Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Вратарики


Развивающие игры для любителей футбола. 

Смешарики - Гусеница


Игры - считалки. Учимся считать вместе с гусеницей
Доклады


Активизация зрительной памяти при изучении непроверяемых написаний

Активизация зрительной памяти при изучении непроверяемых написаний

      В формировании прочных орфографичес­ких умений и навыков большое значение имеет систематическая работа надсловами с непроверяемыми орфограммами и трудно проверяемыми написаниями, так называемыми словарными словами. К сожалению, проводить работу над такими словами систематически не всегда удаётся — прежде всего потому, что нередко она отвлекает от основной линии урока, ведь чаще всего слова, предложенные для изуче­ния, никак не связаны с его темой. И даже после использования всех рекомендуемых приёмов запоминания трудных слов у меня на протяжении многих лет остаётся чувство неудовлетворённости, которое, в общем-то, и заставило меня попробовать придумать что-то нетрадиционное, своё.

      Та система работы над «трудными» сло­вами, о которой я хочу рассказать, чего-то сверхъестественного собой не представля­ет, и кому-то из практикующих педагогов-словесников она, возможно, покажется даже в некотором роде «банальной», имеющей массу тех или иных недостатков. Но для меня определяющим в данной системе яв­ляется то, что она приносит положительный эффект и даёт моим подопечным весьма цен­ную возможность для более глубокого зна­комства со словом.

    Я считаю, что наиболее эффективными способами, как запомнить слова с непроверяемыми орфограммами, являются те, которые активизируют работу зрительной памяти и внимание учащихся. Следователь­но, на этапе запоминания следует выбрать такой способ первоначального знакомства со словарными словами, который наверняка исключил бы их неверное написание. Этап «предъявления» слов представляется мне наиболее значимым, так как очень важно предотвратить возможную ошибку или не дать ей развиться, дабы потом не пришлось её исправлять.

Согласно наблюдениям психологов, ре­зультаты письма часто улучшаются благо­даря установке на запоминание. Исходя из этого, первое знакомство со «словарными» словами я провожу следующим образом. Группу из пяти, семи или десяти слов (в зависимости от класса: в более сильном беру десять слов, в более слабом — пять или семь) заранее записываю на доске. Слова читаю сама, чётко проговариваю каждый звук. При этом учащиеся ни в коем случае не должны списывать эти слова. После прослушивания слов класс получает следующее задание: в течение одной минуты учащиеся должны запомнить эти слова. Установка, которую я даю им при этом, звучит примерно так: «Сегодня эти слова вы напишете без ошибок и запомните их на всю жизнь. Запомните, что они пишутся именно так». Вслед за этим я ещё раз чётко проговариваю предлагаемые для запоминания слова. Далее учащиеся ра­ботают по памятке, которая имеется у каж­дого из них в опорных конспектах.

Памятка «Несколько рациональных способов запоминания "трудных" слов»

1. Проговори слова вслух (по одному  слову), негромко и по слогам.
2. Закрой глаза, представь, что произ­несённые слова написаны.
3. Открой глаза, проверь, правильно ли ты запомнил написание слов.
4. Прочитай предложенные для запоми­нания слова про себя по слогам ещё раз.
5. Запиши данные слова под диктовку.
6. Проверь правильность их написания ещё раз, сравнив с записью на доске либо в учебнике.
7. Проговори слова по слогам ещё раз, отмечая вертикальной чертой каждый проверенный слог.

    После запоминания, которое длится ров­но одну минуту, слова на доске закрывают­ся, и учащиеся записывают их под диктов­ку, одновременно восстанавливая в памяти зрительный образ слова. Затем слова вновь открываются, и учащиеся получают возмож­ность самостоятельно осуществить проверку. При проверке я рекомендую (смотрите пункт 7 памятки) проговаривать слова по слогам, сверяя с записью на доске, и отмечать верти­кальной чертой каждый проверенный слог.

После проверки я прошу сначала поднять руки тех учащихся, кто не допустил ни одной ошибки в написании слов, а затем — по оче­реди — тех, кто допустил одну и более оши­бок. Кстати говоря, ошибки на данном этапе, в общем-то, не страшны, ведь определяющим здесь является то, что обнаружены эти самые ошибки именно сейчас, когда до контроль­ного словарного диктанта ещё далеко. Да и учащимся такой вид первичного знакомства со словом приносит заметное удовлетворение, так как уже через три-четыре минуты они могут увидеть результаты своего труда.

    Второй этап работы над словарными сло­вами — это этап закрепления. Он строится по методике, которую использует СП. Лысенкова в начальной школе. Работа с уже за­ученными словами проводится на каждом по­следующем уроке — в течение трёх-четырёх занятий. При этом стараюсь отводить на неё не более пяти минут урока, остальную работу учащиеся, как правило, проводят дома.

    Приёмы работы со словарными словами на этапе закрепления должны обязательно меняться. Быстрая регистрация в онлайн казино с полным описанием Вот лишь некоторые из них:

•    составить гнездо однокоренных слов;

•    составить словосочетания с данными словами;

•    определить лексическое значение слов по толковому словарю;

•    составить с указанными словами про­стые либо сложные предложения;

•    составить кроссворд, используя как можно больше изученных слов.

    Такая работа позволяет лишний раз при­влечь внимание учащихся к лексическому значению слова, приучает их пользоваться толковым словарём, учит правильно форму­лировать значение каждого из слов.

Лучшие кроссворды я впоследствии ксе­рокопирую для каждого ученика. В даль­нейшем словарный диктант превращается в увлекательное разгадывание кроссвордов, составленных одноклассниками.

Кроме этого, очень часто в помощники и советчики я беру этимологию — один из наиболее интересных и увлекательных, на мой взгляд, разделов науки о языке. При­менение этимологического анализа совер­шенствует грамотность учащихся, обогащает их словарь и развивает речь. В данном случае из группы слов, о которых было сказано выше, я выбираю самое трудное либо самое интересное, по моим представлениям, слово. К примеру, слово «солдат». Оказывается, оно пришло к нам в XVII в. из немецкого языка, в который, в свою очередь, попало из итальянского. «Soldato» — так звучало это слово в оригинале. Вспомните, у А. Толстого в «Приключениях Буратино» деньги, моне­ты называли «сольдо» («soldo»). Буквально солдат — это «человек, идущий на войну за деньги», за «сольдо». После подобного этимо­логического анализа учащимся будет трудно написать слово «солдат» с ошибкой.

Когда учащимися усвоено написание большой группы слов (порядка тридцати), я провожу диагностический словарный дик­тант, который позволяет выявить слова, наиболее трудные для учащихся. Именно к данным словам мы чаще всего обращаем­ся на последующих уроках, когда учащиеся выполняют работу над ошибками. Только после этого проводится итоговый (контроль­ный) словарный диктант. Как правило, по­сле столь тщательной работы результаты итоговых словарных диктантов значительно улучшаются. Ведь если посчитать, сколько раз учащиеся обращались к тому или иному слову, то получится следующее:

1)  первоначальное знакомство;

2)  запоминание слов;

3)  закрепление в ходе нескольких уро­ков;

4)  диагностический диктант;

5)  работа на уроках со «словами-чемпио­нами» (так я называю слова, в написании которых многие допустили ошибки);

6)  индивидуальная работа над ошибка­ми;

7) итоговый контрольный диктант.

Конечно, далеко не всегда у меня есть возможность проводить такую работу, она пока не стала систематической, но я к это­му стремлюсь, так как вижу положитель­ный результат. Учащиеся также работают по данной системе с удовольствием, потому что сами не единожды убеждаются в том, что при добросовестной и умело организованной работе трудные для написания слова не явля­ются препятствием для получения высоких отметок по итогам словарных диктантов.

Слова с непроверяемыми орфограммами запомнить сложно, но можно!


Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 8846

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru