Игры для детей Все игры

Смешарики - Гусеница


Игры - считалки. Учимся считать вместе с гусеницей

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 
Литература

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


План - конспект урока по литературе. А. И. Куприн «Тапер». Талант юного музыканта

План - конспект урока по литературе

А. И. Куприн «Тапер». Талант юного музыканта

Цель: раскрыть характер маленького музыканта; показать возможности диалогического ззаимодействия литературы и музыки, литературы и живописи; выявить авторское отношение к героям рассказа; обобщить знания учащихся о рассказе как малой эпической форме; определить роль сюжета и композиции в развитии авторской мысли.

Оборудование: аудиозапись «Венгерской рапсодии» Ф. Листа, портрет А. Рубинштейна работы И, Репина (1881 г.) (http://ilya—repin.ru/artists/repm4.php).

Ход урока

1.          Объявление темы и цели урока

— Сегодняшнее наше занятие будет посвящено маленькому му­зыканту.

2.          Аналитическая беседа

—Прочитайте, как описывает автор маленького музыканта, когда мы впервые видим его в передней дома Рудневых. («В передней стоя­ла Дуняша... Сзади ее копошилась в темном углу какая-то маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову».)

Значит, первый раз мы видим Юрия Азагарова как копошащуюся ма­ленькую фигурку.

—Почему Дуняша решилась на такую авантюру, как приглашение в качестве тапера маленького неказистого мальчика? (Потому что оказа­лась в безвыходной ситуации — все другие таперы были заняты.)

—Права ли была Таня в своей оценке, когда с первого взгляда определила, что «этот мальчик застенчив, беден и самолюбив»? (Да.)

— Как автор рисует литературный портрет мальчика?

—Каким тоном мальчик говорит с Лидией? Как меняется его инто­нация, когда он обращается к Татьяне? Почему так происходит? Ведь поначалу обе сестры сомневаются в его способностях... (Мальчик, не­смотря на свою молодость, отлично понял, кто из сестер что из себя представляет. И если перед Таней, которая с самого начал относит­ся к нему с уважением, он как бы оправдывается за свой маленький рост и возраст, а потом даже умоляет ее позволить ему что-нибудь сыграть; то с Лидией разговаривает резко и самоуверенно, потому что сразу чувствует презрение и высокомерие, с которым она к нему относится.)

—Почему мальчик в свои 14 лет выглядит таким худеньким и ма­леньким, словно десятилетний? (Возможно потому, что во всем себе отказывает, он беден, вероятно, сирота, сам заботится о себе и, очевидно, посвящает очень много времени музыке.)

—Как вы думаете, Юрий умоляет Таню позволить ему сыграть что-нибудь потому, что ему очень нужны деньги, или же есть еще какая-то причина? (Лидия больно задела его самолюбие, поэтому он очень хочет доказать ей, что она была не права.)

—Известно, что первое впечатление обычно очень сильное. Какое произведение выбирает Юрий для того, чтобы показать свое мастер­ство? («Венгерскую рапсодию» № 2 Ф. Листа.) Чтобы выяснить, какую роль играет рапсодия в рассказе, нам необходимо ее послушать.

Физкультминутка

3. Работа с музыкальным произведением

Учащиеся слушают рапсодию, фиксируя свои мысли и впечатления.

—  Итак, вы прослушали «Венгерскую рапсодию» Ф. Листа. Какие мысли, впечатления, ощущения, ассоциации возникли у вас во время прослушивания данной рапсодии?

—Как вы охарактеризуете это произведение? Много ли музыкаль­ных тем мы слышим? Что можем сказать о темпе? Какие музыкаль­ные мотивы присутствуют в рапсодии? (Рапсодия представляет со­бой свободную фантазию, содержит народные темы, строится на контрасте медленного и быстрого темпа; в этой музыке мы слышим мотивы национальных венгерских и цыганских танцев.)

—Четырнадцатилетний мальчик играет это произведение на фор­тепиано. Как вы думаете, сложное ли оно для исполнения? Да, техни­чески «Венгерская рапсодия» — невероятно сложная вещь для испол­нения, с множеством вариаций и сменой темпов. Не все музыканты, окончившие консерваторию, могут сыграть ее. Кроме того, у Ф. Листа была очень большая рука с сильными пальцами, что имеет огромное значение для игры на фортепиано. Трудно представить, сколько време­ни четырнадцатилетний мальчик должен был проводить за инструмен­том, чтобы настолько натренировать кисти и пальцы рук и достигнуть такого уровня мастерства. Прочитайте, пожалуйста, что происходит с Юрием во время первого исполнения рапсодии. Как волшебная сила искусства преображает мальчика? (Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощ­ные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобрази­лось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка по­луоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.)

