Веселая рыбалка - Youda Fisherman
Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?
Конспект урока по повести В. Богомолова "Иван" 6 класс
(план-конспект урока по литературе
по повести В. Богомолова «Иван»)
VI класс
Дата добавления: 29-11-2020 Просмотров: 32655
Цели урока: пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
Оборудование урока: книги о войне; семейные реликвии времён войны (фотографии, письма и др.); песни о войне в исполнении Дм. Хворостовского («Журавли», «Последний бой»); иллюстрации картин о войне («А. Невский» и др.).
Опережающее задание:
1) прочитать текст;
2) «узнать» военные истории своей семьи.
Индивидуальные задания:
• подготовить устное выступление («Жизненные дороги В. Богомолова»);
• нарисовать обложку для книги «Иван».
Человек есть то, что он помнит...
Ход урока
I. Индукция.
Учитель. Захватывающие картины боя, грохот танков, ураганная стрельба... Ничего в этом произведении не будет.
«Иван» — это война, но другие её мгновения: почти тихие, почти мирные. Почти тихие мгновения, отнявшие у нашего народа более двадцати миллионов жизней...
Мы с вами не видели войны, но что заставляет нас снова и снова обращаться к этой теме? Почему тема войны остаётся актуальной?
Владимир Осипович говорил: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...»
- Что вы знаете о своих родных и близких, участвовавших в войнах?
- Что вы знаете о военных дорогах В. Богомолова? (Сообщения учащихся.)
- Подберите, пожалуйста, синонимический ряд к слову война. (Кровь, страдания, смерть.)
- С кем пришлось воевать? Кому пришлось воевать?
- Какую бы картину о войне на нашей выставке вы бы выделили? Почему?
(Триптих «А. Невский». Он олицетворяет духовную силу, мощь русского народа.)
- Какое ваше первое впечатление от повести В. Богомолова «Иван»?
II. Самоконструкция.
Учитель. Попытайтесь выразить его в цвете (рисунки), потом выберите лучшие работы и «объясните» их.
Сегодня мы говорим о маленьком герое В. Богомолова.
- Каким он предстаёт перед нами? Почему его портрет даётся неоднократно?
- Где происходят события, описанные в рассказе? (Днепр, Лунинец.)
- Что узнаёт читатель о прошлом Ивана? (Мальчик родился в Гомеле, жил с родителями на заставе в Прибалтике. Отец, пограничник, погиб в первый день войны. Сестра умирает на руках Ивана, который потом помогает партизанам и попадает в лагерь смерти.)
- Какое чувство вызывает у Ивана пережитое?
- Как проявляется ненависть Ивана?
- В чём видит смысл жизни маленький разведчик?
" Война глазами Ивана — какая она?
- Ребята, как вы думаете, почему повесть называется «Иван», а не «Ванечка», «Ваня»?
- Что выразил этим названием писатель?
III. Социоконструкция.
Работа в группах:
1) Докажите, что в Иване остались детские черты (см. проект «Иван-ребёнок»).
2) Докажите, что Иван, двенадцатилетний мальчик, взрослый воин («Иван-взрослый»).
3) Совершил ли подвиги маленький герой? (Да и герой ли он?)
3) Защита индивидуальных заданий: рисованные обложки для книги «Иван».
IV. Социализация.
Защита своих проектов.
- Почему взрослым неловко, не по себе при Иване?
" Почему ему говорят мало ласковых слов? (Они неуместны, так как нельзя жалеть, а потом отправлять на смерть.)
- Повесть построена так, что мы видим Ивана глазами Гальцева. Что хочет сказать молодой лейтенант об этом ребёнке?
- Обратите внимание, когда погиб Иван. Что это за день? (25 декабря.)
- В ваших ответах проявляется отношение к Ивану. Думаю, оно совпадает с авторским. Выразим это отношение в конкретном слове. (Уважение, восхищение, жалость, боль, любовь, чувство вины.)
V. Творчество.
Учитель. Подведём итог.
- Как вы понимаете смысл нашего эпиграфа? Как его можно связать с нашим уроком?
Напишите синквейн на темы: «Иван», «Война», «Урок».
Структура синквейна:
1) существительное;
2) два прилагательных или причастия (описание признаков, свойств выбранного
предмета);
3) три глагола или деепричастия;
4) фраза из четырёх слов, выражает личное отношение автора;
5) слово, характеризующее суть предмета.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из предложенных тем:
1) «Что я могу сделать, чтобы не было войны?»;
2) «Почему надо помнить эту войну?»;
3) «Подвиг моего прадеда».
Приложение
Цитатный план
Иван-ребёнок
Иван-взрослый
...я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати...
...по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу.
...он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10—11 лет.
Держался он независимо, говорил со мной уверенно и даже властно: он не просил, ... а требовал.
При виде Холина мальчик вмиг оживился и улыбнулся. Улыбнулся впервые обрадованно, совсем по-детски.
Он не смотрел в мою сторону и, словно не замечая меня, держался так, будто, кроме него, в землянке никого не было... — Я сам! — отрезал он.
...— Достань нам чего-нибудь интересное, — говорит мне Холин, — журнальчик там или ещё что... Только с картинками.
— А ушами ты можешь двигать? — Ушами? ...Нет, не могу, — улыбаюсь я. — А что? — А Холин может!
В этом, рассчитанном на взрослых, здоровых мужчин наставлении было сказано: «...если же температура воды ниже +15 °С, то переправа вплавь даже для хорошего пловца исключительно трудна, а через широкие реки невозможна... Они обнялись, как взрослые (встреча с Холи-ным).
— За то, чтобы я всегда возвращался, — задумчиво сказал мальчик (тост) ...Мы чокнулись и выпили...
— Нет, я хочу этот (нож)! — говорит он капризно и заглядывает мне в глаза. — Отдай его мне! Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из-под нар.
При виде конфет лицо мальчика не оживилось радостно, как это бывает у детей его возраста: он взял одну, не спеша, с таким равнодушием, будто он каждый день вдоволь ел шоколадные конфеты.
.
— А Хатасоныч уехал и не зашёл, — с чисто детской непоследовательностью говорит мальчик обидчиво.
— Ну, Ванюша, прощай! — я протянул руку мальчику. — Не прощай, а до свидания! — строго поправил он.
— У него этих ножей с десяток, не меньше. Целый сундук собрал... Что поделаешь — страсть! Возраст такой. Известное дело — мальчишка!
Я мысленно соглашаюсь с подполковником: Холин грубоват, а порой развязен и циничен. Правда, при мальчике он сдерживался, мне даже кажется, что он побаивается Ивана.
— Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало!
— Я маленький? А ты в лагере смерти был?
— В операции, кроме нас, участвует около двухсот человек (большая ответственность).
В. И. Богдановская, учитель русского языка и литературы высшей категории
УО «Мошканская средняя детский сад—школа имени А. К. Горовца Сенненского района»
Оставить комментарий!