Яндекс.Метрика
Игры для детей Все игры

Смешарики - Догонялки


Развивающие игры для тех, кто любит скорость! Развивает координацию движений,

Игра - тренажер для глаз "Грибная охота"


Игра - тренажер  для глаз  "Грибная охота". 

Подготовиться к современному уроку в начальной школе - это самому написать целый сценарий. Индивидуальный и неповторимый. Поэтому конспекты уроков в начальной школе имеют свои особенности. От чего устают дети в учебе? От однообразия, неинтересности. Если ребенку интересно, то невозможно исчерпать резервы его мышления, творчества, памяти. Конспекты уроков в начальной школе, составленные настоящими профессионалами своего дела, помогут в подготовке и проведении различных типов урока. Интересные идеи и нестандартный подход - и успешность каждого ребенка налицо. Чем глубже происходит осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Ведь одним из векторов профессионального самосовершенствования деятельности учителя начальных классов должен стать вопрос: «Как же мне вести урок, чтобы удивлять ежедневно?


М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Конспект урока по литературе 7 класс
 

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слово о писателе. Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества

Цель: дать частичное представление о личности и творческой на­правленности писателя; формировать понятие о сатире, гиперболе; помочь увидеть в сказке сатиру на социальные и нравственные поро­ки верхушки общества; развитие творческого воображения, развитие умения выделять главное, существенное, классифицировать материал; воспитывать умение делать ежедневный жизненный выбор; воспиты­вать непримиримость к порокам.

Предварительная работа: Сообщение «Из биографии М. Е. Сал­тыкова-Щедрина» (готовит один ученик).

Оборудование: материал для сообщения «Из биографии М. Е. Салтыкова:Щедрина»; информационные карточки и таблица для выполнения аналитической работы; карта «География сказки», созданная учащимися.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Ответить на вопросы 8—11 (с. 103—105).

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвое­нию нового материала

1. Вступительная беседа по вопросам.

— Любите ли вы сказки? А что вы знаете о них? Назовите признаки сказки. Какие бывают сказки? (Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях; волшебные, мифологические, фантастические; былинные; исторические сказания, близкие к мифам; бытовые; докучные, сказки-пародии, сказки-драз­нилки, прибацтки.)

Крупные разряды сказок:

1. Сказки о животных.

2. Сказки о людях или бытовые.

3. Волшебные сказки.

2. Слово учителя.

— А есть еще и другие сказки — политические. Говоря о таких сказках, в первую очередь необходимо назвать имя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Большое место в его творчестве за­нимают сказки с их аллегорическими образами, в которых ав­тор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX ве­ка больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается. Это действи­тельно сказки для взрослых, с аллегорией, иносказанием, иро­нией, направленные против существующего в то время строя...

В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. Основная проблема, затрагиваемая автором в про­изведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуа­таторов и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Сегодня мы с вами познакомимся с одной из этих сказок.

IV. Усвоение новых знаний

 

1. Сообщение «Из биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина»
(выступает заранее подготовленный ученик).

 

Материал для сообщения:

Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его — отец, коллежский советник, Евграф Васильевич, и мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, купеческого рода. — были довольно богатые местные помещики...

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков-Щедрин в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где про­вел два года, затем, в 1838 году переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи...

А в 1844 году после окончания лицея служил чиновником в кан­целярии Военного министерства. «...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...» — такую характеристику дал он бюрократиче­скому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова-Щед­рина: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединен­ные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справед­ливого общества.

Первые повести Салтыкова-Щедрина «Противоречия» (1847), «За­путанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обра­тили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. Писатель был выслан в Вятку за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 году был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чинов­ный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влия­ние на сатирическое направление творчества писателя.

Умер М. Е. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петер­бурге. (И. Г. Соколова)

2. Чтение сказки «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил».

Физкультминутка


V. Проверка понимания учащимися нового материала

1. Работа с учебником. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 120).

2. «География сказки». Задание:нарисовать карту, изобра­зив, где происходят события сказки.

Где начинаются события сказки? (Сказка начинается с рассказа о жизни генералов в Петербурге. Петербург, Нева, Подьяческая улица.) (Местонахождение этих объектов опреде­лено и не вызовет сомнений у семиклассников.)

В чем географическая особенность Петербурга? (Город на островах. Генералы всегда жили на острове. И в Петер­бурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга.. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.)

Где же находится необитаемый остров, на котором оказа­лись генералы? (Необитаемый остров, откуда мужик доста­вил генералов «на посудине», учащиеся изображают в самых неожиданных местах за «океан-морем»...)

 

Где же находится мужик-труженик по определению
М. Е. Салтыкова-Щедрина?

 

Вывод. Мужик-труженик находится везде: «...мужик везде есть, стоит только поискать его!» — говорит один из генералов.

3. «Приглашение к рассуждению».

Вы уже сегодня получили информацию о том, что «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сказка политическая. Согласны ли вы с этим утверждением?

Что в ней политического? (Мнения могут расходиться, от­веты могут прозвучать не совсем уверенно.)

Насколько четко и подробно автор в произведении изо­бразил представителей двух классов — класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых? (Семиклассники могут сказать, что изображения всего двух генералов и одного мужика явно недо­статочно.)

Следовательно, следующее задание будет направлено на то, чтобы опровергнуть не совсем верное утверждение учеников.

VI. Закрепление нового материала

1. Слово учителя.

Итак, чтобы явно увидеть четкое изображение двух про­тивоположных классов, а также понять, что сказка Салтыкова-Щедрина, к тому же, является сатирой на социальные и нрав­ственные пороки верхушки общества, мы выполним следующее задание.

3. Аналитическая языковая работа с текстом сказки и ин­формационной карточкой (в парах).

Задание: пересмотреть текст и прочитать материал на карточке; выписать, чем занимается мужик, что делают генералы на необитаемом острове; дать им небольшую характеристику и оценку.

Информационная карточка (на каждую парту) «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, хо­дит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают.Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедри­ным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные си­лы природы, шутя, переплывает «океан-море». И к поработи­телям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки выглядят жалки­ми пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изо­бражения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Вариант выполнения задания:


 

Дей­ствия пер­сона­жей

 

«Стали искать, где восток и где запад. ...Ничего не нашли». «Хотел генерал достать одно яблоко...ничего не вы­шло, только рубашку изо­рвал». Не стал ловить ни рыбу, ни рябчиков, потому что знал: все равно не поймает, «...пришлось возвращаться на условленное место с пу­стыми руками».

«Легли опять спать генера­лы...» «Они начали медленно под­ползать дуг к другу и в одно мгновения ока остер­венились». Читали «найденный нумер» «Московских ведомостей», «...пустились отыскивать мужика». «...Думали: «Вот как хоро­шо быть генералами — ни­где не пропадешь!» «Этою веревкою генералы привязали мужика к дере­ву, чтобы не убег, а сами легли спать», «...однако генералы соску­чились», «...ругали мужичину за его тунеядство...» «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюм­ку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«...висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену кра­ской мажет, или по крыше, слов­но муха, ходит». «И зачал он перед ними действо­вать». «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда кар­тофелю; потом... извлек огонь... поймал рябчика.. напек столько разной провизии, что генера­лам пришло далее на мысль: «Не дать ли и тунеядцу ча­стичку?» «Набрал сейчас мужичина ди­кой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова», «...мужичина до того изловчил­ся, что стал даже в пригоршне суп варить». «И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину...» «Набрал мужик пуху лебя­жьего мягкого и устлал им дно лодочки... уложил генералов и... поплыл». «А мужик все гребет да гре­бет, да кормит генералов се­ледками»

   
 

Харак­терные черты

Жалкие, никчемные люди, не приспособленные к жиз­ни, умеют только отдавать приказы. Самодовольные,       «сытые, белые,   веселые».   Воспри­нимают все блага в жизни как   должное,   как   непре­ложный    атрибут   дворян­ского происхождения. Бесполезность     существо­вания генералов, потреби­тельское отношение ко все­му окружающему. Ведут паразитический об­раз жизни

Ловкий, находчивый, трудолю­бивый, чуткий, сильный, сооб­разительный; имеет крестьян­скую   привычку   повиновения, чрезмерную покорность, неис­тощимое терпение

 

   
 

Оценка героев

Генералы     из     сказки «Как один мужик двух генералов  прокормил» выглядят жалкими пиг­меями. Они «ничего не понима­ют», они грязны физиче­ски и духовно, они трус­ливы    и    беспомощны, жадны   и  глупы.   Если подыскивать  животные маски,   то  им   как  раз подходит маска свиньи

Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Образ народа-мужика обрисован... с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необы­чайно сметлив и умен. Он все мо­жет: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы при­роды, шутя, переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного досто­инства

   

Примечание. В целях экономии времени данная работа мо­жет быть проведена устно. В тетрадь записываются только ха­рактерные черты и оценка героев.

3. Заключительное слово учителя.

— М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и ис­точником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. Нет народа — государ­ство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле.

Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жиз­ни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их мож­но так назвать) не вызывают у внимательного читателя ничего, кроме чувства презрения.

Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дво­рянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генерала­ми — нигде не пропадешь!» — так рассуждают генералы из сказ­ки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружаю­щему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!.» Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать ряб­чика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить».

Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генера­лов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце са­тирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.

VII. Домашнее задание

Прочитать статью учебника о писателе «Один из создателей русской сатиры» (с. 105—108). Перечитать сказку. Ответить на вопросы 3, 4 (с. 121).

VIII. Подведение итогов урока IX. Рефлексия

         Рабочие материалы учителя

Русская литература и сказка

Русская художественная литература XIXXX вв. очень обильно насыщена сказками и сказочниками.

Сказки В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Бе­рендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») и А. К. Толстого («Упырь» и др.), К. Аксакова («Сказка о Вадиме») и В. Даля (том «Русская сказка»).

Сказки Н. Лескова, Л. Н. Толстого («Сказка об Иване дураке и трех чертенятах»), Ф. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), В. Короленко («Сказание о Флоре, Агринне и Менахеме, сыне Иегуды», «Восточная сказка»), В. Гаршина («Сказание о гордом Аггее», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»), Г. Данилевского («Жи­вая свирель», «Смоляной бычок», «Лесная хатка», «Ивашко», «Каратышка», Ершова («Конек-Горбунок»), В. Одоевского («Бедный Гнедко»,«Мороз Иванович», «Сиротинка», «Город в табакерке»), Л. Н. Толстого (сказки в «Азбуке» и «Книгах для чтения»), Вагнера («Сказки Кота-Мурлыки») и мн. др.

...Известно политическое использование сказочных элементов для целей политической и общественной сатиры. Здесь на первом месте стоят сказки Салтыкова-Щедрина (том «Сказки», «Премудрый пе­скарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Как один мужик двух генералов прокормил» и др.), а позднее — М. Горького («Русские сказки» и др.).

Как жанр, дающий возможность самой ши­рокой аллегории ифантастики, сказка очень удобна для политической сатиры; поэтому и после революции ряд писателей пользуется сказкой для сатиры на антисоветские элементы, например, Д. Бедный («Сказ­ка о батраке Балде и страшном суде», «Сказка складка про старые порядки», «Царь Андрон», «Правда и Кривда»), Н. Асеев («Русская сказка», «Про зайца-китайца и лису-англичанку»), К. Чуковский.

 

 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сатиры  смелый властелин

Близость смерти не позволяет обыкновенно видеть настоящей ве­личины заслуг человека, и в то время как заслуги одних преувели­чиваются, заслуги других представляются, несомненно, в преумень­шенном виде, хотя бы в наличности их никто не сомневался, и даже враги воздавали им молчаливо известную дань уважения. Последнее относится и к Михаилу Евграфовичу Салтыкову.

Мало, наконец, людей, которые отличались бы таким цельным ха­рактером и прошли бы с такою честью жизненное поприще, как он.

Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет тра­диционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которо­го заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации...

Тем не менее, все сказки Салтыкова-Щедрина подвергались цен­зурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Пере­несение человеческих черт — и психологических, и политических — на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало не­лепость существующей действительности.

Писателя возмущало русское общество, несправедливое отношение господ к рабам, покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.

Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-Щедрина являются сказки. Каза­лось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных момен­тах поступки своих героев...

Символом крестьянской России является образ Коняги — из од­ноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права, есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его су­ществования...» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена?Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге»... Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Ще­дрину демократическую литературу.

 
Конспект урока по литературе 7 класс
Дата добавления: 9-08-2020    Просмотров: 6358

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.  
Связаться с нами

Похожие презентации:


Оставить комментарий!

9-08-2020

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Категории раздела
Друзья

Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Уважаемые администраторы детских и образовательных сайтов! Мы будем Вам очень благодарны, если Вы разместите у себя на сайте ссылку на наш сайт!!!



Нажмите для добавления

Опрос

Что Вам наиболее нравится на сайте?

Игры
Физминутки
Презентации
Мультфильмы
Детская музыка
Конспекты уроков
 
 
 

Наши партнеры
Alexa Certified Traffic Ranking for prezentacya.ru