и для чего?
—А чем история закончилась, хотите узнать?
—Аптекарь предложил мальчику «волшебный термометр» и сказал: «Измеряй им температуру на протяжении всего учебного года». В начале года обычнотяжело учиться — температура поднимается. Чем ближе конец учебного года, тем больше знаний у каждого. Учиться становится легко, и температуранормализуется.
—А теперь на своих термометрах отметьте вашу температуру.
—Надеюсь, что температура у всех нормальная, так как вы хорошо работали и много узнали.
А если тема нашего занятия вас увлекла, заинтересовала, к следующей нашей встрече, где мы продолжим работать по проекту «Математическая мозаика», вы можете подготовить свои сообщения (стихи, загадки, статьи) о математических знаках.
Неделя математики в школе закончилась. Всем понравилось. Математические знаки теперь все знают и не боятся их использовать.
Дата добавления: 9-08-2020 Просмотров: 94535
Оставить комментарий!