Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,

Смешарики - Переправа


Интеллектуальные игры для детей.

Современная школа немыслима без социально - психологической службы, в обязанности которой входит максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников. Первая ступень работы социально - психологической службы - это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся на 1 ступени обучения в школе, а также систематически контролировать переломные, переходные моменты в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми


Произвольность поведения и деятельности младшего школьника

               Произвольность поведения и деятельности


младшего школьника

Татьяна

Митрофановна

САВЕЛЬЕВА

доктор психологическихнаук, профессор,

заве­дующая сектором психо­логии

развивающего об­разования

Национальногоинститута образования

 

 

Поведение школьников всегда вызывало и вызывает интерес у психологов.

В период младшего школьного возраста у детей происходят сдвиги в сфере произвольных форм поведения и деятельности. Основным факто­ром, детерминирующим развитие у младшего школьника произвольности, является появление в его жизни собственной учебной и других видов дея­тельности, особенно — трудовой.

 

Однако не только учебная деятельность способствует формированию у младшего школьника произвольности поведения. Как показали фундамен­тальные исследования российского психолога Л. С. Славиной, уже в III классе большое число учащихся принимают участие в домашнем труде. Они не только занимаются самообслуживанием, но и помогают родителям, имеют постоянные трудовые обязанности. В данном случае трудовая деятельность ребёнка носит чётко выраженный произвольный характер. Труд, представленный в виде выполнения постоянных обязан­ностей, имеет особое значение для развития у младшего школьника про­извольности поведения.

 

Таким образом, учебная деятельность и труд в семье и школе являются теми видами деятельности, в которых формируется произвольность.

 

Л. С. Выготский полагал, что дифференциация игры и труда, проис­ходящая в жизни ребёнка, поступившего в школу, является отличительной чертой в ситуации развития детей младшего школьного возраста и приво­дит к формированию главного новообразования данного периода развития ребёнка — произвольности его психических процессов и функций.

 

Развитию произвольности в этом возрасте спо­собствует не только умение ребёнка руководство­ваться целями, которые ставят перед ним взрослые, но иумение самостоятельно ставить цели и в соот­ветствии с ними контролировать своё поведение и деятельность.Процесс формирования произволь­ности осуществляется в течение всех лет обучения учащегося в начальных классах школы.

 

По данным психолога Л. С. Славиной, учащиеся I и II классов характеризуются импульсивностью и несдержанностью. Они бегают, прыгают, им трудно в течение всего урока неподвижно сидеть за партой. И такое поведение является результатом повышенной потребности ребёнка в движении, сочетающейся с не­достаточным умением управлять своим поведением. Но главная педагогическая задача заключается в том, чтобы научить детей управлять своим поведением. Данные психологических исследований свидетель­ствуют о том, что к концу младшего школьного воз­раста эта задача решается без особых трудностей.

 

Воспитание произвольности в младшем школьном возрасте заключается, прежде всего, в том, чтобы систе­матическиучить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их до­стижения и контролировать себя в этом процессе.

 

В качестве методического приёма Л. С. Славина предлагала младшим школьникам очень однообразную и неинтересную для них работу: ставить точки и кружки, расположенные на большом листе бумаги и объединённые в квадраты по 100 кружков в каждом (это задание было взято из методики А. Карстен).

 

Поскольку работа выполнялась по заданию экспе­риментатора, учащиеся воспринимали её как важную и нужную для взрослых, что для младшего школьника имеет очень большую побудительную силу.

 

Через определённое время у детей возникало «психическое насыщение»: сначала они варьировали порядок постановки точек, затем начали отвлекаться. Это означало, что у учащихся исчерпывалось желание выполнять предложенное им задание. Однако у них оставалось стремление выполнить просьбу экспери­ментатора. Вариации в способе выполнения работы свидетельствуют о том, что младший школьник может неосознанно и непроизвольно внести в свою одно­образную деятельность определённые изменения, в результате которых у них пропало бы желание бро­сить работу.

 

Когда деятельность окончательно прекращалась, превращаясь в разрозненные, иногда даже недоста­точно целенаправленные действия, или ребёнок ре­шительно отказывался продолжать работу, экспери­ментатор ставил перед ним конкретную цель: сде­лать определённое количество квадратов. Это сразу же меняло и поведение ребёнка, и результаты его работы. Младшие школьники возобновляли работу и при этом снова действовали быстро, организованно и, как правило, без вариаций. При этом поставленная цель побуждала их к гораздо более длительной рабо­те, чем первоначальное задание экспериментатора, данное в опыте без точного указания её конца. Боль­шинство детей при наличии цели выполняли в 4-5 раз больше объёма работы и делали это значительно быстрее.

 

Таким образом, в фундаментальном исследова­нии психолога Л. С. Славиной удалось показать по­будительную роль цели для детей младшего школь­ного возраста. С помощью неё младшие школьники преодолевают желание бросить работу. Результаты проведённых экспериментов свидетельствуют о том, что постановка цели как бы меняет знак потребно­сти: сотрицательного (желание бросить работу)на положительный, т.е. побуждает продолжитьдеятельность до тех пор, пока цель не будет до­стигнута.

 

Многочисленные исследования Л. С. Выготско­го и его учеников показали, что в период младшего школьного возраста все психические про­цессы и функции начинают приобретать внешне опо­средованный характер. Для того чтобы сознательно управлять своими психическими Процессами, в этом возрасте ребёнку ещё нужны некоторые средства, выступающие в качестве опоры. Младшие школь­ники способны гораздо более последовательно и целенаправленно думать, рассуждая вслух. Посред­ством речи они организуют своё мышление и свою деятельность.

Таким образом, в результате перехода к обучению в начальных классах школы у ребёнка формируется не только произвольность поведения, но и произ­вольный характер его познавательных психиче­ских процессов.

 

О произвольном характере процесса усвоения знаний свидетельствуют и исследования, проведён­ные в научной школе В. В. Давыдова. По данным этих исследований, усвоение знаний должно осу­ществляться в форме действий по образцу.Такие действия обязательно требуют сознательности и про­извольности их организации. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль учащихся (сравнение своих действий с образцом).

 

Исследование психолога Э. А. Фарапоновой показало, что при экспериментальной организации обучения труду уже в I классе школьники могут само­стоятельновыделить учебную задачу по овладе­нию отдельными трудовыми операциями.Они спо­собны также овладетьумением планировать своюработу и контролировать свои действия.Такие же возможности были выявлены у младших школьников и при усвоении ими других учебных предметов.

 

Вот почему педагогика и методика обучения долж­ны опираться на психологические возможности детей младшего школьного возраста. И главная задача учителя (и других субъектов образовательного процесса!) за­ключается в том, чтобы в современной образовательной среде создать полноценные условия для упражнения и функционирования психических процессов и качеств лич­ности каждого ребёнка. Только в этом случае, по мнению Л. С. Выготского, обучение не будет плестись в хвосте психического развития младших школьников, а будет за­бегать вперёд этого развития и вести его за собой.

 

Таким образом, современная развивающая обра­зовательная среда должна являться важным условием совершенствования целей начального образования. Образование при этом понимается нами как форма, способ психического развития человека. «...По своему содержанию психическое развитие — это самостоя­тельный процесс, но протекает оно в формах обще­ния, присвоения, обучения и воспитания. Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов».

 

В развивающей образовательной среде, которую должны проектировать все субъекты образователь­ного процесса (учителя, родители, администрация школы, практические психологи и управленцы си­стемы образования), необходимо развивать у млад­ших школьников важное личностное качество — про­извольность поведения и деятельности, на которое предстоит опираться и в последующем непрерывном образовании и самообразовании человека.

Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образователь­ной развивающей среде являются:

- упорство учащегося;

- настойчивость;

- умение преодолевать трудности в поведении и деятельности;

- умение выполнять разные виды самообслужи­вающего труда и трудовые действия (посильные для этого возраста);

- умение достигать цели, поставленные взрослыми;

- умение самостоятельно ставить цели;

- умение планировать своё поведение и деятель­ность;

- умение контролировать своё поведение и дея­тельность;

- умение управлять своим поведением и деятель­ностью;

- произвольность психических процессов (памя­ти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).

 



 

 

 

 

 



 

 

 


 

Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 49999

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru