Игры на внимание для детей. Охотник на зомби
Активизация зрительной памяти при изучении непроверяемых написаний
Активизация зрительной памяти при изучении непроверяемых написаний
В формировании прочных орфографических умений и навыков большое значение имеет систематическая работа надсловами с непроверяемыми орфограммами и трудно проверяемыми написаниями, так называемыми словарными словами. К сожалению, проводить работу над такими словами систематически не всегда удаётся — прежде всего потому, что нередко она отвлекает от основной линии урока, ведь чаще всего слова, предложенные для изучения, никак не связаны с его темой. И даже после использования всех рекомендуемых приёмов запоминания трудных слов у меня на протяжении многих лет остаётся чувство неудовлетворённости, которое, в общем-то, и заставило меня попробовать придумать что-то нетрадиционное, своё.
Та система работы над «трудными» словами, о которой я хочу рассказать, чего-то сверхъестественного собой не представляет, и кому-то из практикующих педагогов-словесников она, возможно, покажется даже в некотором роде «банальной», имеющей массу тех или иных недостатков. Но для меня определяющим в данной системе является то, что она приносит положительный эффект и даёт моим подопечным весьма ценную возможность для более глубокого знакомства со словом.
Я считаю, что наиболее эффективными способами, как запомнить слова с непроверяемыми орфограммами, являются те, которые активизируют работу зрительной памяти и внимание учащихся. Следовательно, на этапе запоминания следует выбрать такой способ первоначального знакомства со словарными словами, который наверняка исключил бы их неверное написание. Этап «предъявления» слов представляется мне наиболее значимым, так как очень важно предотвратить возможную ошибку или не дать ей развиться, дабы потом не пришлось её исправлять.
Согласно наблюдениям психологов, результаты письма часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Исходя из этого, первое знакомство со «словарными» словами я провожу следующим образом. Группу из пяти, семи или десяти слов (в зависимости от класса: в более сильном беру десять слов, в более слабом — пять или семь) заранее записываю на доске. Слова читаю сама, чётко проговариваю каждый звук. При этом учащиеся ни в коем случае не должны списывать эти слова. После прослушивания слов класс получает следующее задание: в течение одной минуты учащиеся должны запомнить эти слова. Установка, которую я даю им при этом, звучит примерно так: «Сегодня эти слова вы напишете без ошибок и запомните их на всю жизнь. Запомните, что они пишутся именно так». Вслед за этим я ещё раз чётко проговариваю предлагаемые для запоминания слова. Далее учащиеся работают по памятке, которая имеется у каждого из них в опорных конспектах.
Памятка «Несколько рациональных способов запоминания "трудных" слов»
После запоминания, которое длится ровно одну минуту, слова на доске закрываются, и учащиеся записывают их под диктовку, одновременно восстанавливая в памяти зрительный образ слова. Затем слова вновь открываются, и учащиеся получают возможность самостоятельно осуществить проверку. При проверке я рекомендую (смотрите пункт 7 памятки) проговаривать слова по слогам, сверяя с записью на доске, и отмечать вертикальной чертой каждый проверенный слог.
После проверки я прошу сначала поднять руки тех учащихся, кто не допустил ни одной ошибки в написании слов, а затем — по очереди — тех, кто допустил одну и более ошибок. Кстати говоря, ошибки на данном этапе, в общем-то, не страшны, ведь определяющим здесь является то, что обнаружены эти самые ошибки именно сейчас, когда до контрольного словарного диктанта ещё далеко. Да и учащимся такой вид первичного знакомства со словом приносит заметное удовлетворение, так как уже через три-четыре минуты они могут увидеть результаты своего труда.
Второй этап работы над словарными словами — это этап закрепления. Он строится по методике, которую использует СП. Лысенкова в начальной школе. Работа с уже заученными словами проводится на каждом последующем уроке — в течение трёх-четырёх занятий. При этом стараюсь отводить на неё не более пяти минут урока, остальную работу учащиеся, как правило, проводят дома.
Приёмы работы со словарными словами на этапе закрепления должны обязательно меняться. Быстрая регистрация в онлайн казино с полным описанием Вот лишь некоторые из них:
• составить гнездо однокоренных слов;
• составить словосочетания с данными словами;
• определить лексическое значение слов по толковому словарю;
• составить с указанными словами простые либо сложные предложения;
• составить кроссворд, используя как можно больше изученных слов.
Такая работа позволяет лишний раз привлечь внимание учащихся к лексическому значению слова, приучает их пользоваться толковым словарём, учит правильно формулировать значение каждого из слов.
Лучшие кроссворды я впоследствии ксерокопирую для каждого ученика. В дальнейшем словарный диктант превращается в увлекательное разгадывание кроссвордов, составленных одноклассниками.
Кроме этого, очень часто в помощники и советчики я беру этимологию — один из наиболее интересных и увлекательных, на мой взгляд, разделов науки о языке. Применение этимологического анализа совершенствует грамотность учащихся, обогащает их словарь и развивает речь. В данном случае из группы слов, о которых было сказано выше, я выбираю самое трудное либо самое интересное, по моим представлениям, слово. К примеру, слово «солдат». Оказывается, оно пришло к нам в XVII в. из немецкого языка, в который, в свою очередь, попало из итальянского. «Soldato» — так звучало это слово в оригинале. Вспомните, у А. Толстого в «Приключениях Буратино» деньги, монеты называли «сольдо» («soldo»). Буквально солдат — это «человек, идущий на войну за деньги», за «сольдо». После подобного этимологического анализа учащимся будет трудно написать слово «солдат» с ошибкой.
Когда учащимися усвоено написание большой группы слов (порядка тридцати), я провожу диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, наиболее трудные для учащихся. Именно к данным словам мы чаще всего обращаемся на последующих уроках, когда учащиеся выполняют работу над ошибками. Только после этого проводится итоговый (контрольный) словарный диктант. Как правило, после столь тщательной работы результаты итоговых словарных диктантов значительно улучшаются. Ведь если посчитать, сколько раз учащиеся обращались к тому или иному слову, то получится следующее:
1) первоначальное знакомство;
2) запоминание слов;
3) закрепление в ходе нескольких уроков;
4) диагностический диктант;
5) работа на уроках со «словами-чемпионами» (так я называю слова, в написании которых многие допустили ошибки);
6) индивидуальная работа над ошибками;
7) итоговый контрольный диктант.
Конечно, далеко не всегда у меня есть возможность проводить такую работу, она пока не стала систематической, но я к этому стремлюсь, так как вижу положительный результат. Учащиеся также работают по данной системе с удовольствием, потому что сами не единожды убеждаются в том, что при добросовестной и умело организованной работе трудные для написания слова не являются препятствием для получения высоких отметок по итогам словарных диктантов.
Слова с непроверяемыми орфограммами запомнить сложно, но можно!
Оставить комментарий!