—Почему Аркадий Руднев говорит, что безбожно заставлять его играть танцы? (Он слышит мастерство мальчика и понимает его та­лант, а танцы играются «под ноги» — это примитивная, монотон­ная работа.)

—Тем не менее Юрий Азагаров хорошо выполняет свою работу как тапер — играет танцы, при этом наблюдает за танцорами, слушает и подстраивается под них. Он играет вальсы, польки и кадрили почти механически, не пропуская их через себя. А рапсодия № 2 раскры­вает его исполнительский талант. Когда он играет ее, то не замечает того, что вокруг него происходит, а когда играет танцы, то видит всю праздничную суету, гостей, слышит диалог Аркадия Руднева и Рубин­штейна и т. д. Хозяин дома прекрасно все это понимает и чувствует, поэтому для Антона Григорьевича просит повторить именно произведение Листа.

—Какое исполнение рапсодии Юрием было лучшим — первое или второе? Подтвердите свой ответ цитатой, (Второе, т. к. «сам чувство­вал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз...».)

—Но ведь и в первый раз он играл прекрасно, почему же во второй получилось лучше? (Потому что в первый раз он играл для Лидии, для того, чтобы отомстить за свое уязвленное самолюбие, а во второй раз он играл для Антона Григорьевича.)

—Но ведь он еще не знал, кто такой Антон Григорьевич и какую роль может сыграть в его судьбе... Почему же у Юрия получилось так хорошо исполнить произведение? (Наверное, потому что «рыбак рыбака видит издалека» — Юрий интуитивно почувствовал близкую натуру, понял, что не просто так этот важный человек попросил его повторить рапсодию.)

—Нельзя также не сказать о том, что Антон Рубинштейн был зна­ком с Ф. Листом, у них даже была совместная постановка оперы. Поэто­му исполненная рапсодия приобретала для него личностное звучание.

4.          Работа с портретом А. Г. Рубинштейна работы И. Репина

—          Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Догадались ли вы, что за человек на нем изображен? Это портрет А. Г. Рубинштейна работы И. Репина. Рубинштейн был гениальным пианистом, композитором, основоположником профессионального музыкального образования в России. Он был не только необыкновенно одаренным, но и добрым и щедрым человеком, жертвовал огромные суммы денег на благотво­рительность, всегда помогал своим ученикам. Благодаря тому, что мы видели его литературный портрет, мы узнали его и на полотне.

Прочитайте, как «рисует» Рубинштейна А. Куприн. («Всего замеча­тельнее было его лицо — одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верх­

них век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...») Посмотрите, как точно описал Куприн музыканта. Как, в каком порядке автор рассказывает о чертах лица важного гостя? (Так, как будто рисует портрет на холсте: лоб—глаза—губы—подбородок—волосы.) Но мы видим не просто абстрактное изображение, а живого человека. Как писатель одушевляет черты лица героя рассказа? (Каждую чер­ту лица он оживляет тем. что соотносит ее с чертой характера или состоянием человека: морщины не просто глубокие, но гневные, взгляд утомленный и недовольный, губы указывают на железную волю, а нижняя челюсть — на властность и упорство.)

— Какую функцию в характеристике героя выполняет портрет? (Автор передает не только внешность важного гостя, но и его харак­тер. В этом и заключается задача и литературного, и живописного портрета.)

5.          Итог урока:

— Прочитайте последнюю фразу «Тапера». Является ли она раз­вязкой рассказа? (Последняя фраза является развязкой рассказа, по­тому что после поездки в санях и услышанных священных слов Юрий Азагаров больше никогда не будет тапером.)

— Как вы думаете, почему произведение заканчивается именно так? Почему читатель видит далекое будущее героя, но не знает, чем заканчивается елка и какой разговор состоялся у Юрия с его будущим

учителем? (Однозначного ответа на этот вопрос нет. Юрий ни с кем не делился этими словами, а автор не считает себя вправе додумы­вать; разговор этот все равно будет понятен только им двоим и зна­чим только для ученика мучителя.)

6. Домашнее задание

— Ответьте на вопросы рубрики «Обобщаем впечатления и наблю­дения»; прочитайте рассказ В, Г. Распутина «Уроки французского»


Дата добавления: 25-11-2013    Просмотров: 14738

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

25-11-2013
.
  • Гости
  • 12 февраля 2015 00:08

Kylie

За статью огромная благодарность, все по делу.
.
  • Гости
  • 25 февраля 2015 23:47

владимир

И мне понравилось, спасибо.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравиться на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru